ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Кузубова Н.А.Дело № 33-1249 поступило 3 марта 2017 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 марта 2017 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Холонгуевой О.Р., судейколлегии Гончиковой И.Ч., Захарова Е.И.,
при секретаре Рычковой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона к войсковой части 32364, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», Министерству Обороны Российской Федерации о понуждении провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, по апелляционным жалобам представителя ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» и Министерства обороны РФ Трофимовой А.А. на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 11 ноября 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона к войсковой части 32364, Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест удовлетворить.
Обязать войсковую часть 32364 и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» провести специальную оценку условий труда следующих рабочих мест гражданского персонала войсковой части 32364: врач отоларинголог - 1 рабочее место, врач офтальмолог – 1 рабочее место, врач хирург – 1 рабочее место.
Обязать Министерство обороны РФ выделить ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» лимиты бюджетных обязательств для проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест гражданского персонала войсковой части 32364: врач отоларинголог - 1 рабочее место, врач офтальмолог – 1 рабочее место, врач хирург – 1 рабочее место.
Заслушав доклад судьи Захарова Е.И., выслушав пояснения представителя истца Белякова А.И., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона обратился в суд к войсковой части 32364, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», Министерству Обороны Российской Федерации с требованием об обязании провести специальную оценку условий труда следующих рабочих мест гражданского персонала войсковой части: врач отоларинголог - 1 рабочее место, врач офтальмолог – 1 рабочее место, врач хирург – 1 рабочее место, о понуждении Министерство обороны РФ выделить ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» лимиты бюджетных обязательств для проведения специальной оценки условий труда в отношении вышеуказанных рабочих мест.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате проверки соблюдения требований трудового законодательства в деятельности войсковой части 32364, установлены нарушения закона, выразившиеся в отсутствии специальной оценки условий труда рабочих мест. Аттестация указанных рабочих мест ранее в войсковой части 32364 не проводилась, каких-либо мер к этому не принимается, в связи чем проведение специальной оценки условий труда указанных рабочих мест является обязательным. Обязанность по организации проведения специальной оценки условий труда возложена на уполномоченных должностных лиц ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» путем заключения государственных контрактов в интересах подчиненных соединений и воинских частей после поступления лимитов бюджетных обязательств на эти цели. Финансирование указанных мероприятий возложено на Министерство Обороны РФ, как распорядителя средств федерального бюджета. Несоблюдение и невыполнение работодателем требований по проведению специальной оценки условий труда нарушает не только права работников, работающих в настоящее время, но и права неопределенного круга граждан на безопасные условия труда, которые вправе вступать с указанной организацией в трудовые отношения. Отсутствие проведенной специальной оценки условий труда создают угрозу производственного травматизма, влияют на размер заработной платы, в части установления выплаты гражданскому персоналу войсковой части 32364, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.
В суде первой инстанции представитель истца – помощник Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Беляков А.И. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика войсковой части 32364 Прокопьева К.Г. исковые требования не признала.
Представитель ответчиков ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», Министерства обороны РФ Мирошникова С.Б. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представив письменные возражения относительно заявленных требований, в которых в удовлетворении иска просила отказать.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционных жалобах представитель ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» и Министерства обороны России Трофимова А.А. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что организация проведения специальной оценки условий труда является процедурой трудоемкой и осуществляется посредством заключения соответствующих договоров с лицами, выполняющими специализированные работы соответствующего профиля. В соответствии с ч.6 ст.10 ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31.12.2018 г., в этой связи, полагает, что требования прокурора необоснованны.
В суд апелляционной инстанции представители Министерство обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель истца – помощник Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Беляков А.И. считает, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для отмены не имеется.
Представитель войсковой части 32364 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения представителя истца, полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу п.1, п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права.
Районный суд, разрешая спор, пришел к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку в войсковой части 32364 аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда указанных в иске рабочих мест до настоящего времени в соответствии с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ и Трудовым кодексом РФ не проведена.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда.
Согласно ч.1 ст.3 ФЗ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее ФЗ-426) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии с ч.3 ст.3 ФЗ-426 специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.
В силу частей 1 и 4 ст.8 ФЗ-426 обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что в войсковой части 32364 не проведена специальная оценка следующих рабочих мест гражданского персонала: врач отоларинголог - 1 рабочее место, врач офтальмолог – 1 рабочее место, врач хирург – 1 рабочее место.
Вместе с тем, с целью сохранения преемственности в реализации действующей на сегодняшний день процедуры оценки условий труда, в том числе в части накопления информации о состоянии условий труда в Российской Федерации, и исключения дополнительных финансовых расходов работодателей в статье 27 вышеуказанного ФЗ установлены переходные положения.
В силу ч.6 ст.27 Фз-426 в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 указанного закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 года.
Частью 6 ст.27 ФЗ-426 установлено, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:
1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;
2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Указанные в иске прокурора профессии - врач отоларинголог, врач офтальмолог, врач хирург, не содержатся в Списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665, а также в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
Также отсутствуют доказательства, что должности (рабочие места) в отношении которых военный прокурор просит провести специальную оценку условий труда, относятся к рабочим местам, содержащим потенциально вредные или опасные факторы, как это указано в ч.6 ст. 10 ФЗ-426.
Согласно ч.1 ст.17 ФЗ-426 внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях: 1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; 2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценке условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; 4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; 5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; 6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов; 7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Сведений о наличии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, установленных статьей 17 указанного ФЗ, по данному делу также не установлено.
То обстоятельство, что аттестация вышеуказанных рабочих мест ранее не проводилась, также не является основанием для понуждения к проведению таковой в судебном порядке, поскольку нормами ч.6 ст.27 Закона N 426-ФЗ предусмотрено, что специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
Иных доказательств необходимости обязательного проведения специальной оценки условий труда, равно как и доказательств того, что ответчики не намерены исполнять в будущем свои обязанности, вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным решение суда подлежит отмене с принятием нового решения, которым исковые требования Военного прокурора оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328,329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 11 ноября 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона к войсковой части 32364, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», Министерству Обороны Российской Федерации о понуждении провести аттестацию рабочих мест по условиям труда отказать.
Председательствующий: О.Р. Холонгуева
Судьи коллегии: И.Ч. Гончикова
Е.И. Захаров