Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 9 марта 2011 года
Мировой судья судебного участка №4 в г.Йошкар-Оле Республики Марий Эл Ямщикова Е.С.,
при секретаре Солдаткиной С.Е.,
с участием представителя Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Йошкар-Оле Батановой И.Г.,
ответчика Новоселова М.В.,
представителя ответчика Зверева М.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Йошкар-Оле к Новоселову М.В.о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени,
у с т а н о в и л:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Йошкар-Оле (далее ИФНС России по г. Йошкар-Оле) обратилась в суд с иском к ответчику о взыскании с Новоселова М.В. задолженности по уплате транспортного налога в сумме 7000 руб. 00 коп., пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 50 руб. 42 коп.
В обоснование требований истец указал, что в соответствии со ст. 357 НК РФ ответчик является плательщиком транспортного налога, поскольку согласно представленным сведениям МРЭО ГИБДД, является владельцем транспортного средства <ФИО1>, <ФИО2> <НОМЕР>., рег. <НОМЕР>. Ответчику Новоселову М.В. начислен транспортный налог в сумме 7000 руб. 00 коп. за 2009 год. В соответствии со ст. 69 НК РФ ответчику направлено требование об уплате налога от 31 мая 2010 года, однако сумма налога ответчиком своевременно не уплачена. В соответствии со ст. 75 НК РФ ответчику начислены пени за каждый день просрочки уплаты налога в сумме 50 руб. 42 коп. за период времени с 5 мая 2010 года по 31 мая 2010 года, суммапени не уплачена.
Представитель истца Батанова И.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогично изложенному в иске, пояснила, транспортное средство, принадлежащее ответчику, <ФИО1> зарегистрировано как <ФИО2> согласно справке, представленной МОТОР АМТС ГИБДД МВД по Марий Эл, в связи с чем, сумма транспортного налога истцом исчислялась исходя из того, что данное транспортное средство является <ФИО2>, согласно «Конвенции о дорожном движении» (Вена, 08.11.1968 г.). Не согласившись с доводами ответчика, указала, что категория транспортного средства «В» может включать категории М1, М2, М3, что указывает на то, что автомашины категории «В» могут быть как легковыми, так и <ФИО2>. Пояснила, что на день рассмотрения дела в суде задолженность по транспортному налогу, пени Новоселовым М.В. не оплачена.
Ответчик Новоселов М.В. в судебном заседании исковые требования непризнал, дал пояснения аналогично изложенному в отзыве на исковое заявление и дополнении к отзыву. Суду пояснил, что транспортное средство <НОМЕР> владельцем которого он был, не является автобусом (не может им являться), а относится к легковым автомобилям категория «В». Не оспаривая факт неуплаты транспортного налога, просил взыскать транспортный налог исходя из ставки налога, действующей для легковых автомобилей. Представитель ответчикаЗверев М.А. с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что согласно «Конвенции о дорожном движении» (Вена, 08.11.1968 г.) и иным нормативным актам автомобиль ГАЗ- 2217-404 г.н. <ДАТА> является транспортным средством, используемым для перевозки пассажиров и имеющем не более восьми мест для сидения, т.е. относится к категории М1- легковой автомобиль «В», из чего следует, что транспортный налог должен исчисляться как на легковой автомобиль, просил взыскать транспортный налог исходя из ставки налога, действующей для легковых автомобилей. Допрошенный в качествеспециалиста - сотрудник МОТОР АМТС ГИБДД МВД по РМЭ <ФИО3> пояснил, что данные о типе транспортного средства «автобус» были направлены в налоговый орган на основании данных, отраженных в Паспорте транспортного средства. Указание в графе «3 Тип транспортного средства» паспорта транспортного средства - автомобиля <НОМЕР>, «автобус 6 мест» было сделано на основании отраслевой нормальи (ОН 025270-66) исходя из индекса <НОМЕР> автомобиля «22». Изменения в паспорт транспортного средства были внесены при постановке автомобиля на учет в 2005 году. В настоящее время на основании письма Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ от 18.02.2005 №13-5-8, тип транспортного средства аналогичного автомобиля <ФИО4> должен указываться как «специальное пассажирское транспортноесредство (6 мест)». Данное изменение могло быть внесено в ПТС автомобиля по заявлению Новоселова М.В. Пояснил, что тип автомобиля <НОМЕР> относится ни к автобусам, ни к легковым автомобилям, в настоящее время - «специальное транспортное средство 6 мест». Отнести указанное транспортное средство к легковым автомобилям или <ФИО2>, как это необходимо для целей налогообложения, невозможно.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый гражданин РФ обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан: уплачивать законно установленные налоги; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения; представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать и т.д. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством РФ (п.4 ст.23 НК РФ).
Согласно ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 ЗаконаРеспублики Марий Эл №25-З от 28 ноября 2002 года «О транспортном налоге» транспортный налог устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и настоящим Законом и обязателен к уплате на территории Республики МарийЭл.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили. Статьей 2 ЗаконаРеспублики Марий Эл «О транспортном налоге» установлено, что налогоплательщиками налога признаются лица (юридические и физические), на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы на территории Республики Марий Эл транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Из материалов дела установлено, что ответчикНовоселов М.В. являлся собственником автомобиля <НОМЕР> с 1 июня 2005 года по 2 апреля 2010 года. Таким образом, ответчик в силу ст. 357НК РФ, Закона Республики Марий Эл «О транспортном налоге» признается плательщиком транспортного налога.
Согласно ст. 360 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.
В силу п. 2 ст. 8 Закона Республики Марий Эл, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Обязанность по осуществлению контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательствао налогах и сборах возложена на налоговые органы (ст.32 НК РФ). Нормы ст. 31 НК РФ устанавливают право налоговых органов производить налоговыепроверки.
В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ Новоселову М.В. по месту жительства направлено требование<НОМЕР> от 31 мая 2010 года об уплате недоимки по транспортному налогу за 2009 года и пени в срок до 30 июня 2010 года, что подтверждаетсясписком на отправку заказных писеми квитанцией. ЗаявлениеНовоселова М.В. и его представителя Зверева М.А. о пропуске исковой давности, указанное в ходе предварительного судебного заседания, мировой судья находит необоснованным, поскольку из материалов гражданского дела следует, что ИФНС по г. Йошкар-Оле в установленный законом срок обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Новоселова М.В. недоимки по транспортному налогу и пени, который в последующем был отменен в связи с подачей Новоселовым М.В. возражений относительно его исполнения.
Пунктом 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости транспортных средств, категории транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства или единицу транспортного средства.
В соответствии с Приказом Министерства налоговой службы Российской Федерации от 09.04.2003 № БГ-3-21/177 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации » при определении видов автотранспортных средств и отнесения их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359, отраслевой нормалью автомобильной промышленности ОН 025270-66 и Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 № 5938-VIII (далее по тексту - Коневенция).
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях администрирования транспортного налога, сведения о транспортных средствах и лицах, на которых транспортные средства зарегистрированы, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В формах сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств (утверждены Приказом ФНС России от 17.09.2007 № ММ-3-09/536), предусмотрены показатели «Тип транспортного средства » и «Назначение (категория) транспортного средства». Предусмотренное главой 28«Транспортный налог» Налогового кодекса распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией, которая, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров.
Вместе с тем, в пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, что допуск автотранспортных средств для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Пунктом 16 Приказа МВД России от 27.01.2003 № 59 «О порядке регистрации транспортных средств » предусмотрено, что при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах. Паспорт транспортного средства - это документ, действующийна территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе, наличие Одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 №19 «О совершенстввании сертификации механических транспортных средств и прицепов»), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства. Следовательно, типтранспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия). Согласно Положению опаспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 (зарегистрирован в Минюсте России 29.07.2005 № 6842) (далее по тексту - Положение), в строке 4 «Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификаци транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (приведена в приложении 3 к данному Приказу).
В приложении 3 к Положению указано, что к транспортным средствам категории B (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории B не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.
В третьей строке «Наименование (тип ТС)» паспорта транспортного средства, согласно вышеназванному Положению, указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства, например: «Легковой», «Автобус», «Грузовой - самосвал, - фургон, -цементовоз, - кран» и т.п. Аналогично в соответствии с отраслевой нормалью ОН025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями » и пунктом 2.2.2 раздела 2.2 Положения в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС » указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Согласно пункту25 Положения, в строке 1 ПТС указывается идентификационный номер (VIN) транспортного средства. Первая часть VIN состоит из трех букв или цифр, обозначающих географическую зону, код страны и код изготовителя транспортного средства. Вторая часть VIN является описательной частью идентификационного номера и состоит из шести знаков, обозначающих транспортное средство согласно конструкторской документации. Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями», регламентирующей классификацию и систему обозначения автотранспортного средства (АТС), установлено, что подвижному составу присваиваются обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава. При этом первые две цифры «22» обозначают класс по объему двигателя для автобуса и тип АТС -автобус.
В соответствии с паспортом транспортного средства 52КХ744700 -транспортное средство <ФИО5> - <ФИО6> (6 мест), регистрационный знак <ДАТА>, мощность <НОМЕР>.
Однако из показаний специалиста <ФИО3>, данных в ходе судебного заседания, следует, что автомобиль <ФИО5>, несмотря на наличие индекса «22», в связи с большим количеством модификаций автомобилей, не подпадает под категорию ТС - автобус, является специальным пассажирским транспортным средством (6 мест).
Таким образом, тип автомобиля <ФИО5> - специальный пассажирский (6мест) не совпадет с типами транспортных средств, установленными в статье 361 НК РФ (легковые, грузовые автомобили, автобусы). Мировой судья приходит к выводу,что при невозможности отнесения транспортных средств к конкретному виду в целях налогообложения транспортным налогом, необходимо руководствоваться пунктом 7 статьи 3 НКРФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, при расчете налога необходимо применять ставки транспортного налога из расчета 35рублей с каждой лошадиной силы свыше 100 л.с. для автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) с учетом коэффициента 0,5.
Таким образом, задолженность ответчика по транспортному налогу за 2009 год составляет 2450 рублей. Изматериалов дела видно, что ответчиком сумма транспортного налога за 2009 год своевременно, то есть до 1 мая 2010 года, не уплачена.
Согласно ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 3 ст. 75 НК РФ установлено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотойдействующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Исходя из суммы задолженности в размере 2450 рублей, с ответчика подлежат взысканию пени в сумме 17 руб. 64 коп. С ответчика в соответствии со ст.103 ГПК РФ, 333.19 НК РФ подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере 400 руб. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-198, 199 ГПК РФ, мировой судья р е ши л:
Взыскать с Новоселова М.В. в доход бюджета недоимку по транспортномуналогу в сумме 2450 руб., пени в сумме 17 руб. 64коп., государственную пошлину в сумме 400 руб. Распределение взысканных сумм между бюджетами различных уровнейпоручить Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Йошкар-Оле. Решение может быть обжаловано вЙошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл через мирового судью в течение10 дней со дня составления мотивированного решения. Мировойсудья Е.С. Ямщикова