8 мая 2018 года г.Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.,
судей Борисихиной С.А., Песецкой С.В.,
по докладу судьи Борисихиной С.А.,
при секретаре < Ф.И.О. >3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Денисовой Н.И. на решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 8 февраля 2018 года,
установила:
Денисова Н.И. обратилась в суд с административным иском к администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района о признании незаконными действий по отказу в заключении с ней договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <...>, в районе лодочного кооператива «Южный», площадью <...>., с кадастровым номером <...> и об обязании в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения суда заключить с Денисовой Н.И. договор аренды данного земельного участка сроком на <...>.
В обоснование заявленных требований Денисовой Н.И. указано, решением Приморско-Ахтарского районного суда от 21.12.2016 года суд признал незаконными действия администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района, выраженные в отказе Денисовой Н.И. в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью <...>, с кадастровым номером <...> и возложил на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения. Однако, до настоящего времени административным ответчиком нарушения не устранены, договор аренды указанного земельного участка с ней не заключен.
На ее заявление от 11.12.2017 года о предоставлении в аренду данного земельного участка администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района в письме от 12.01.2018 года ответила отказом.
Полагая данные действия администрации незаконными,
Денисова Н.И.обратилась в суд с настоящим административным иском.
Обжалуемым решением Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 08.02.2018 года административное исковое заявление Денисовой Н.И. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Денисова Н.И. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Полагает, что оспариваемое решение является незаконным, поскольку суд при рассмотрении дела неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил нормы материального и процессуального права.
В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого административный истец Денисова Н.И. и административный ответчик – администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела отчетом об извещении административного истца с помощью СМС-сообщения и распечаткой с сайта «Почта России» о получении заказанного письма административным ответчиком, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Денисова Н.И. обратилась в администрацию Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью <...>, с кадастровым номером <...>, для размещения индивидуальных гаражей.
В целях приобретения прав в отношении данного земельного участка Денисовой Н.И. предварительно, за свой счет, были проведены работы по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет.
Постановлениемадминистрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района от <...> <...> была утверждена схема расположения земельного участка, образованного из кадастрового квартала <...>, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <...>, площадью <...>, по фактически сложившимся границам и обмеру его в натуре; установлен вид разрешенного использования сформированного земельного участка - для размещения индивидуальных гаражей.
Согласно кадастровому паспорту от <...> <...>, указанный выше земельный участок имеет вид разрешенного использования - для размещения индивидуальных гаражей. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: <...>. Данный вид разрешенного использования земельного участка в настоящее время не изменен.
В газете «Приазовье» <...> (<...>) от <...> администрацией Приморско-Ахтарского района была размещена информация о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка из земель населенных пунктов, площадью <...>, с кадастровым номером <...>, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <...>, для размещения индивидуальных гаражей сроком на <...>.
Впоследствии на основании заявления администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района земельный участок с кадастровым номером <...> был снят с кадастрового учета.
Решением Приморско-Ахтарского районного суда от 10.09.2014 года суд обязал филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю» восстановить сведения временного характера государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером <...>, расположенномпо адресу: <...>.
Письмом от <...> <...> администрацией Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района Денисовой Н.И. было предложено изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...>, согласно Правил землепользования и застройки, поскольку лодочный кооператив «Южный» расположен в градостроительной зоне ИТ-2 (зона транспортной инфраструктуры), в которой не предусмотрено использование земельных участков под индивидуальными гаражами.
29.08.2016 года Денисова Н.И. повторно обратилась в администрацию Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду.
Письмом администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района от <...> <...> Денисовой Н.И. было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку в зоне ИТ-2 (зона транспортной инфраструктуры) максимальная площадь земельного участка, предоставляемого для размещения отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения личного автотранспорта граждан, с возможностью размещения автомобильных моек – <...>
Денисова Н.И. обратилась в суд с административным иском к администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района о признании незаконными действий, выраженных в отказе в предоставлении ей в аренду земельного участка.
Решением Приморско-Ахтарского районного суда от <...> суд признал незаконными действия администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района, выраженные в отказе Денисовой Н.И. в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, площадью <...>, с кадастровым номером <...>, и обязал администрацию Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца.
21.01.2017 года Денисова Н.И. вновь обратилась вадминистрацию Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка.
Письмом администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района от <...> <...> Денисовой Н.И. было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку согласно выписке из ЕГРН от <...>, граница земельного участка с кадастровым номером <...> пересекает границы земельного участка с кадастровым номером <...>.
На очередное заявление Денисовой Н.И. от 11.12.2017 года о предоставлении земельного участка в аренду, письмом администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района от <...> <...> Денисовой Н.И. было разъяснено, что поскольку ранее на испрашиваемый земельный участок поступало заявление о предоставлении в аренду, администрации необходимо провести мероприятия по предоставлению данного земельного участка путем провередения аукциона.
06.02.2018 года администрацией Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района вынесено постанолвение № 110 «О подготовке и проведении аукциона на право заключение договоров аренды земельных участков на территории Приморско-Ахтарского городского поселения Приморо-Ахтарского района».
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными, или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены, или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Разрешая спор и отказывая Денисовой Н.И. в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании действий органа местного самоуправления по отказу в заключении с ней договора аренды земельного участка, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, исходил из того, что предоставление Денисовой Н.И. испрашиваемого земельного участка без проведения торгов противоречило бы принципам действующего законодательства, а также ограничило бы граждан и организации на равноправный доступ к реализации гражданских прав и обязанностей, поскольку обращению Денисовой Н.И. с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка предшествовали заявления иных граждан, поданные в администрацию Приморско-Ахтарского городского поселения Приморо-Ахтарского района о предоставлении в аренду того же земельного участка и на тот же срок.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться.
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Необходимо отметить, что на дату возникновения спорных правоотношений порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, был регламентирован статьями 30-34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 года).
В соответствии с часть 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
На основании части 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Исходя из правового смысла указанной выше нормы, следует, что решение компетентного органа о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для формирования земельного участка, для проведения заявителем проектно-изыскательских работ, для возбуждения в последующем ходатайства о предоставлении земельного участка и для принятия решения об его предоставлении.
В соответствии с положениями статьи 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 года) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (пункт 2).
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3).
Орган местного самоуправления на основании данного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (пункт 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (пункт 5).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункт 6).
Исходя из правового смысла пункта 1 вышеуказанной нормы следует, что после поступления заявлений о предоставлении земельных участков в собственность или в аренду орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан подготовить и заблаговременно опубликовать в печатных средствах массовой информации сведения о наличии предполагаемых для передачи земельных участков.
Судебной коллегией при рассмотрении дела установлено и следует из материалов дела, что после обращения Денисовой Н.И. в администрацию Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района с заявлением о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, <...> в газете «Приазовье» <...> (<...>) оранном местного самоуправления была размещена информация о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка из земель населенных пунктов, площадью <...> с кадастровым номером <...>, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <...>, для размещения индивидуальных гаражей сроком на <...>.
Данная публикация о предстоящем предоставлении испрашиваемого Денисовой Н.И. земельного участка содержала указание на сроки, порядок и соответствовала процедуре опубликования, предусмотренной нормами Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до <...>).
Как следует из материалов дела, в течение 30 дней иных заявок, кроме заявки Денисовой Н.И., на предоставление в аренду спорного земельного участка не поступило.
Обязанности по повторной публикации сообщения о предстоящем предоставленииземельного участка и повторному прохождению процедуры предоставления земельного участка в аренду Земельным кодексом РФ, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено не было.
Более того, судом апелляционной инстанции установлено, что для предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка Денисовой Н.И. была соблюдена процедура, предшествующая предоставлению земельного участка в аренду, предусмотренная статьей 30 Земельного кодекса РФ, а также совершены все необходимые действия, предусмотренные статьей 34 Земельного кодекса РФ, по приобретению земельного участка в аренду.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что спорный земельный участок должен был быть предоставлен органом местного самоуправления именно Денисовой Н.И. посредством заключения с ней договора аренды земельного участка без проведения торгов.
Более того, необходимо отметить, что наличие заявлений иных граждан о предоставлении спорного земельного участка в аренду, в рассматриваемом случае правового значения не имеет, поскольку первоначальное заявление Денисовой Н.И. о предоставлении земельного участка в аренду было подано в 2012 году, то есть до вступления в силу Федерального закона от
23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Последующие заявления Денисовой Н.И. содержали повторную просьбу о заключении с ней договора аренды в связи с бездействием администрации по предоставлению земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия),
Вместе с тем, как следует из материалов дела, административным ответчиком доказательств законности оспариваемого административным истцом действия, выразившегося в отказе в предоставлении в аренду земельного участка, как в суде первой инстанции, так и суде апелляционной инстанции не представлено.
Более того, как следует из материалов дела, решением Приморско-Ахтарского районного суда от 21.12.2016 года суд не только признал незаконными действия административного ответчика по отказу в предоставлении Денисовой Н.И. в аренду испрашиваемого земельного участка, но и возложил на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав административного истца.
Однако, до настоящего времени административным ответчиком допущенные нарушения не устранены, договор аренды с административным истцом не заключен.
Необходимо отметить, что в рассматриваемом случае судом апелляционной инстанции установлен факт наличия злоупотребления правом со стороны административного ответчика, поскольку требование органа местного самоуправления о необходимости проведения торгов при предоставлении Денисовой Н.И. земельного участка является незаконным и по своей сути содержит необоснованный отказ административному истцу в предоставлении земельного участка по процедуре, предусмотренной статьей 34 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015 года, на момент возникновения спорных правоотношений.
При установлении, осуществлении и защите прав и законных интересов участники правоотношений должны действовать добросовестно. Недобросовестное осуществление прав (злоупотребление правом) не допускается. С учетом характера и последствий допущенного злоупотребления права, суд при рассмотрении дела применяет иные меры, предусмотренные законом.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности действий администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района по отказу в заключении с Денисовой Н.И. договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью <...>, с кадастровым номером <...>.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 08.02.2018 года – отменить, принять по делу нвое решение, которым обязать администрацию Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения суда заключить с Денисовой Н.И. договор аренды земельного участка сроком на 11 месяцев, расположенного по адресу: <...>, площадью <...>., с кадастровым номером <...>.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 08 февраля 2018 года - отменить. Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Денисовой Н.И. удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района по отказу в заключении с Денисовой Н.И. договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью <...>, с кадастровым номером <...>.
Обязать администрацию Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения суда заключить с Денисовой Н.И. договор аренды земельного участка сроком на 11 месяцев, расположенного по адресу: <...>, площадью <...>, с кадастровым номером <...>.
Председательствующий
Судьи