РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2017 года г.Уяр Красноярского края
Уярский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего – судьи Дубынина Е.А.,
при секретаре Леонтьевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.А.В. к МУП «Уяржилкомсервис» о защите прав потребителя,-
установил:
В.А.В. обратилась в суд с иском к МУП «Уяржилкомсервис» о защите прав потребителя. Исковые требования мотивированы тем, что истица является собственником квартиры по адресу: <адрес>. В указанной квартире проживает <данные изъяты> человек. Жилищно-куммунальные услуги оказываются ответчиком. На имя истицы открыт лицевой счет №. В платежных квитанциях ежемесячно взимается плата за водоотведение по тарифу 1 куб.м. – 116,24 рубля. Объем услуги считается по нормативу, счетчики не установлены. Отвод сточных бытовых вод осуществляется неподалеку от дома, на почву, загрязняется окружающая среда. Полагает, что ответчик неправомерно начисляет плату за водоотведение, фактически не оказывая данной услуги. С 2013 года по 2016 год истица оплачивала услугу за водоотведение. С октября 2-13 года по апрель 2016 года было начислено и оплачено 52051,76 рублей. 31.10.2016 года в адрес ответчика была направлена претензия, в которой истица просила вернуть необоснованно уплаченную денежную сумму. Однако, требования истца до настоящего времени не удовлетворены. Кроме того, истец оплачивал ответчику взносу на капитальный ремонт. В связи с реформированием системы организации капитального ремонта с апреля 2014 года ответчик прекратил начислять в квитанции оплату за капитальный ремонт. При этом, ранее уплаченные взносы в размере 1229,41 рубль не были возвращены истцу. С учетом измененных исковых требований просила суд взыскать с ответчика 53017, 56 рублей, взыскать суммы, оплаченные в счет капитального ремонта в размере 1229,41 рубль; неустойку в сумме 53281,17 рублей; компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей; штраф в сумме 58281,17 рублей, всего 175809,31 рубль; обязать ответчика исключить из платежных ведомостей услугу по водоотведению.
Истец В.А.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца - С.Т.И., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Согласно представленному заявлению просила рассмотрение дела отложить в связи с нахождением на лечении. На основании ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, так как выписка, представленная С.Т.И., датирована 13 июня 2017 года, на момент рассмотрения дела в суд не представлено документов о том, что представитель находится на лечении. Кроме того, являясь индивидуальным предпринимателем, С.Т.И. имеет право на получение листка нетрудоспособности.
Представитель ответчика МУП «Уяржилкомсервис» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях возражала против удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
Третьи лица – представитель Региональной энергетической комиссии Красноярского края, конкурсный управляющий МУП «Уяржилкомсервис» К.В.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Из отзыва Региональной энергетической комиссии Красноярского края следует, что МУП «Уяржилкомсервис» осуществляет эксплуатацию накопительных септиков, канализационных колодцев и канализационной сети протяженностью 5 км. Ответчик обслуживает канализационные сети, позволяющие осуществлять бесперебойный отвод жидких бытовых отходов, а именно: проходные колодцы, через которые проходят сточные воды от многоквартирных домов до накопительных септиков. От накопительных септиков сточные воды МУП «Уяржилкомсервис» вывозятся бесперебойно автотранспортом в отведенное место. В тарифе на водоотведение учтены затраты по обслуживанию канализационных сетей, обслуживанию (в т.ч.откачка сточных вод) накопительных септиков и колодцев, транспортировка сточных вод до места слива. Затраты на очистку сточных вод в тарифе не предусмотрены.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» содержит основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе. Так, водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Гарантирующая организация - это организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Сточные воды централизованной системы водоотведения (далее сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод. Транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей. Централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Согласно положениям ст. 7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
Горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно п. п. 18, 19, 24, 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644, договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.
К договорам водоотведения применяются положения о договоре возмездного оказания услуг, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», настоящими Правилами и иными принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом нормативными правовыми актами и не противоречит существу договора водоотведения.
В соответствии с п. 5 ст. 1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
В спорный период отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулировались Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354.
На основании п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливает их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяет основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентирует вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно п. 2 указанных Правил «коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме»; «внутридомовые инженерные системы» - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования; «централизованные сети инженерно-технического обеспечения» - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).
Согласно п.п. «в» п. 4 Правил потребителю может быть предоставлен, в том числе, следующий вид коммунальных услуг: водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Из пп. 1 п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоотведение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Согласно статье 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в числе прочего, плату за коммунальные услуги, которая, в свою очередь, включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, взнос на капитальный ремонт.
Согласно ч. 4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами
Согласно ч. 4 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 158 ЖК РФ указано, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В судебном заседании установлено, что решением Арбитражного суда Красноярского края от 20.02.2016 года в отношении МУП «Уяржилкомсервис» введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим назначен К.В.В.
Договором от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что В.А.В. является собственником квартиры по адресу: <адрес>.
МУП «Уяржилкомсервис» оказывает услуги по предоставлению жилищно-коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, что не оспаривается сторонами и подтверждается фактическими действиями сторон.
В материалы дела представлена претензия В.А.В. от 31.10.2016 года, адресованная ответчику с просьбой, вернуть ей 52051,76 рублей.
Собственником канализационных сетей, назначение: нежилое, протяженность 31 м. по адресу: <адрес>, является муниципальное образование <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.10.2014 года.
На основании договора №21 от 19.06.2008 года администрация г.Уяра передало МУП «Уяржилкомсервис» в полное хозяйственное ведение, в том числе, канализационный септик по адресу: <адрес>. Данный факт подтверждается также постановлением администрации г.Уяра от 15.05.2009 года №222-П с приложением.
Согласно схеме канализационных сетей они являются единым для двух многоквартирных домов (по адресу: <адрес>) инженерным сооружением, предназначенным для транспортировки сточных вод. Так как из смысла вышеуказанных норм данные канализационные сети к внутридомовым инженерным системам не относятся, общей собственностью собственников помещений в многоквартирном жилом доме не являются, то их следует отнести к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения для трех многоквартирных домов.
К услугам по водоотведению с использованием централизованной системы применяются регулируемые тарифы. Так, согласно п. 8 ст. 31 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения: 1) тариф на водоотведение; 2) тариф на транспортировку сточных вод; 3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Согласно сообщению Региональной энергетической компании, приказу Министерства ЖКХ Красноярского края от 14.11.2012 года №232-т, приказам РЭК Красноярского края от 21.10.2013 года №112-в с приложением, от 20.10.2014 года с приложением, от 26.12.2014 года с приложением, от 28.12.2015 года с приложением, от 12.12.2016 года №706-в с приложением, тарифы на водоотведение на 2013 года для потребителей МУП «Уяржилкомсервис» установлены в размере: с 01.01.2013 года по 30.06.2013 года - 100,77 рублей/ м3 с учетом НДС; с 01.07.2013 года – 107,82 рубля/м3 с учетом НДС; с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года – 105,10 рублей/м3 с учетом НДС; с 01.01.2015 года по 30.06.2015 года – 105,10 рублей/м3 с учетом НДС; с 01.07.2015 года по 31.12.2015 года - 116,24 рубля/м3 с учетом НДС; с 01.01.2016 года по 31.12.2016 года – 116,83 рубля/м3 с учетом НДС; с 01.01.2017 года по 31.12.2017 года – 120,71 рубль/м3 с учетом НДС. Данные тарифы установлены приказом РЭК Красноярского края от 14.11.2012 года №232-т. Впоследствии тарифа изменялись приказами РЭК Красноярского края. Приказом РЭК Красноярского края от 12.12.2016 года №706-в внесены изменения в приказ от 20.10.2014 года №86-в, согласно которому тариф с 01.01.2016 года по 31.12.2016 года составил 116,24 рубля/м3 с учетом НДС; с 01.07.2016 года по 31.12.2016 года – 120,87 рублей; с 01.01.2017 года по 30.06.2017 года – 120, 87 рублей/м3; с 01.07.2017 года по 31.12.2017 года – 121,72 рубля/м3 с учетом НДС.
Из представленных ведомостей начислений и оплаты коммунальных услуг следует, что по адресу: <адрес> начисляется плата за водоотведение ( вывоз ЖБО), капитальный ремонт в соответствии с установленными тарифами.
МУП «Уяржилкомсервис» оказывает услугу по водоотведению сточных вод, выражающуюся в приеме, транспортировке и сбросу их на рельеф. Указанный способ водоотведения заложен в размер тарифа по водоотведению.
При этом суд учитывает, что истцом стоимость услуги водоотведения не оспаривается, требования истца основаны на том, что данная услуга не оказывается вовсе.
Согласно п. 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
В соответствии с ч. 4 ст. 157 Жилищного кодекса РФ при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, в случае не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (п. 105).
Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги (п. 106).
Истцом доказательств надлежащего обращения к ответчику с сообщением об оказании услуги водоотведения ненадлежащего качества либо не оказания ее полностью, суду не представлено. Проверка качества оказания коммунальной услуги в соответствии с требованиями Правил не производилась. Акт о предоставлении коммунальной услуги «водоотведение» надлежащего качества, в соответствии с вышеуказанными требованиями Правил не составлялся. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, в материалах дела не имеется и на наличие таких доказательств в процессе рассмотрения дела истец не ссылался. Ссылки истца на отсутствие централизованной канализационной сети, сброс сточных вод на рельеф в нарушение санитарных норм и правил достоверными доказательствами оказания услуг ненадлежащего качества не являются, в связи с чем не могут быть приняты судом.
Таким образом, истцом не была соблюдена установленная законом процедура установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, надлежащие доказательства оказания услуги ненадлежащего качества потребителем услуги не представлены.
Как разъяснено в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).
Исходя из положений части 1 статьи 29 Закона, потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Из приведенных положений Закона и разъяснений вытекает, что на истце лежит обязанность доказать факт неисполнения или ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей, связанных с предоставлением услуг по водоотведению, а также причинения ему ущерба. В свою очередь, ответчик несет обязанность по доказыванию обстоятельств, освобождающих его от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда.
Таким образом, суд полагает, что заявленные истцом требования о взыскании с ответчика 53017,56 рублей за фактически не оказанную услугу водоотведения, обязании исключить из платежных ведомостей услугу по водоотведению удовлетворению не подлежат, так как истцом не доказаны факты неисполнения или ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей, связанных с предоставлением услуг по водоотведению и причинения ему убытков действиями ответчика по неоказанию услуги водоотведения.
Доводы истицы о том, что ответчик неосновательно присвоил денежные средства за капитальный ремонт в связи с тем, что данная услуга ответчиком не оказывалась, также не нашли своего подтверждения. Возможность возврата потребителю денежных средств на капитальный ремонт в случае смены их получателя на регионального оператора законодательством не предусмотрена.
Следовательно, исковые требования о взыскании с МУП «Уяржилкомсервис» в пользу истца 1229,41 рублей в счет капитального ремонта удовлетворению не подлежат.
Учитывая, что требования о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа являются производными, данные требования также не подлежат удовлетворению в силу того, что в удовлетворении основных требований истцу отказано.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований В.А.В. к МУП «Уяржилкомсервис» о защите прав потребителя отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда через Уярский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме 21.06.2017 года.
Председательствующий Е.А.Дубынин