Решение по делу № 2а-5767/2019 ~ М-5887/2019 от 08.11.2019

дело №2а-5767/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 27 декабря 2019 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе

председательствующего судьи Порфирьевой И.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Оршанского района Республики Марий Эл, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Республике Марий Эл о признании информации размещенной в сети Интернет запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Оршанского района Республики Марий Эл, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Республике Марий Эл, в котором просил признать информацию, размещенную на сайте <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование требований указано, что помощником прокурора Оршанского района РМЭ в ходе проверки установлено, что на интернет-сайте <данные изъяты> содержатся сведения о продаже редкого вида животного, занесенного в Красную книгу РФ, дальневосточной черепахи (китайский трионикс). Доступ к сайту свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, неограниченное количество людей могут ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. Для приобретения указанных документов необходимо заполнить заявку на сайте <данные изъяты> с указанием персональных данных покупателя. Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ регистратора ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» администратором указанного ресурса сети интернет является ФИО3

Административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Суд счел возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного производства на основании главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно ст.39 КАС Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Федеральным законом от 30.03.1995 № 37-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Устав и Конвенцию Международного союза электросвязи, подписанную в Женеве 22.12.1992.

Осуществление связи с помощью интернета и других телекоммуникационных сетей подпадает под определение электросвязи, данное в Уставе Международного союза электросвязи, согласно пункту 1012 которого электросвязь - это любая передача, излучение или прием знаков, сигналов письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио, - оптической или другим электромагнитным системам.

Устав Международного союза связи предусматривает, что государство вправе прервать любую частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государства или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон №149-ФЗ), передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации.

Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под распространением информации понимаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях" защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно абзацу 1 ст.24 ФЗ от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации.

В абзаце 4 ст.24 ФЗ от 24.04.1995г. № 52-ФЗ «О животном мире», и. 13.1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 18.10.2012г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» закреплено, что оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительском Российской Федерации.

Оборотоспособность диких животных, принадлежащим к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и охраняемых международными договорами Российской Федерации допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускается в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации. Какая-либо информация, указывающая на законность продажи товара, на сайте отсутствует, как и информация о владельце, его юридическом наименовании и местонахождении.

В соответствии с приказом Госкомэкологии РФ от 19.12.1997г. № 569 «Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации дальневосточная черепаха включена в перечень (список) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (позиция №207).

Дальневосточная черепаха включена в перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.10.2013 № 978.

Согласно ст. 8.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность добычу, хранение, перевозку, содержание, приобретение, продажу либо пересылку редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Статьей 258.1 ч. 1.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение или продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет".

Таким образом, информация, размещенная на указанном сайте в нарушение требований действующего законодательства, содержит информацию для неопределенного круга лиц о продаже особо ценного дикого животного, водного биологического ресурса, принадлежащего к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, дальневосточной черепахи (китайский трионикс).

В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1. Закона № 149 основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 органом, уполномоченным на внесение указанных сведений в названный реестр является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Согласно ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.

Поскольку содержащаяся на сайте информация распространяется вопреки действующему законодательству, что создает угрозу нарушения интересов общества и государства, доступ к ней следует ограничить.

Судом установлено, что старшим помощником прокурора Оршанского района РМЭ в ходе проведенной проверки установлено, что на интернет-сайте <данные изъяты> содержится информация о <данные изъяты>

Вход на данный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ регистратора ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» администратором указанного ресурса сети интернет является Гукасян А.А.

В соответствии с п.3 и п.5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в инфомационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационой сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года №1101 формирование и ведение Единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором связи.

Основанием для включения в Единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также – сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является, в том числе – решения Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

На момент проверки указанный сайт действует и не внесен в Единый реестр в результате чего, запрещенная информация свободно распространяется, чем нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Согласно ст.9 Закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч.1 ст. 15.1 Закона о защите информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).

Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2018), утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, в отношении видов информации, указанных в п.1 ч.5 ст.15.1 ФЗ от 27 июля 2006 года №149-ФЗ, решения о включении в Реестр сведений, позволяющих определить (идентифицировать) сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федераций запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).

С учетом указанного суд считает необходимым удовлетворить административный иск прокурора Оршанского района Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Республике Марий Эл о признании указанной информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

Руководствуясь ст. 175-180, 293 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать информацию о продаже редкого вида животного, занесенного в Красную книгу Российской Федерации, дальневосточной черепахи (китайский трионикс), распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную на сайте <данные изъяты>, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья И.В. Порфирьева

2а-5767/2019 ~ М-5887/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Оршанского района Республики Марий Эл
Ответчики
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Управление Роскомнадзора по Республике Марий Эл
Другие
Гукасян Арам Аршакович
Суд
Йошкар-Олинский городской суд
Судья
Порфирьева Ирина Валерьевна
08.11.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
08.11.2019[Адм.] Передача материалов судье
13.11.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
13.11.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2019[Адм.] Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
27.12.2019[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
27.12.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.01.2020[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее