ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июля 2016 года по делу № 33-3172/2016
Судья Абдуллаев Р.Ф.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего- судьи Устаевой Н.Х.,
Судей Августиной И.Д. и Алиевой Э.З.,
при секретаре Пайзуевой Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зулкаидовой Р.М. к Администрации городского округа «город Дагестанские Огни» Республики Дагестан об обязании администрации городского округа «город Дагестанские Огни» обеспечить жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм по апелляционной жалобе главы ГО «город Дагестанские Огни» Гашимова З. на решение городского суда г. Дагестанские Огни Республики Дагестан от 09 апреля 2015 года, которым постановлено:
«Исковые требования Зулкаидовой Р. М. удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа «город Дагестанские Огни» обеспечить Зулкаидову Р. М. жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм».
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Устаевой Н.Х., Зулкаидову Р.М., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
Установила:
Зулкаидова P.M. обратилась в суд с иском к администрации городского округа «город Дагестанские Огни» об обязании обеспечить жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
Требования истицы мотивированы тем, что она является инвалидом детства с диагнозом врожденная хондродистрофия (выраженное отставание в росте и в развитии).
28 мая 2013г. истица обратилась к главе администрации городского округа «город Дагестанские Огни с заявлением о постановке ее на учет, как инвалида с детства на улучшение жилищных условий и получения жилого помещения по договору социального найма.
27 июня 2013г. постановлением администрации городского округа «город Дагестанские Огни» за №, Зулкаидову P.M. приняли на учет как инвалида с детства, а также включили в список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Ввиду бездействия со стороны администрации городского округа «город Дагестанские Огни» в обеспечении ее жильем как инвалида с детства, она была вынуждена повторно обратится в администрацию для уточнения очередности и вообще будет ли предоставлено ей как инвалиду с детства жилье, на что в январе 2015 г. получила ответ в письменном виде, что средства на строительство жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий не предусмотрены.
В связи с изложенным, истица просит суд обязать администрацию городского округа «город Дагестанские Огни» предоставить ей по договору социального найма жилое помещение не ниже установленных социальных норм.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе глава ГО «город Дагестанские Огни» Гашимов З. просит отменить решение суда, как необоснованное, по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Закона Республики Дагестан от 03 февраля 2006 г. за №4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан", инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов имеют право на получение жилых помещений из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма.
Однако, согласно ст. 17 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2014 г. за № 94 «О республиканском бюджете РД на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 годов» действие ст. 1 Закона Республики Дагестан от 03 февраля 2006 г. за №4 в 2015 году приостановлено.
Кроме того, согласно Постановлению администрации городского округа «город Дагестанские Огни» «О постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» от <дата> за № Зулкаидова Р.М. принята на учет как инвалид с детства.
Согласно выписке из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий городского округа «город Дагестанские Огни», Зулкаидова Р.М., <дата> г.р., проживающая по адресу: г. Дагестанские Огни, ул. Свердлова №, как инвалид с детства, стоит в очереди за №.
Администрация неоднократно обращалась в уполномоченный орган, т.е. в Минстрой РД о предоставлении инвалидам и семьям, имеющих детей инвалидов, жилых помещений из жилищного фонда Республики Дагестан.
Из ответа Минстроя РД от <дата> следует, что из-за отсутствия финансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан на сегодняшний день государственные обязательства Республики Дагестан по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями из жилищного фонда РД по договору социального найма не реализуются.
Более того, со дня введения в действие Закона Республики Дагестан от 03 февраля 2006 № 4 средств на его реализацию в республиканском бюджете Республики Дагестан предусмотрено не было. Вследствие этого ни одному из граждан, состоящих на учете, жилые помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма не предоставлялись.
В связи с вышеизложенным считает, что администрация городского округа «город Дагестанские Огни» не может обеспечивать жилым помещением по договору социального найма инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, т.к. согласно законодательству Республики Дагестан уполномоченным органом по предоставлению жилья данным категориям граждан является Минстрой РД.
Администрация городского округа «город Дагестанские Огни» ведет учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и направляет соответствующие списки в уполномоченный орган.
В возражениях Зулкаидовой Р.М. относительно апелляционной жалобы ответчика указывается на несостоятельность доводов апелляционной жалобы и на отсутствие оснований для отмены решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17 декабря 2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть1 ) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий, самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 16 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что постановлением администрации городского округа «город Дагестанские Огни» «О постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» от <дата> за № Зулкаидова Р.М. принята на учет как инвалид с детства ( в возрасте 25 лет) и значится под номером №.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Зулкаидова Р.М. не относится к категории лиц, обеспечиваемых жилым помещением во внеочередном порядке и за счет средств федерального бюджета.
В тоже время ее право на жилое помещение, как инвалида с детства, в установленном законом порядке признано.
Согласно статье 1 Закона Республики Дагестан от 03 февраля 2006 г. за №4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан", инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов имеют право на получение жилых помещений из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма.
Постановлениям Правительства РД от 16 июля 2007 г. за №185 и от 06 августа 2009 г. за № 258 уполномоченным органом Республики Дагестан по ведению сводного списка граждан, имеющих право на получение жилых помещений из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, принятию в установленном порядке решений по предоставлению жилых помещений, заключению договора социального найма жилого помещения жилищного фонда Республики Дагестан определен Минстрой РД.
Уполномоченный орган составляет и ведет сводный (по республике) список граждан, и по мере введения в эксплуатацию, приобретения, освобождения жилых помещений из жилищного фонда Республики Дагестан по согласованию с Правительством Республики Дагестан должен принимать решение о предоставлении их принятым на учет гражданам исходя из очередности.
Как было указано выше, органы местного самоуправления в отношении указанной категории граждан осуществляют принятие на учет и ведение списков, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из жилищного фонда РД.
С учетом изложенных норм материального права и фактических обстоятельств по делу, законных оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось, поскольку исполнение оспариваемого решения суда влечет за собой, в нарушение норм действующего законодательства, предоставление Зулкаидовой Р.М. жилого помещения во внеочередном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение федерального суда города Дагестанские Огни Республики Дагестан от 09 апреля 2015 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Зулкаидовой Р. М. обязать администрацию городского округа «город Дагестанские Огни» обеспечить ее жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в шестимесячный срок.
Председательствующий:
Судьи: