Решение по делу № 2-1061/2013 ~ М-1158/2013 от 07.06.2013


Дело №2-1061/13


РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Шали 18 июня 2013 года

Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе:

председательствующего - судьи Зайнетдиновой М.Б.,

с участием помощника прокурора Курчалоевского района ФИО3,

при секретаре Эбзиевой Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> ЧР в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации Майртупского сельского поселения Курчалоевского муниципального района ЧР, незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения,

установил:

<адрес> ЧР обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации Майртупского сельского поселения Курчалоевского муниципального района ЧР, незаконным, указав, что прокуратурой <адрес> в марте 2013 года проведена проверка исполнения требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, по результатам которой в администрации Майртупского сельского поселения Курчалоевского муниципального района (далее по тексту - орган местного самоуправления) выявлены нарушения в указанной сфере правоотношений.

Так, всоответствии с ч. 2 ст. 15 Конституцией Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.12.2011 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одними из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации являются: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно ст. 38 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организации, общественных объединений, их должностных лиц.

В соответствии с п.п. 2-5 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. Не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия органов местного самоуправления; информации о состоянии окружающей среды; информации о деятельности органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, к информации о своей деятельности на русском языке в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения. Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности органов местного самоуправления регламентируются Федеральным законом от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее по тексту - ФЗ № 8-ФЗ).

В соответствии со ст. 10 ФЗ № 8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Согласно ст. 11 ФЗ № 8-ФЗ основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются: достоверность предоставляемой информации о деятельности органов местного самоуправления; соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности органов местного [самоуправления; изъятие из предоставляемой информации о деятельности органов местного самоуправления сведений, относящихся к информации ограниченного доступа; создание органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также создание муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информацией; учет расходов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, при планировании бюджетного финансирования указанных органов.

Содержание информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет, в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления регламентировано статьей 13 ФЗ № 8-ФЗ и включает в том числе: информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления; административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг; информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях; информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления и другую информацию.

В силу ч. 7 ст. 14 ФЗ № 8-ФЗ, перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 24 ФЗ № 8-ФЗ порядок осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления устанавливается муниципальными правовыми актами.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 ФЗ № 8-ФЗ решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

Частью 3 ст. 24 ФЗ № 8-ФЗ установлено, что надзор за исполнением государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами настоящего Федерального закона осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Орган местного самоуправления является органом, предоставляющим муниципальные услуги в рамках своих полномочий. В соответствии со ст. 5, 6 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» заявители при получении муниципальных услуг, имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

Органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ № 209-ФЗ), органы местного самоуправления вправе утверждать перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети Интернет на официальных сайтах утвердивших их органов местного самоуправления.

Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах; оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; открытость процедур оказания поддержки (ч. 1 ст. 14 ФЗ № 209-ФЗ).

Кроме этого, Федеральный закон от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривает право граждан на обращение в орган местного самоуправления или должностному лицу, а также получение ответа по рассмотрению обращения в форме электронного документа.

Между тем, в ходе проведенной проверки установлено, что органом местного самоуправления не обеспечен доступ пользователей информации к информации о деятельности органа местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.

Перечень информации о деятельности органа местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет и порядок осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления не утверждены, официальный сайт органа местного самоуправления не создан.

Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, на официальных сайтах муниципального района и Чеченской Республики не размещается.

Данных свидетельствующих о том, что орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, не имеется.

Бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в непринятии мер по созданию официального сайта, утверждению перечня информации, размещаемой в сети Интернет и порядка осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, а также размещению на официальном сайте информации о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с утвержденным перечнем, нарушает права и законные интересы граждан, юридических лиц, субъектов малого и среднего предпринимательства, граждан с ограниченными возможностями здоровья, на доступность обращения в органы местного самоуправления, получения предусмотренной законом информации, муниципальных услуг, ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, обжалования действия (бездействия) органов местного самоуправления муниципального образования в электронном виде, посредством сети Интернет.

Таким образом, бездействие органа местного самоуправления затрагивает и нарушает в первую очередь права и свободы неопределенного круга лиц, которое в соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оспаривается в гражданском судопроизводстве.

В данном случае понуждение к утверждению перечня информации, размещаемой в сети Интернет о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также порядка осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, не означает вмешательство суда в компетенцию органов местного самоуправления, поскольку необходимость наличия указанных нормативных правовых актов, регламентирующих перечень информации, размещаемой в сети Интернет о деятельности органа местного самоуправления и порядок осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, обусловлена требованиями ч. 7 ст. 14 и ч. 2 ст. 24 ФЗ № 8-ФЗ.

На основании изложенного прокурор просит суд признать бездействие администрации Майртупского сельского поселения Курчалоевского муниципального района - незаконным; возложить на нее обязанности: создать официальный сайт в сети Интернет; утвердить перечень информации, размещаемой в сети Интернет о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и порядок осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления; разместить на официальном сайте информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с утвержденным перечнем, в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО3 поддержал заявленные требования по основаниям указанным в заявлении и просил их удовлетворить.

Заинтересованное лицо - глава Майртупского сельского поселения Чараев С-Э.И. в судебное заседание не явился, в своем письменном заявлении требования признал в полном объеме не возражал против их удовлетворения, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения прокурора, суд находит заявление прокурора <адрес> ЧР обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемое действия (бездействие) не соответствует закону или иному нормативно – правовому акту.

Круг лиц, в защиту которых выступает прокурор является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать, привлечь к участию в деле в качестве истцов, решить вопрос о правах каждого из них при разрешении дела.

Согласно ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд считает, что признание администрацией Майртупского сельского поселения Курчалоевского муниципального района ЧР требований прокурора, соответствует требованиям закона и не нарушает права и законные интересы других лиц и поэтому суд принимает признание иска ответчиком, в связи с чем требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации Майртупского сельского поселения Курчалоевского муниципального района ЧР, незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление прокурора <адрес> ЧР, удовлетворить.

Признать бездействие администрации Майртупского сельского поселения Курчалоевского муниципального района - незаконным.

Возложить на администрацию Майртупского сельского поселения Курчалоевского муниципального района ЧР обязанности: создать официальный сайт в сети Интернет; утвердить перечень информации, размещаемой в сети Интернет о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и порядок осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления; разместить на официальном сайте информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с утвержденным перечнем, в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чеченской Республики через Шалинский городской суд ЧР в течение месяца со дня вынесения.


Судья (подпись) М.Б. Зайнетдинова

Копия верна

Судья М.Б. Зайнетдинова

2-1061/2013 ~ М-1158/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Курчалоевского района ЧР в защиту интересов неопределенного круга лиц
Другие
Администрация Майртупского сельского поселения Курчалоевского муниципального района ЧР
Суд
Шалинский городской суд
Судья
Зайнетдинова М.Б.
07.06.2013[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2013[И] Передача материалов судье
07.06.2013[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2013[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2013[И] Подготовка дела (собеседование)
11.06.2013[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2013[И] Судебное заседание
18.06.2013[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2013[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2013[И] Дело оформлено
06.08.2013[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее