Мотивированное решение
изготовлено 01 июля 2016 года
Дело № 2-5495/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 июня 2016 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего Жугановой Н.В.
при секретаре Марущак В.А.,
с участием истца Баранова Ю.Г.,
помощника прокурора Джулаева Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского административного округа г. Мурманска в интересах Баранов Ю.Г. к Государственному областному бюджетному учреждению «Центр занятости населения города Мурманска» о признании безработным,
установил:
Прокурор Первомайского административного округа г. Мурманска, действуя в интересах Баранов Ю.Г., обратился в суд с иском к ГОБУ «Центр занятости населения города Мурманска» о признании безработным.
В обоснование иска указано, что Баранов Ю.Г. был уволен с последнего места работы ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику в качестве ищущего работу, предоставив при этом гражданский паспорт, трудовую книжку, индивидуальную программу реабилитации инвалида и документ об образовании. Справка о средней заработной плате за последние три месяца с последнего места работы им предоставлена не была, в связи с невозможностью ее получения в силу объективных причин. В этот же день Баранов Ю.Г. был зарегистрирован в ГОБУ «Центр занятости населения города Мурманска» (далее — Центр занятости), как ищущий работу, однако, в нарушение действующего законодательства решение о признании его безработным либо решение об отказе в признании его безработным в установленный законом срок принято не было. Непринятие ответчиком решения о признании Баранов Ю.Г. безработным лишает его возможности получать пособие по безработице длительный период времени, тогда как получение данного пособия и содействие в трудоустройстве в настоящее время является для него жизненно необходимым, т. к. он является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию, не работает и единственным источником его дохода является пособие по инвалидности. Просит суд обязать ответчика признать Баранов Ю.Г. безработным со дня его регистрации в ГОБУ «Центр занятости населения г. Мурманска», то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал свои требования по основаниям, изложенным в иске.
Баранов Ю.Г. в судебном заседании заявленные прокурором в его интересах требования поддержал.
Представитель ответчика — ГОБУ «Центр занятости населения г. Мурманска» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела судом извещался надлежащим образом, представил в адрес суда письменное мнение по иску, в котором исковые требования не признал, указав, что вопрос о признании Баранов Ю.Г. безработным не рассматривался ввиду отсутствия у него справки о среднем заработке, то есть документа, входящего в перечень обязательных для решения вопроса о признании гражданина безработным. Полагает требования о понуждении в признании Баранов Ю.Г. безработным без предоставления справки о среднем заработке не подлежащими удовлетворению. Просит дело рассмотреть в отсутствие представителя Центра.
При таких обстоятельствах, суд, в соответствии со статьей 167 ГПК Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка прав на социальную защиту от безработицы.
В силу статьи 17 Конституции Российской Федерации, в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Частью 3 статьи 37 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на труд, а также право на защиту от безработицы.
Статья 39 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со статьей 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» № от ДД.ММ.ГГГГ безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее - организации) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.
В силу части 2 статьи 3 указанного Закона решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости пасорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квлификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Категории граждан, которые не могут быть признаны безработными, приведены в части 3 статьи 3 названного Закона.
Порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В данном случае таковым являются Правила регистрации безработных граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, вступившие в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Так, в соответствии с пунктом 4 указанных Правил, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорт или документ, его заменяющий; трудовая книжка или документ, ее заменяющий; документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию; справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).
Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными.
При постановке на регистрационный учет безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения письменно (под роспись) уведомляют их о признании безработными и постановке на регистрационный учет.
Постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях:
а) отказ гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы;
б) два отказа гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
в) неявка гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы;
г) неявка гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным;
д) представление гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным.
В свою очередь, основания для отказа в признании гражданина безработным предусмотрены частью 3 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Перечень данных оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Такого основания для отказа в признании гражданина безработным, как непредставление справки о заработной плате за три предшествующих обращению в Центр занятости месяца с последнего места работы, данный перечень не содержит.
В свою очередь, при решении вопроса о признании гражданина безработным Центр занятости должен руководствоваться действующим федеральным законодательством РФ, а не письмами Минздравсоцразвития, нормативными правовыми актами не являющимися.
Судом установлено, что Баранов Ю.Г., являющийся инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию, установленной повторно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, был уволен с последнего места работы в ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Баранов Ю.Г. обратился в ГОБУ «Центр занятости населения в г. Мурманске» для регистрации в качестве ищущего работу, предоставив при этом гражданский паспорт, трудовую книжку, индивидуальную программу реабилитации инвалида. В этот же день истец зарегистрирован в ГОБУ «Центр занятости населения г. Мурманска», как ищущий работу, что не оспаривалось ответчиком.
Вместе с тем, решение о признании истца безработным либо решение об отказе в признании его безработным ответчиком не принималось, поскольку Баранов Ю.Г. при обращении о постановке на регистрационный учет не была представлена справка о среднем заработке по последнему месту его работы.
Из представленных материалов, а также пояснений сторон установлено, что непредставление истцом справки о среднем заработке с последнего места работы обусловлено объективными причинами, поскольку ввиду состояния здоровья Баранов Ю.Г. ведение переписки с бывшим работодателем является для него затруднительным. Также по состоянию здоровья Баранов Ю.Г. не всегда может уделять должное внимание данному вопросу.
Прокуратурой Первомайского округа г.Мурманска в интересах Баранов Ю.Г. была предпринята попытка получения необходимых справок, однако до настоящего времени ответ на запрос от ДД.ММ.ГГГГ от администрации ООО «<данные изъяты>» не получен.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что истец с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в Центре занятости как получатель государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, ввиду тяжелого материального положения истца получение пособия по безработице и содействие в трудоустройстве является для него жизненно необходимым, суд приходит к выводу, что гражданин Баранов Ю.Г. имеет право на признание его безработным со дня регистрации в Центре занятости населения.
Кроме того, пунктом 9 Правил установлен четкий перечень оснований для отказа в признании безработным. Перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Непредставление указанной выше справки в данный перечень не входит.
Кроме того, в соответствии с частями 1, 2 статьи 30 Закона Российской Федерации № справка о среднем заработке необходима для определения размера пособия по безработице, тогда как в рассматриваемом случае пособие истцу может быть установлено только в размере минимальной величины пособия по безработице.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 56, 67, 167, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» - ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░________________________