Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Приморско-Ахтарск 07 мая 2013 года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Ковешникова В.И.,
при секретаре Русских Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ахтарский прудовый комплекс» о понуждении к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,
У С Т А Н О В И Л:
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Приморско-Ахтарский районный суд с иском к ООО «Ахтарский прудовый комплекс» о понуждении к соблюдению законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мотивируя его тем, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка, в результате которой было установлено, что ООО «Ахтарский прудовый комплекс» эксплуатируется гидротехнические сооружения: водозаборные сооружения на территории предприятия, предназначенные для забора воды из Новочапаевского гирла, допускаются нарушения, однако в нарушение требований ст.ст. 10,11,19 Закона № 117 – ФЗ декларацию безопасности на эксплуатируемые гидротехнические сооружения не разработал, на проведение государственной экспертизы не представил.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 117-ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Статьей 11 указанного выше закона предусмотрено, что Государственная экспертиза декларации безопасности гидротехнических сооружений, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнических сооружений, а также после их реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, проводится в соответствии с положениями настоящей статьи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Для проведения государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений могут привлекаться научно-исследовательские и проектные организации.
Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений проводится по инициативе собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций, в том числе в случае их несогласия с предписаниями органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.
Согласно ст. 19 Федерального закона № 117-ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью являются нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Кроме того, несоблюдение требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Статьей 14 указанного выше закона установлены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Так, организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также выполнять иные требования, установленные законом.
Вместе с тем, проверкой установлено, что в нарушение требований ст.ст. 10,11,19 Закона № 117-ФЗ ООО «Ахтарский прудовый комплекс» декларацию безопасности на эксплуатируемые гидротехнические сооружения не разработал, на проведение государственной экспертизы не представил.
При таких обстоятельствах, непринятие ООО «Ахтарский прудовый комплекс» мер по обеспечению безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений, вследствие аварии гидротехнических сооружений, может привести к существенному материальному ущербу, ухудшению состояния окружающей природной среды и ставит под угрозу жизнь и здоровье как лиц, обслуживающих гидротехнические сооружения, так и жителей близлежащих территорий, то есть имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц.
Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как в первую очередь нарушают права и законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции РФ.
Поэтому Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать ООО «Ахтарский прудовый комплекс» разработать декларацию безопасности на эксплуатируемое гидротехническое сооружение – водозаборные сооружения на территории предприятия, предназначенное для забора воды из Новочапаевского гирла и направить на проведение государственной экспертизы.
В судебное заседание Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор не явился, от него поступило ходатайство, в котором он поддерживает исковые требования в полном объеме, просит установить срок исполнения решения в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу и рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика – ООО «Ахтарский прудовый комплекс» в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Третье лицо – представитель Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 117-ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Статьей 11 указанного выше закона предусмотрено, что Государственная экспертиза декларации безопасности гидротехнических сооружений, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнических сооружений, а также после их реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, проводится в соответствии с положениями настоящей статьи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Для проведения государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений могут привлекаться научно-исследовательские и проектные организации.
Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений проводится по инициативе собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций, в том числе в случае их несогласия с предписаниями органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.
Согласно ст. 19 Федерального закона № 117-ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью являются нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Кроме того, несоблюдение требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Статьей 14 указанного выше закона установлены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Так, организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также выполнять иные требования, установленные законом.
Вместе с тем, проверкой установлено, что в нарушение требований ст.ст. 10,11,19 Закона № 117-ФЗ ООО «Ахтарский прудовый комплекс» декларацию безопасности на эксплуатируемые гидротехнические сооружения не разработал, на проведение государственной экспертизы не представил.
При таких обстоятельствах, непринятие ООО «Ахтарский прудовый комплекс» мер по обеспечению безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений, вследствие аварии гидротехнических сооружений, может привести к существенному материальному ущербу, ухудшению состояния окружающей природной среды и ставит под угрозу жизнь и здоровье как лиц, обслуживающих гидротехнические сооружения, так и жителей близлежащих территорий, то есть имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц.
Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как в первую очередь нарушают права и законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образования, поэтому требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░