Председательствующий – Беспалова Т.Е. Дело № 33-273
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 апреля 2012 года г. Горно-Алтайск
Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего – Алексиной М.В.,
судей – Ялбаковой Э.В., Антуха Б.Е.,
при секретаре – Т.К.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Горно-Алтайске Агеевой Г.Н. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 25 января 2012 года, которым
исковые требования Шатиной М.В. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Горно-Алтайске удовлетворены в части.
Возложена обязанность на ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Горно-Алтайске включить в трудовой стаж Шатиной М.В., дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы с 01.11.1999 года по 14.06.2002 года и с 01.06.2003 года по 07 февраля 2011 года в должности медицинской сестры перевязочного кабинета хирургического отделения Горно-Алтайской республиканской больницы в льготном исчислении один год как один год шесть месяцев.
Возложена обязанность на ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Горно-Алтайске назначить Шатиной М.В. досрочную пенсию по старости с момента обращения за ее назначением с 07 февраля 2011 года.
Взысканы с ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Горно-Алтайске в пользу Шатиной М.В. расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Отказано Шатиной М.В, в удовлетворении требований об обязании ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Горно-Алтайске включить в трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, периода с 14.06.2002 года по 20.01.2003 года нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет и период работы с 21.01.2003 года по 01.06.2003 года на 0,75 ставки.
Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В., апелляционная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шатина М.В. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Горно-Алтайске о включении в специальный медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период работы с 01 ноября 1999 года по 07 февраля 2011 года в должности медицинской сестры перевязочного кабинета хирургического отделения Горно-Алтайской республиканской больницы в льготном исчислении один год как один год шесть месяцев. Исковое требование мотивировано тем, что ей при обращении в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Горно-Алтайске 07 февраля 2011 года с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, отказано в ее назначении, поскольку в Списке должностей нет должности медицинской сестры хирургического отделения. Несмотря на это, она имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, так как работает в хирургическом отделении единственной в республике больницы, которая обслуживает различную категорию больных без подразделения на отделения гнойной и ожоговой хирургии.
Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого в части обязания ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Горно-Алтайске включить в трудовой стаж Шатиной М.В., дающего право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы с 01.11.1999 г. по 14.06.2002 г. и с 01.06.2003 г. по 07.02.2011 г. в должности медицинской сестры перевязочного кабинета хирургического отделения Горно-Алтайской республиканской больницы в льготном исчислении один год как один год шесть месяцев и обязания ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Горно-Алтайске назначить Шатиной М.В. досрочную пенсию по старости с момента обращения за ее назначением с 07.02.2011 г. просит в апелляционной жалобе начальник ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Горно-Алтайске Агеева Г.Н. Жалоба мотивирована тем, что период работы и иной деятельности Шатиной М.В. с 03.04.1989 г. (начало трудовой деятельности) до 17.11.1999 г. (дата регистрации в системе ПФР) засчитываются в подсчет выслуги лет по лечебной деятельности на основании первичных документов: трудовая книжка, уточняющие справки работодателя и др. Со дня регистрации в системе ПФР в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» принимается только Выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Периоды работы с 03.04.1989 г. по 15.03.1993 г. включается в подсчет стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение как один год, поскольку работа происходила в должности, которая не дает право один год считать за один год шесть месяцев. Период работы с 26.03.1993 г. по 31.10.1999 г. включаются в подсчет стажа как один год за один год шесть месяцев. Периоды работы с 01.11.1999 г. по 13.06.2002 г., а также с 02.06.2003 г. по настоящее время, включается в подсчет стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение как один год, так как работа происходила в должности, которая не дает право один год работы считать за один год шесть месяцев, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 работа в должности медицинской сестры перевязочных может быть засчитана как один год за один год шесть месяцев только если работа происходила в отделении гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-сосудистым туберкулезом. На момент обращения за назначением пенсии специальный стаж по лечебной деятельности Шатиной М.В. составлял 25 лет 7 месяцев 16 дней, что недостаточно для назначения трудовой пенсии на основании п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Горно-Алтайске Беспалову А.В., поддержавшую доводы жалобы в полном объеме, Шатину М.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Шатина М.В. работала в БУЗ Республики Алтай «Республиканская больница» медицинской сестрой хирургического отделения с 26 марта 1993 года по 21 сентября 1998 года. С 22 сентября 1998 года переведена медицинской сестрой перевязочной хирургического отделения, где работает по настоящее время.
В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.02.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г.).
Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29.10.2002 г. № 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждение здравоохранения», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.
Судом первой инстанции из объяснения истицы, являющегося в соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательством по делу, установлено, что в хирургическом отделении БУЗ Республики Алтай «Республиканская больница» проходят лечение больные с различной спецификой заболевания, в том числе ожоговые и гнойные, так как специализированные отделения в больнице не имеются, поэтому она фактически выполняет работу как медицинская сестра вне зависимости от специфики заболевания.
В подтверждение этого, Шатиной М.В. в качестве нового доказательства, принятого судом апелляционной инстанции, представлена справка главного врача БУЗ Республики Алтай «Республиканская больница» Рау Ф.Ф. от 10.04.2012 г. № 1382, из которой следует, что Шатина М.В., являясь медицинской сестрой перевязочной хирургического отделения, занимается обслуживанием в том числе и гнойных больных.
Судом первой инстанции также правомерно принято во внимание письмо заместителя главного врача по ОМР К.А.В., из которого следует, что в больнице начиная с 1978 года на основании приказа МЗСССР № 720 от 31.07.1978 г. «Об улучшении медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями и усилению мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекцией» приняты меры по организации лечения больных с хирургическими гнойными заболеваниями и их осложнениями.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о включении периоды работы истицы в должности медицинской сестры перевязочной хирургического отделения Республиканской больницы с 01 ноября 1999 года по 14 июня 2002 года и с 01 июня 2003 года по 07 февраля 2011 года (дата обращения в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Горно-Алтайске с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости) в стаж в льготном исчислении один год за один год шесть месяцев, поскольку в Приложении к Постановлениям Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, от 29.10.2002 г. № 781 право на зачисление медицинского стажа в льготном исчислении имеют медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.
Отказывая в удовлетворении требования Шатиной М.В. о включении в трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, периода с 14 июня 2002 года по 20 января 2003 года нахождение в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, суд первой инстанции дал правильное толкование статье 167 КЗоТ, действующей в редакции Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1, и разъяснению, содержащемуся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», из которых следует, что если период нахождения в отпуске по уходу за ребенком имел место до 06 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Поскольку период нахождения в отпуске Шатиной М.В. по уходу за ребенком имел место после 06 октября 1992 года (с 14 июня 2002 года по 20 января 2003 года), суд первой инстанции верно указал, что данный период не подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения пенсии.
В соответствии с п. 4 действующих Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.06.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В связи с тем, что в период с 21 января 2003 года по 01 июня 2003 года Шатина М.В. работала в должности медицинской сестры перевязочной хирургического отделения Республиканской больницы на 0,75 ставки в течение неполного рабочего дня, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения данного периода в трудовой стаж, дающего права на получение досрочной трудовой пенсии по старости.
Тем не менее, на день обращения в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Горно-Алтайске с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости (07 февраля 2011 года), с учетом включенных периодов с 01 ноября 1999 года по 14 июня 2002 года и с 01 июня 2003 года по 07 февраля 2011 года, специальный стаж по лечебной деятельности у истицы составляет 30 лет 3 месяца, что дает право на назначение ей досрочной трудовой пенсии, связанной с лечебной деятельностью, со дня обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением.
Доводы апелляционной жалобы начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Горно-Алтайске Агеевой Г.Н. не опровергают правильности выводов суда, изложенных в оспариваемом решении, а потому не принимаются во внимание как обоснованные.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 25 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Горно-Алтайске Агеевой Г.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Алексина
Судьи Э.В. Ялбакова
Б.Е. Антух