Дело № 2-4682/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 августа 2018 года
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Лоншаковой Т.В.
при секретаре судебного заседания Савченко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску Цухулаева Е.Н., Соколовой Н.И. к администрации муниципального района «Читинский район», ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение выплат и о включении в список на оказание единовременной материальной и финансовой помощи,
УСТАНОВИЛ:
истцы обратились в суд с вышеназванным иском изначально к ответчику администрации муниципального района «Читинский район», просили установить факт их постоянного проживания в жилом доме по адресу: <адрес>, признать за ними право на получение денежных выплат (единовременной материальной и финансовой помощи), включить в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека, включить в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение финансовой материальной помощи за частичную утрату имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей на человека. Просили обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование требований указали, что вследствие чрезвычайной ситуации (паводка) семья истцов лишилась имущества первой необходимости. Вместе с тем, регистрация по месту жительства в данном жилом помещении у них отсутствует. Данное обстоятельство является препятствием для реализации предоставленного им прав на возмещение ущерба вследствие чрезвычайной ситуации природного характера. Установление факта проживания необходимо для включения их в списки граждан, нуждающихся в получении денежных выплат.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края.
В настоящем судебном заседании истица Соколова Н.И., действующая на основании доверенности и от имени Цухулаева Е.Н., заявленные требования поддержала, дополнила их правовым обоснованием, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края Кафтанчикова Е.С., действуя по доверенности, возражала против заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика УМВД России по Забайкальскому краю Писаренко Е.В., действующая на основании доверенности, возражала по доводам, изложенным в отзыве на иск, просила в иске отказать, ссылаясь на то, что УМВД России по Забайкальскому краю является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в настоящее судебное заседание не явился, от Нарышкина Е.Г., действующего по доверенности, поступил отзыв на иск.
Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края, надлежаще извещенный о дате и месте слушания дела, в настоящее судебное заседание не явился, от Каменевой Л.В., действующей по доверенности, ранее поступил отзыв на иск, просила рассмотреть дело без своего участия. Ходатайствовала о привлечении в качестве соответчика Министерства финансов Российской Федерации.
Представитель ответчика администрации муниципального района «Читинский район» в настоящее судебное заседание не явился, возражений на иск не направил.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункт «г,д» пункта 2 Правил предусматривает, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
При этом 30 мая 2018 года постановлением Правительства РФ № 627 введен в действие п.2.1 Правил, согласно которому выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по делу является постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства.
В постановлении Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в зависимости от характера ЧС разделены на виды, к ЧС регионального характера относятся ЧС, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.
Согласно п. 1.1 вышеназванных Правил к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
Под частичной утратой имущества первой необходимости понимается приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования. Под полной утратой имущества первой необходимости приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Судом установлено, что на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ истец Цухулаев Е.Н. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, а также собственником земельного участка по данному адресу на основании договора купли- продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Право собственности на жилой дом и земельный участок зарегистрированы Цухулаевым Е.Н. в установленном законом порядке.
Согласно справке главы администрации сельского поселения «Угданское» Б Д.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, истцы Цухулаев Е.Н. и Соколова Н.И. постоянно проживают по данному адресу.
В ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что земельный участок по адресу: <адрес>, и расположенный на нем жилой дом попали в зону подтопления № в связи с паводком, вызванном сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Вместе с тем, из материалов дела также следует, что истцы не имеют регистрации по месту жительства по указанному выше адресу.
Как следует из пояснений истицы, в указанном жилом доме зарегистрированы их совершеннолетние дети Ц Г.Е., Ц В.Е., которые были включены в список пострадавших и им выплачены денежные компенсации.
На обращение истцов за предоставлением денежной выплаты в связи с утратой имущества первой необходимости администрацией муниципального района «Читинский район» дана справка от 24.07.2018 г., в которой указано на отсутствие правовых оснований для включения в список на оказание единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с отсутствием постоянной регистрации по месту проживания.
При этом в материалы дела истцами представлен Акт обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов Забайкальского края в июле 2018 года, составленный 15.07.2018 г. комиссией, согласно заключению которой имущество первой необходимости у пострадавших Цухулаева Е.Н. и Соколовой Н.И. утрачено частично (предметы мебели для приема пищи, котел отопительный разрушен частично).
В свою очередь, как следует из материалов дела, истец Цухулаев Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес>, его супруга истица Соколова Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес>.
Из пояснений истицы следует, что ранее их семья проживала в <адрес> в жилом доме, который был затем продан, однако супруг сохранил регистрацию по прежнему адресу, так как зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя именно по данному адресу.
Установлено, что Соколовой Н.И. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству о заключении брака Цухулаев Е.Н. и Соколова Н.И. состоят в браке с ДД.ММ.ГГГГ.
Не оспаривалось, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в силу ст. 34 Семейного кодекса РФ является совместно нажитым имуществом, поскольку было приобретено в браке.
Из анализа действующего законодательства, следует, что целью оказания материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего на территории Забайкальского края в 2018 году за утраченное имущество первой необходимости, является государственная поддержка тем гражданам, которые потеряли основное свое имущество в результате наводнения.
Из указанного следует, что администрацией муниципального района «Читинский район» обоснованно отказано истцам во включении в список нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края, поскольку истцы, как члены одной семьи, имеют в собственности иное жилье, пригодное для проживания,
При этом показания свидетеля Ч Т.И. о том, что истцы постоянно проживают в жилом доме по адресу: <адрес>, не могут являться основанием для удовлетворения требований истцов, поскольку материалами дела подтверждается наличие в собственности у супругов иного жилья.
Вместе с тем, доводы стороны ответчиков о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу, суд полагает несостоятельными, поскольку в силу Приложения №10 к Правилам выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи составляется главой местной администрации, согласовывается начальником ГУ МЧС России по субъекту, руководителем территориального органа МВД России на территориальном уровне, а уполномоченным органом исполнительной власти в части организации единовременных выплат определено Министерство труда и социальной защиты населения и Министерство финансов Забайкальского края (п.10 Постановления Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 №45).
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194- 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Цухулаева Е.Н., Соколовой Н.И. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Читы.
Решение в окончательной форме принято 30 августа 2018 года.
Судья Лоншакова Т.В.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>