2-9743/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2012г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд
В составе председательствующего судьи Першиной С.В.
При секретаре Жариновой Д.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Киселева ФИО6 к Областному государственному бюджетному учреждению культуры «Центр народной культуры Ульяновской области» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Киселев ФИО7 обратился в суд с исковыми требованиями к Областному государственному бюджетному учреждению культуры «Центр народной культуры Ульяновской области» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда, указав следующее.
С 10.02.2011 г. по 06.11.2012г. он состоял в трудовых отношениях с Областным государственным бюджетным учреждением культуры «Центр народной культуры Ульяновской области» (ОГБУК ЦНК), работал в должности заместителя директора по правовому и финансовому обеспечению. Порядок расчета и размеры заработной платы в учреждении регулируются Положением об отраслевой системе оплаты труда работникам областных государственных учреждения культуры Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.10.2008 года № 440-п (далее - Положение), а также локальными актами.
В соответствии с п. 1.2. Положения «Заработная плата работников учреждений включает в себя: оклад (должностной оклад); выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера». В соответствии с п. 3.5 Положения «Размеры окладов (должностных окладов) заместителей руководителя, главного бухгалтера учреждения устанавливаются на 10 - 30 процентов ниже оклада (должностного оклада) руководителя соответствующего учреждения». При приеме на работу был установлен должностной оклад в размере 7128 рублей, что на 10% ниже оклада руководителя. Размер оклада руководителя также устанавливался Положением.
Кроме того, были установлены выплаты стимулирующего характера в размере 280% (75% - надбавка за качественные показатели выполняемых работ, 200% - персональная надбавка. 5% - надбавка за стаж работы). В период с 10.02.2011 г. по 01.07.2012 г. размер выплат стимулирующего характера не менялся. По состоянию на 01.01.2012 г. с учетом проведенных по отрасли увеличений окладов его должностной оклад составлял 8090 рублей.
Правительством Ульяновской области было принято Постановление от 28.02.2012 №83-П, которым вносятся изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 20.10.2008 года № 440-п «Об утверждении Положения об отраслевой системе оплаты труда работникам областных государственных учреждения культуры Ульяновской области». В соответствии с постановлением от 28.02.2012 №83-П с 01.01.2012 года изменяется порядок установления должностных окладов руководителей учреждений культуры. В соответствии с новой редакцией п. 3.3. Положения размеры должностных окладов руководителей учреждений устанавливаются в кратном отношений к средней заработной плате работников основного персонала возглавляемых ими учреждений и не превышают 5-кратного размера средней заработной платы работников. Порядок установления должностных окладов заместителей руководителя не изменился.
Приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 19.07.2012 №115 руководителю ОГБУК ЦНК был установлен оклад в размере 18300 руб.
Приказ Министерства об утверждении должностных окладов распространяет свое действие на отношения сторон с 01.07.2012 г.
Таким образом, на период с начала действия новой редакции Положения -01.01.2012 г. по 01.07.2012 г. размеры должностных окладов руководителей областных учреждений культуры Министерством не установлены. В связи с тем, что должностные оклады установлены не были, а предыдущая редакция п.3.3 утратила силу, считает необходимым применять положения приказа Министерства от 19.07.2012 №115 с 01.01.2012 г. Соответственно, должна быть пересчитана заработная плата работников учреждения, должностные оклады которых исчисляются из размера оклада руководителя (в том числе, заместителя директора) с учетом ранее установленного размера выплат стимулирующего характера. Выплату заработной платы на основании недействующей редакции п.3.3 Положения считает неправомерной.
Приказом ОГБУК ЦНК от 02.08.2012 г., с учетом приказа Министерства от 19.07.2012 №115 с 01.01.2012 г. истцу был установлен оклад на 20% меньше, чем у руководителя - 14640 руб. Выплаты стимулирующего характера были назначены в размере 110% (75% - надбавка за качественные показатели выполняемых работ, 30% - персональная надбавка. 5% - надбавка за стаж работы).
В соответствии с абзацем 3 п.2.1 Положения «О выплатах компенсационного характера, стимулирующего характера и материальной помощи работникам ОГУК «Центр народной культуры» «Выплаты стимулирующего характера осуществляются в пределах средств, направленных на оплату труда и устанавливаются приказом руководителя на основании решения комиссии по установлению выплат». Указывает, что являлся членом названной комиссии.
При получении расчета в связи с увольнением узнал, что на 4 квартал ему установлены выплаты стимулирующего характера в размере 10%, то есть снижены в отношении ранее установленных на 100%. При этом, на заседании вышеуказанной комиссии он присутствовал, вопрос о снижении размера выплат в его присутствии не обсуждался, протокол им не подписывался. Указанное снижение размера выплат произошло после подачи истцом заявления об увольнении. 02.11.2012 г. направил заявление руководителю учреждения с просьбой дать письменные разъяснения, на основании каких норм и документов было принято решение о снижении ему выплат стимулирующего характера. Ответ на данное обращение не получен до настоящего времени.
Как указывалось ранее, в соответствии с п. 3.5. Положения «при заключении трудового договора с заместителями руководителя, главным бухгалтером руководитель учреждения устанавливает конкретные размеры окладов (должностных окладов), выплат стимулирующего и компенсационного характера в соответствии с положениями локального нормативного акта учреждения». Таким образом, размер стимулирующих выплат не может быть произвольно изменен руководителем и является существенным условием трудового договора.
Считает снижение размера выплат стимулирующего характера неправомерным.
Неправомерными действиями ответчика ему были причинены нравственные страдания.
В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
За допущенное ответчиком нарушение его прав, связанных с невыплатой заработной платы просит обязать ответчика произвести компенсацию морального вреда.
В связи с изложенным, просит взыскать с ответчика недоплаченную за период с 01.01.2012г. по 30.06.2012г. заработную плату в размере 166 225 рублей 68 копеек; недоплаченную за период с 01 октября 2012г. по 06.11.2012г. заработную плату в размере 12736 рублей 80 копеек; компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
В судебном заседании истец Киселев ФИО8. на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме, дополнив по обстоятельствам дела следующее. В период исполнения обязанностей генерального директора учреждения, им был издан и подписан приказ об установлении новых должностных окладов работникам Областного государственного бюджетного учреждения культуры «Центр народной культуры Ульяновской области». Поскольку приказ издавался во исполнение приказа Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области «Об утверждении должностных окладов руководителям областных бюджетных (автономных) учреждений культуры и областных государственных архивов» от 19.07.2012г. № 115, новые оклады были установлены с 01 июля 2012г., как это было предписано вышеуказанным Приказом. В период трудовых отношений требований об исчислении заработной платы по новым окладам с 01 января 2012г. не предъявлял во избежание негативного отношения руководства учреждения. Дополнил также, что в служебной записке от 16.10.2012г. возможно допустил описку, указывая об установлении персональной надбавки, указывая об ее установлении за 3 квартал 2012г. Поскольку указанная надбавка была им получена в предыдущем квартале, очевидно, что в служебной записке от 16.10.2012г. он просил установить персональную надбавку за 4 квартал 2012г. В любом случае допущенная в служебной записке описка не могла послужить отказом в ее назначении и выплате. Незаконным считает и установление ему в 4 квартале 2012г. выплаты стимулирующего характера за качественные показатели выполняемых работ в размере 5%. По итогам работы за предыдущие кварталы при таких же показателях работы указанная надбавка была установлена в размере 75%. При этом, в предыдущих случаях документальных подтверждений для назначения надбавки за качественные показатели на заседание комиссии также не предоставлялось, однако, надбавка была назначена в размере 75%. При этом, в 3 квартале 2012г., по итогам работы которого назначается надбавка за 4 квартал 2012г., он исполнял обязанности руководителя учреждения, находившегося в очередном отпуске и в полном объеме выполнял ту же работу, что и в предыдущие кварталы. К дисциплинарной ответственности за невыполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей не привлекался, соответственно оснований для снижения стимулирующих выплат у руководителя не было.
Представитель ответчика Ржаников ФИО10. просил в удовлетворении исковых требований Киселеву ФИО9 отказать, приведя в обоснование своей позиции следующие доводы.
В соответствии с пунктом 8 Порядка установления и исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителей учреждений, подведомственных Министерству искусства и культурной политики Ульяновской области», утвержденного Приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 13.03.2012 № 34 «Об утверждении перечней должностей, профессий работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности и Порядка исчисления средней заработной платы для определения размеров должностных окладов руководителей учреждений, подведомственных Министерству искусства и культурной политики Ульяновской области» должностной оклад руководителя учреждения устанавливается в размере, не превышающем размера должностного оклада руководителя соответствующего учреждения по состоянию на 31.12.2011 года.
Сроки установления должностных окладов руководителей нормативными актами не установлено.
В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 29.04.2008 №8/203-П «О введении отраслевых систем оплаты труда работников областных государственных учреждений» в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 04.07.2012 №322-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 29.04.2008 №8/203-П» Министерством был утвержден приказ от 19.07.2012 №115 «Об утверждении должностных окладов руководителям областных государственных бюджетных (автономных) учреждений культуры и областных государственных архивов», устанавливающий должностные оклады руководителям учреждений, действие данного приказа распространяется на правоотношения, возникшие с 01 июля 2012 года.
Таким образом, требования истца о взыскании недополученной за период с 01.01.2012г. по 30.06.2012г. заработной платы, образовавшейся вследствие исчисления в указанный период заработной платы из размера оклада в размере 8090 рублей (установленного по состоянию на 01.01.2012г.) не основаны на норме права, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
Кроме того, истцом пропущен установленный ст. 392 ТК РФ срок для обращения в суд с исковыми требованиями о взыскании недополученной заработной платы за период с 01.01.по 30.06.2012г., что, в соответствии со ст. 392 ТК РФ и ст. 152 ГПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Обращает внимание суда на то обстоятельство, что Приказ об установлении с 01.07.2012г. новых должностных окладов работникам Областного государственного бюджетного учреждения культуры «Центр народной культуры Ульяновской области» был издан и подписан истцом в период исполнении обязанностей генерального директора учреждения в соответствии с Приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области «Об утверждении должностных окладов руководителям областных бюджетных (автономных) учреждений культуры и областных государственных архивов» от 19.07.2012г. № 115. Издавая приказ в вышеуказанной редакции истец на тот период времени был согласен с тем, что новые должностные оклады работникам учреждения будут установлены с 01 июля 2012г. В период трудовых отношений возражений по данному вопросу от истца также не поступало.
Оснований для удовлетворения иска в части взыскания недополученной заработной платы за период с 01.10.2012г. по 06.11.2012г. также не усматривает.
В соответствии с Положением об отраслевой системе оплате труда работников областных государственных учреждений культуры Ульяновской области, утверждённым постановлением Правительства Ульяновской области от 20 октября 2008 г. № 440-П:
- п 3.5. размеры окладов (должностных окладов) заместителей руководителя, главного бухгалтера учреждения устанавливаются на 10 - 30 процентов ниже оклада (должностного оклада) руководителя соответствующего учреждения (до 30 июня 2012 истцу был установлен должностной оклад на 10 % ниже оклада Генерального директора учреждения - 8090 руб.).
С 01.07.2012г. приказом Генерального директора «О внесении изменений в Штатное расписание Областного государственного бюджетного учреждения культуры «Центр народной культуры Ульяновской области» от 02.08.2012 № 697-к, изданным в соответствии с приказом Министерства искусств и культурной политики Ульяновской области «Об утверждении должностных окладов руководителям областных бюджетных (автономных) учреждений культуры и областных государственных архивов» от 19.07.2012 № 115 должностной оклад заместителя директора по правовому и финансовому обеспечению установлен на 20% ниже Генерального директора -14640руб.
При заключении трудового договора с заместителями руководителя, главным бухгалтером, руководитель учреждения устанавливает конкретные размеры окладов (должностных окладов), выплат стимулирующего и компенсационного характера в соответствии с положениями локального нормативного акта учреждения (Положение о выплатах компенсационного характера, стимулирующего характера и материальной помощи работникам ОГБУК «Центр народной культуры Ульяновской области»).
- п. 6.1. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работникам учреждений с учетом того, что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах окладов (должностных окладов).
Выплаты стимулирующего характера направлены на формирование побудительных мотивов к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу и носят постоянный или временный характер.
Выплаты стимулирующего характера осуществляются в пределах средств, направленных на оплату труда.
6.2 К выплатам стимулирующего характера относятся: надбавки за напряженность, интенсивность труда; надбавки за стаж работы (выслугу лет); доплаты за наличие ученой степени; надбавки за почетное звание; надбавки, отражающие особенности деятельности отдельных учреждений и отдельных категорий работников; надбавки за качественные показатели; надбавки руководителям и специалистам учреждений культуры, расположенных в сельских населенных пунктах;
персональные надбавки; премиальные выплаты (поощрительные выплаты по результатам труда).
6.3. Виды, размеры, условия и порядок применения стимулирующих выплат (с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество труда работника) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальным нормативным актом учреждений с учетом мнения представительного органа работников.
В соответствии с п.2.1. Положения о выплатах компенсационного характера, стимулирующего характера и материальной помощи работникам ОГБУК «Центр народной культуры Ульяновской области», выплаты стимулирующего характера устанавливаются работникам учреждения с целью формирования побудительных мотивов к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу и носят постоянный (надбавки за стаж работы (выслугу лет), доплаты за наличие ученой степени, надбавки за почетное звание); или временный характер (надбавки, отражающие особенности деятельности отдельных учреждений и отдельных категорий работников, надбавки за качественные показатели, надбавки руководителям и специалистам учреждений культуры, расположенных в сельских населенных пунктах, персональные надбавки, премиальные выплаты (поощрительные выплаты по результатам труда). Истцу были установлены (в должностных окладах): - надбавка за стаж работы (выслугу лет) - 5 %; надбавка за качественные показатели - 75%; персональная надбавка-30%).
Как сказано выше, размер надбавки за качественные показатели и персональная надбавка носят временный характер и в соответствии с Положением о выплатах компенсационного характера, стимулирующего характера и материальной помощи работникам ОГБУК «Центр народной культуры Ульяновской области» устанавливаются на квартал, по итогам работы за предыдущий квартал, к существенным изменениям условий трудового договора не относятся и соответственно уведомление об этом не позднее, чем за 2 месяца не требуется.
В служебной записке от 16.10.2012 истец просил установить надбавку за качественные показатели, в размере 75% должностного оклада. При рассмотрении вопроса об установлении надбавки комиссии не было представлено документальных подтверждений для назначения надбавки за качественные показатели.
При комиссионном рассмотрении размеров надбавок за качественные показатели заместителям директора, истец, как член комиссии, в присутствии её остальных членов, отказался принимать участие в её работе, а позднее ознакомиться и подписать протокол заседания комиссии.
Положением об отраслевой оплате труда работников областных государственных учреждений культуры Ульяновской области утверждённым постановлением Правительства Ульяновской области от 20 октября 2008 г. № 440-П определено: п.6.12. Работнику учреждения может устанавливаться персональная надбавка с учетом его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, опыта, стажа работы и других факторов, установленных локальным нормативным актом учреждения, с учетом мнения представительного органа работников.
Решение об установлении персональной надбавки принимается руководителем учреждения в отношении конкретного работника. Руководитель учреждения не нашел оснований для установления истцу персональной надбавки, т.к. в служебной записке от 16.10.2012г. истец просил установить её на 3 квартал 2012 в размере 30%.
Неправомерных действий либо бездействия в отношении истца (работника) со стороны работодателя ОГБУК ЦНК не было. В связи с отсутствием вины работодателя считает требование истца о компенсации морального вреда с ОГБУК ЦНК также не подлежащим удовлетворению.
Проверив материалы дела, выслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в период с 10 февраля 2011г. по 06 ноября 2012г. Киселев ФИО11. состоял в трудовых отношениях с Областным государственным бюджетным учреждением культуры «Центр народной культуры Ульяновской области» (ОГБУК ЦНК), работал в должности заместителя директора по правовому и финансовому обеспечению. Приказом № 411-к от 30.10.2012г. Киселев ФИО12 уволен 06.11.2012г. с занимаемой должности по собственному желанию, по п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
При трудоустройстве истцу был установлен должностной оклад в размере 7128 рублей.
Порядок расчета и размеры заработной платы в учреждении культуры регулируются Положением об отраслевой системе оплаты труда работникам областных государственных учреждения культуры Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.10.2008 года № 440-п (далее - Положение), а также локальными актами.
В соответствии с п. 1.2. Положения заработная плата работников учреждений включает в себя: оклад (должностной оклад); выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера.
По состоянию на 01.01.2012г. с учетом проведенных по отрасли увеличений окладов должностной оклад истца составлял 8090 рублей.
28 февраля 2012г. Правительством Ульяновской области издано постановление № 83-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 20.10.2008г. № 440-П и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ульяновской области», которым установлен следующий порядок формирования окладов: п. 3.3- размеры должностных окладов руководителей учреждений устанавливаются в кратном отношении к средней заработной плате работников основного персонала возглавляемых ими учреждений и не превышают 5-кратного размера средней заработной платы работников. Порядок установления должностных окладов заместителей руководителя не изменился. Данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2012г.
13 марта 2012г. Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области был издан приказ № 34 «Об утверждении перечней должностей, профессий работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности и Порядка исчисления средней заработной платы за определения размеров должностных окладов руководителей учреждений, подведомственных Министерству искусства и культурной политики Ульяновской области. Согласно данному приказу должностной оклад руководителя учреждения устанавливается в размере, не превышающем размера должностного оклада руководителя соответствующего учреждения по состоянию на 31 декабря 2012г.
В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 29.04.2008 №8/203-П «О введении отраслевых систем оплаты труда работников областных государственных учреждений» в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 04.07.2012 № 322-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 29.04.2008 №8/203-П» Министерством был утвержден приказ от 19.07.2012 № 115 «Об утверждении должностных окладов руководителям областных государственных бюджетных (автономных) учреждений культуры и областных государственных архивов», устанавливающий должностные оклады руководителям учреждений. Генеральному директору ОГБУК «Центр народной культуры Ульяновской области» данным приказом установлен должностной оклад в размере 18300 рублей. Согласно пункту 3, действие данного приказа распространено на правоотношения, возникшие с 01 июля 2012г.
Приказ об установлении работникам ОГБУК «Центр народной культуры Ульяновской области» новых должностных окладов в соответствии с п. 3.5 Положения об отраслевой системе оплаты труда работников областных государственных учреждений культуры Ульяновской области, утвержденным постановлением правительства Ульяновской области от 20.10.2012г. № 440-П и приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области «Об утверждении должностных окладов руководителям областных бюджетных (автономных) учреждений культуры и областных государственных архивов» от 19.07.2012г. № 115 издан директором учреждения 02.08.2012г. При этом, новые должностные оклады установлены с 01.07.2012г.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
В соответствии с разъяснениями Пленумы Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» пропуск срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора без уважительных причин является основанием для отказа в удовлетворении иска.
В рассматриваемом случае срок для обращения в суд с требованиями о взыскании недополученной за период с 01.01.2012г. по 30.06.2012г. заработной платы истцом пропущен. При этом, наличие уважительных причин, объективно препятствующих истцу своевременно обратиться в суд с указанным иском не установлено, что является основанием к отказу в иске в указанной части. Доводы, приведенные истцом в качестве обоснования пропуска вышеуказанного срока суд находит несостоятельными.
О том, что новые оклады работникам учреждения установлены не с 01.01.2012г., а с 01.07.2012г. истцу было известно в июле 2012г., поскольку приказ об установлении с 01.07.2012г. новых должностных окладов работникам Областного государственного бюджетного учреждения культуры «Центр народной культуры Ульяновской области» был издан и подписан истцом в период исполнении обязанностей генерального директора учреждения. Издавая приказ в вышеуказанной редакции истец на тот период времени был согласен с тем, что новые должностные оклады работникам учреждения будут установлены с 01 июля 2012г. В период трудовых отношений возражений по данному вопросу от истца также не поступало.
Требования Киселева ФИО13 о взыскании недополученной за октябрь и ноябрь 2012г. заработной платы суд находит подлежащими частичному удовлетворению.
Как уже отмечалось, в соответствии с Положением об отраслевой системе оплаты труда работникам областных государственных учреждения культуры Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.10.2008 года № 440-П заработная плата работников учреждений включает в себя: оклад (должностной оклад); выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) -вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты, надбавки компенсационного характера в том числе за работу в условиях отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Должностной оклад и выплаты компенсационного характера представляют собой выплаты обязательного характера.
В соответствии с п. 6.1 Постановления Правительства Ульяновской области от 28.02.2012г. № 83-П выплаты стимулирующего характера устанавливаются работникам учреждений с учетом того, что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.
Выплаты стимулирующего характера направлены на формирование побудительных мотивов к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу и носят постоянный или временный характер.
Выплаты стимулирующего характера осуществляются в пределах средств, направленных на оплату труда.
К выплатам стимулирующего характера относятся: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы; доплаты за ученую степень; надбавки за почетное звание; надбавки, отражающие особенности деятельности отдельных учреждений и отдельных категорий работников; персональные надбавки; надбавки работникам учреждений, расположенных в сельских населенных пунктах.
В соответствии с п. 6.4 Положения выплаты стимулирующего характера, носящие временный характер, устанавливаются на срок не более одного года. Конкретный размер выплат стимулирующего характера устанавливается руководителем учреждения с учетом мнения представительного органа работников учреждения.
6.6. Выплаты за качество выполняемых работ устанавливаются работникам учреждений по результатам труда за определенный период времени. Основным критерием, влияющим на размер выплат за качество выполняемых работ, является достижение плановых показателей эффективности деятельности учреждений.
Согласно Положению «О выплатах компенсационного характера, стимулирующего характера и материальной помощи работникам ОГУК «Центр народной культуры», утвержденного приказом директора ОГУК «ЦНК» выплаты стимулирующего характера осуществляются в пределах средств, направленных на оплату труда и устанавливаются приказом руководителя на основании решения комиссии по установлению выплат.
Согласно п. 2.7 Положения надбавки за качественные показатели выполняемых работ устанавливаются работникам учреждений по результатам труда за квартал в размере не более 75% от должностного оклада на срок не более квартала. Основным критерием, влияющим на размер выплат за качество выполняемых работ является достижение плановых показателей деятельности учреждений, достижение значимых результатов работы, своевременное и качественное выполнение установленных показателей, планов, заданий, мероприятий. К числу критериев для установления указанной надбавки отнесены: отсутствие фактов нарушения финансовой деятельности- до 50%; отсутствие фактов нецелевого использования бюджетных средств- до 20%; своевременное и качественное оформление договоров и их исполнение- до 30% и ряд других.
Персональная надбавка устанавливается с учетом профессиональной подготовки работника, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, опыта, стажа работы и других факторов. Решение об установлении персональной надбавки принимается руководителем учреждении в отношении конкретного работника.
В соответствии с п. 3.5 Положения об отраслевой системе оплаты труда работников областных государственных учреждений культуры Ульяновской области при заключении трудового договора с заместителями руководителя, главным бухгалтером руководитель учреждения устанавливает конкретные размеры окладов (должностных окладов), выплат стимулирующего и компенсационного характера в соответствии с положениями локального нормативного акта учреждения.
Таким образом, размер стимулирующих выплат не может быть произвольно изменен руководителем и является существенным условием трудового договора.
Из материалов дела следует, что в служебной записке от 16.10.2012г. истец просил установить надбавку за качественные показатели, в размере 75% должностного оклада, в том числе по таким критериям, как: отсутствие фактов нарушения финансовой деятельности- 25%; отсутствие фактов нецелевого использования бюджетных средств- 20%; своевременное и качественное оформление договоров и их исполнение- 30%.
Согласно протоколу заседания комиссии по установлению выплат стимулирующего характера по итогам работы за 3 квартал 2012г. № 5 от 16.10.2012г. истцу установлена выплата стимулирующего характера в размере 5% по критерию- своевременное и качественное оформление договоров и их исполнение.
Соглашаясь с решением комиссии в указанной части, суд не может согласиться с решением в части неназначения истцу выплаты стимулирующего характера по другим критериям - отсутствие фактов нарушения финансовой деятельности и отсутствие фактов нецелевого использования бюджетных средств.
При этом, доводы представителя ответчика о том, что основанием для неназначения данных выплат послужило не представление на заседание комиссии документальных подтверждений для назначения надбавки за качественные показатели, суд находит несостоятельными.
В ходе судебного разбирательства установлено, что при назначении указанных надбавок по итогам работы за предыдущие кварталы документальные подтверждения для назначения данных выплат на заседание комиссии также не предоставлялось, однако, надбавка истцу назначалась в размере 75%. При этом, в 3 квартале 2012г., по итогам работы которого назначается надбавка за 4 квартал 2012г., истец исполнял обязанности руководителя учреждения, находившегося в очередном отпуске и в полном объеме выполнял свою работу, возложенную на него трудовым договором. К дисциплинарной ответственности за невыполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей истец в указанный период не привлекался, соответственно оснований для снижения стимулирующих выплат у комиссии и руководителя не было.
Довод ответчика о том, что основанием для неназначения персональной надбавки на 4 квартал 2012г. послужило то обстоятельство, что в служебной записке от 16.10.2012г. истец просил установить её на 3 квартал 2012 в размере 30%, суд также находит несостоятельным. Очевидно, что при составлении служебной записки истцом была допущена описка в указании периода ее назначения, которая не могла послужить отказом в ее назначении и выплате.
Приходя, таким образом, к выводу о том, что за период работы в 4 квартале 2012г. (до момента увольнения) истец вправе был получить стимулирующие выплаты в размере 80% должностного оклада, которые складываются из персональной надбавки в размере 30%; надбавки за качественные показатели выполняемых работ в размере 50% (5%- за своевременное и качественное оформление договоров и их исполнение (которая была установлена комиссией); отсутствие фактов нарушения финансовой деятельности- 25%; отсутствие фактов нецелевого использования бюджетных средств- 20%), размер недополученной истцом в указанный период заработной платы составит: 13385 рублей 14 копеек.
Расчет недополученной за октябрь и ноябрь 2012г. заработной платы суд производит следующим образом: 14640 руб. (должностной оклад) х 80%=11712 рублей (недополученная зарплата за октябрь). 14640 руб.: 21 р.дн.х 3 р.дн. (фактически отработанных)= 2091 руб. 42 коп. х 80%= 1673 рубля 14 копеек (недополученная зарплата за ноябрь 2012г.).
В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, степень причиненных истцу нравственных страданий, объем нарушенных прав истца, суд полагает возможным определить ко взысканию компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, отказав в остальной части иска.
В силу ст. 211 ГПК РФ, решение суда в части взыскания заработной платы в размере 13385 рублей 14 копеек подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░14 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░15 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ 2012░. ░ ░░░░░░░ 13385 ░░░░░░ 14 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░16 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░17 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ 2012░. ░ ░░░░░░░ 13385 ░░░░░░ 14 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░