Решение по делу № 2-6134/2016 от 23.05.2016

Дело № 2-6134/2016 Именем Российской Федерации Решение

19 сентября 2016 года                                                                        город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Черниенко Т.Е.,

при секретаре Рогалевой Г.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шилиной Т. С. к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Р. по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний Р. о возложении обязанности включить в сводный список получателей государственных жилищных сертификатов и выдать государственный жилищный сертификат,

УСТАНОВИЛ:

Шилина Т.С. обратилась в суд, с учетом увеличения размера требований, с иском к ФКУ КП-19 ОУХД У. Р. по АО, УФСИН Р. по АО, ФСИН Р.. В исковом заявлении просила признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ КП-19 ОУХД У. Р. по АО, обязать ФКУ КП-19 ОУХД У. Р. по АО включить в список граждан-участников по обеспечению жильем, признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН Р. по АО, обязать УФСИН Р. по АО в сводный список участников по обеспечению жильем граждан, обязать ФСИН Р. выдать государственный жилищный сертификат, взыскать с ответчиков в равных долях уплаченную государственную пошлину в размере 300 руб.

       В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ФКУ КП-19 ОУХД У. Р. по АО с заявлением (рапортом) о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, как граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ КП-19 ОУХД У. Р. по АО согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ Шилина Т.С. включена в число граждан, изъявивших желание участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, как граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.

        Решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН Р. по АО согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ Шилина Т.С. исключена из сводного списка граждан - участников подпрограммы УФСИН Р. по АО на основании пп. а п. 22 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в связи с несоответствием требованиям, указанным в п. 5 Правил. Также решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ КП-19 ОУХД У. Р. по АО согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ исключена из списка граждан - участников подпрограммы по ФКУ КП-19 ОУХД У. Р. по АО по причине несоответствия требованиям пп. б п. 5 Правил.

Истец Шилина Т.С., извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, направила заявление, в котором просила рассмотреть дело без ее участия, исковые требования просила удовлетворить в полном объеме.

          Представитель истца Нутрихина К.С., действовавшая на основании ордера, заявленные истцом требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме. Просила их удовлетворить. Также пояснила, что Шилина Т.С. зарегистрирована и проживает по договору коммерческого найма от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: Архангельская область, <адрес>. В письме УФСИН Р. по Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ ей направлена выписка из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , по которому истец исключена из сводного списка граждан - участников подпрограммы по причине того, что коммерческий найм жилого помещения не соответствует условиям наличия жилого помещения для постоянного проживания. Данный факт явился основанием для отказа в получении государственного жилищного сертификат как участнику подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Между тем, Шилина Т.С. с членами семьи постоянно проживает на территории поселка <адрес> Архангельской области. Указанное жилое помещение не является ее собственностью, договор социального найма на жилое помещение не заключен. В настоящее время у истца нет жилых помещений для постоянного проживания, как по договору, так и в собственности. Полагая, что лишена возможности реализовать свое право на жилье, истец обратился в суд с данным иском.

Ответчик ФКУ КП-19 ОУХД У. Р. по АО, извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился.

Представитель ответчиков УФСИН Р. по АО, ФСИН Р. З. А.В., действовавшая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что Шилина Т.С. была зарегистрирована в поселке с ОУХД временно на 11 месяцев, на период действия договора коммерческого найма, таким образом, несмотря на то, что снимает квартиру на основании договора коммерческого найма и имеет регистрацию по месту жительства в <адрес>, не имеет в поселке жилого помещения для постоянного места жительства, т. е. не является жителем поселка, подлежащего расселению. Кроме того, согласно требованиям постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , коммерческий найм жилого помещения не соответствует условиям наличия жилого помещения для постоянного проживания.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы, установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (далее по тексту - подпрограмма) осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила).

Согласно Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам-участникам подпрограммы, утвержденной Приказом Ф. Р. от ДД.ММ.ГГГГ , для участия в подпрограмме граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, указанные в подпункте «б» пункта 5 Правил, подают заявление в учреждение УИС по месту расположения поселка и предоставляют необходимые документы (пункты 3, 4, 5).

Организацию работы по формированию списков граждан-участников подпрограммы осуществляют учреждения, органы УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, и учреждения УИС по месту расположения поселка. В этих целях в каждом учреждении, органе УИС приказом начальника соответствующего учреждения, органа УИС назначаются должностные лица, ответственные за реализацию подпрограммы (пункт 6).

         Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья учреждения или органа УИС в 10-дневный срок рассматриваются представленные заявления (рапорты), организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме. Оперативными службами учреждений или органов УИС осуществляется проверка сведений, содержащихся в представленных гражданами документах.

          По результатам проверки выносится решение о признании (отказе в признании) граждан участниками подпрограммы, о чем делается соответствующая выписка из решения органа по учету и распределению жилья, утвержденная начальником учреждения или органа УИС и заверенная оттиском мастичной печати (п. 7).

         Согласно п. 13 данной инструкции, должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья учреждения, органа УИС на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год согласно приложению к Правилам по каждой категории граждан.

         Формирование списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а для граждан, подлежащих переселению из поселков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в списке по алфавиту.

         Список, сформированный учреждением, подведомственным территориальному органу ФСИН Р., утвержденный начальником данного учреждения, сшитый и заверенный оттиском мастичной печати, и сформированные в установленном порядке учетные дела до 10 июля года, предшествующего планируемому, подлежат представлению в соответствующий территориальный орган ФСИН Р..

         Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативными службами территориального органа ФСИН Р. в течение 20 дней рассматриваются представленные списки и учетные дела граждан - участников подпрограммы, осуществляется проверка обоснованности включения граждан - участников подпрограммы в указанные списки.

         При этом сведения, послужившие основанием для признания гражданина участником подпрограммы, подлежат уточнению с истребованием в случае необходимости дополнительных документов от учреждения УИС, в котором гражданин состоит на жилищном учете, а в случае переселения граждан из поселков - учреждения УИС по месту расположения поселка.

         В силу п. 14 инструкции, по результатам рассмотрения принимается решение о включении (отказе во включении) граждан в сводный список участников подпрограммы по территориальному органу ФСИН Р. и учреждению, непосредственно подчиненному ФСИН Р. (далее - сводный список участников).

В процессе судебного разбирательства по делу установлено, что Шилина Т.С. проживает на территории и ведет трудовую деятельность по месту жительства поселка Междуреченский, <адрес>, Архангельской области с ДД.ММ.ГГГГ, включенного в перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Согласно представленному администрацией муниципального образования «Междуреченское» ответу на запрос суда Шилина Т.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год была зарегистрирована по месту жительства по адресу: Архангельская область, <адрес> на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи из трех человек, включая Пономарева В. В., и Шилина Е. Е.ча, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Указанное жилое помещение было в августе 2013 года было сдано в администрацию МО «Междуреченское» и договор социального найма расторгнут. Согласно протокола заседания жилищной комиссии при администрации МО «Междуреченское» от ДД.ММ.ГГГГ Шилиной Т.С. было предоставлено на состав семьи из четырех человек, включая Пономарева В. В., Шилина Е. Е.ча и Пономарева Д. В., 2001 года рождения жилое помещение по адресу: Архангельская область, <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец была зарегистрирована по указанному месту жительства. ДД.ММ.ГГГГ между МО «Междуреченское» и Шилиной Т.С. был заключен договор коммерческого найма жилого помещения , расположенного по адресу: Архангельская область, <адрес> для проживания истца и ее детей: Шилина Е. Е.ча, 1989 года рождения и Пономарева Д. В., 2001 года рождения.

Истец Шилина Т.С. признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» по категории подпункта «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , как гражданин, нуждающийся в переселении из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ КП-19 ОУХД У. Р. по АО, утвержденным согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ Шилина Т.С. была включена в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

Решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН Р. по АО, содержащееся в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ Шилина Т.С. была исключена из сводного списка граждан-участников подпрограммы УФСИН Р. по Архангельской области в связи с несоответствием требованиям, указанным в пункте 5 Правил.

        Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ КП-19 ОУХД У. Р. по АО согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ исключена из списка граждан - участников подпрограммы по ФКУ КП-19 ОУХД У. Р. по АО по причине несоответствия требованиям пп. б п. 5 Правил.

    Разрешая спор по существу и проверяя законность действий УФСИН Р. по Архангельской области об исключении истца из сводного списка граждан-участников подпрограммы, суд исходит из следующего.

Согласно подпункту «б» пункта 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации (далее - граждане): граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки).

Согласно подпункту «ж» пункта 44 Правил для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы: обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность по форме согласно приложению (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах «б» и «в» пункта 16.1 настоящих Правил.

Следовательно, обязательство о сдаче жилого помещения (расторжении договора найма, безвозмездном отчуждении в пользу государства) должно быть предоставлено гражданами- участниками подпрограммы и членами их семей, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах либо имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что обязательство о сдаче жилого помещения должно быть предоставлено только нанимателями либо собственниками жилого помещения в поселках учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Ответчиком не оспаривается, что на момент признания Шилиной Т.С. участником подпрограммы ею были представлены все требующиеся документы.

           Из материалов дела видно, что Шилина Т.С. зарегистрирована и проживает по договору коммерческого найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: Архангельская область, <адрес> совместно со своим несовершеннолетним сыном - Пономаревым Д. В..

          Старший сын, Шилин Е.Е. проживает по адресу: Архангельская область, <адрес> на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Шилиным Е.Е. и администрации МО «Междуреченское». Указанное жилое помещение не является ее собственностью, договор социального найма на жилое помещение не заключен. В настоящее время у истца нет жилых помещений для постоянного проживания, как по договору социального найма, так и в собственности. <адрес> Архангельской области относится к поселкам учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Таким образом, исходя из буквального толкования вышеизложенных правовых норм, следует, что участниками подпрограммы могут быть не только граждане, имеющие жилые помещения в собственности или по найму для постоянного проживания, но и граждане не имеющие таких жилых помещений вообще.

При таких обстоятельствах ссылка представителя ответчиков на то, что граждане, владеющие жилыми помещениями в поселках с особыми условиями хозяйственной деятельности по договорам коммерческого найма, и не имеющие иных жилых помещений в данном поселке для постоянного проживания, не могут быть участниками подпрограммы в связи с несоответствием изложенным в подпункте «б» пункта 5 Правил условиям, не может быть признана состоятельной, так как противоречит вышеуказанным нормам права.

        Иных оснований для исключения Шилиной Т.С. из списка участников подпрограммы, ответчиком не у4казано и в обосновании возражений против удовлетворений исковых требований не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований о признании незаконными решения жилищно-бытовой комиссии УФСИН Р. по Архангельской области, содержащегося в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ и решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ КП-19 ОУХД У. Р. по АО от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Шилиной Т.С. из сводного списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».

Следствием изложенного, по мнению суда, будет являться восстановление истца в сводном списке граждан-участников подпрограммы с даты первоначальной постановки на учет.

Согласно подпункту «а» пункта 18 Правил, выдачу сертификатов осуществляют: гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее - федеральные органы исполнительной власти).

Поскольку единственным основанием для исключения из списка граждан-частников подпрограммы являлось отсутствие жилого помещения, в котором истец имеет право постоянного проживания и, как следствие, невозможность сдать жилое помещение в государственную или муниципальную собственность, суд полагает возможным возложить на Ф., как главного распорядителя бюджетных средств в рамках подпрограммы, обязанность выдать Шилиной Т.С. государственный жилищный сертификат во исполнение подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в хронологическом порядке.

Ссылка представителя ответчиков УФСИН Р. по Архангельской области и Ф. на невозможность удовлетворения иска в связи с тем, что истец не был включен в список граждан-получателей сертификатов, является несостоятельной.

Как пояснил представитель ответчиков в судебном заседании, на момент первоначального обращения с рапортом о выдаче государственного жилищного сертификата истцом были представлены все необходимые документы, и было установлено, что он соответствует всем требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы, в связи с чем он был признан таковым и включен в сводный список граждан-участников подпрограммы. Основанием для исключения его из данного списка послужило отсутствие жилого помещения, пригодного для постоянного проживания в собственности или по найму.

Поскольку суд признал исключение Шилиной Т.С. из вышеназванного списка незаконным, то препятствий для восстановления его как в данном списке, не имеется.

Кроме того, решение суда в части возложения на Ф. обязанности выдать истцу сертификат в хронологическом порядке, то есть с учетом времени его постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и включении в список граждан-участников подпрограммы, позволяет ответчикам соблюсти всю установленную законом процедуру оформления и выдачи сертификата в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.

Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Шилиной Т. С. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным решения об исключении из сводного списка граждан участников подпрограммы, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат.

На основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчиков в пользу истца в равных долях подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп. уплаченная при подаче искового заявления в суд.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Шилиной Т. С. к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Р. по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний Р. о возложении обязанности включить в сводный список получателей государственных жилищных сертификатов и выдать государственный жилищный сертификат - удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Федерального казенного учреждения «Колония-поселение с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», содержащееся в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Шилиной Т. С. из списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».

Обязать Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» включить Шилину Т. С. в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» на состав семьи из двух человек, включая Пономарева Д. В..

Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, содержащееся в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Шилиной Т. С. из сводного списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области включить Шилину Т. С. в сводный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» на 2016 год на состав семьи из двух человек, включая Пономарева Д. В..

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний Р. выдать Шилиной Т. С. государственный жилищный сертификат во исполнение подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» в хронологическом порядке.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Колония-поселение с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» в пользу Шилиной Т. С. 100 руб. 00 коп. государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления.

Взыскать с Управления Федеральной службы исполнения наказаний Р. по Архангельской области в пользу Шилиной Т. С. 100 руб. 00 коп. государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления.

Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний Р. в пользу Шилиной Т. С. 100 руб. 00 коп. государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Судья                                                                                                           Т.Е. Черниенко

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-6134/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шилина Т.С.
Ответчики
ФСИН России
ФКУ "КП-19 ОУХД УФСИН России по Архангельской области"
УФСИН России по Архангельской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
23.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2016Передача материалов судье
23.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.07.2016Предварительное судебное заседание
27.07.2016Судебное заседание
19.09.2016Судебное заседание
26.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее