Дело № 3а-180/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2020 г. г. Архангельск
Архангельский областной суд в составе:
судьи Лобановой Н.В.,
при секретаре Ткаченко С.В.,
с участием административного истца Кузнецовой Т.П., представителя административного истца Скорняковой И.А.,
в отсутствие административных ответчиков федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, правительства Архангельской области, заинтересованных лиц Поповой Т.С., Бортеневой Е.В., действующей от своего имени и как законный представитель Б.В., администрации муниципального образования «Город Архангельск»,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузнецовой Т.П. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Кузнецова Т.П. обратилась в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости квартиры с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, равной ее рыночной стоимости в размере 3 553 000 руб.
В обоснование административного иска указала, что является участником долевой собственности на этот объект недвижимости. В целях определения объема ее налоговых обязательств, а также для расчета стоимости имущества в целях принятия решения о признании ее семьи малоимущей применяется величина кадастровой стоимости квартиры, определенная по состоянию на 23 августа 2017 г., в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Вместе с тем, рыночная стоимость этого имущества на указанную дату составляет 3 553 000 руб. Полагает, что установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, превышающем рыночную, затрагивает ее права, обратилась в суд с рассматриваемым требованием.
В судебном заседании административный истец Кузнецова Т.П., представитель административного истца Скорнякова И.А. на удовлетворении административного иска настаивали по изложенным основаниям.
Административные ответчики федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, правительство Архангельской области, заинтересованные лица Попова Т.С., Бортенева Е.В., действующая от своего имени и как законный представитель Б.В., администрация муниципального образования «Город Архангельск», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав административного истца Кузнецову Т.П., представителя административного истца Скорнякову И.А., изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Решением Архангельской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. № «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Город Архангельск» (с последующими изменениями и дополнениями) на территории названного муниципального образования с 1 января 2015 г. введен налог на имущество физических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401, статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1 закона Архангельской области от 24 октября 2014 г. № 199-11-ОЗ «О дате начала применения на территории Архангельской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 1 января 2015 г. налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость расположенных в пределах этого муниципального образования жилого дома, жилого помещения (квартиры, комнаты), гаража, машино-места, единого недвижимого комплекса, объекта незавершенного строительства, иных зданий, строений, сооружений, помещений.
Также в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 4 закона Архангельской области от 20 сентября 2005 г. № 78-5-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений и порядке признания граждан малоимущими в Архангельской области» в целях признания граждан малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма стоимостью объектов недвижимого имущества, подлежащих налогообложению, указанных в подпункте «а» пункта 1 приложения № 2 к названному областному закону (в том числе, жилых домов, квартир, комнат), признается их кадастровая стоимость, определяемая на основании документов территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Постановлением правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 г. № 596-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, за исключением земельных участков, на территории Архангельской области» (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены определенные по состоянию на 1 июля 2012 г. результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Архангельской области.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
Как следует из представленных материалов, квартира с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, находится в общей долевой собственности муниципального образования «Город Архангельск», Поповой Т.С., Б.В., Бортеневой И.В., Кузнецовой Т.П., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 3 февраля 2020 г.
Сведения о величине кадастровой стоимости указанной квартиры в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., определенной по состоянию на 23 августа 2017 г., внесены в Единый государственный реестр недвижимости 24 августа 2017 г. на основании составленного филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости №.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Согласно отчету №, составленному 20 декабря 2019 г. ООО «<данные изъяты>», по состоянию на 23 августа 2017 г. рыночная стоимость квартиры с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 3 553 000 руб.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Представленный административным истцом отчет соответствует установленным статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требованиям. Составившее этот отчет лицо имеет необходимые образование и квалификацию, является членом Общероссийской общественной организации «<данные изъяты>», его ответственность застрахована в установленном порядке.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости квартиры, участником долевой собственности на которую является административный истец, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено. Участники процесса не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости этого объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания указанного отчета недостоверным доказательством.
Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении квартиры, участником долевой собственности на которую является административный истец, установлена его рыночная стоимость, величина которой отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права Кузнецовой Т.П., суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.
В силу положений статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 24.18 названного федерального закона, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в связи с чем данное обстоятельство не требует отдельного отражения в резолютивной части решения суда.
Установленная решением суда кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> подлежит применению для целей налогообложения с 24 августа 2017 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (пятый абзац пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации), а для иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - с 1 января 2020 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (часть 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Кузнецовой Т.П. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость квартиры с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, в размере ее рыночной стоимости, равном 3 553 000 (Три миллиона пятьсот пятьдесят три тысячи) рублей.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, установленной решением суда, применяются для целей налогообложения с 24 августа 2017 г., а для иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - с 1 января 2020 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 23 января 2020 г.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 18 февраля 2020 г.
Судья Н.В. Лобанова