Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации21 февраля 2012 года город Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
Председательствующего судьи Кочетковой С.А.,
При секретаре Марчукове М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Соболевой М.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением администрации г. Ставрополя от 08.11.2011 г. № 3119 Соболевой М.В. составом семьи из трех человек отказано в признании нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2011 год» на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ, поскольку не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок.
Соболева М.В., считая постановление администрации г. Ставрополя от 08.11.2011 г. № 3119 незаконным и нарушающим ее законные интересы и интересы членов ее семьи на получение денежной субсидии, обжаловала его в суд, ссылаясь на то, что 03 октября 2011 года она обратилась в Администрацию г. Ставрополя с заявлением о признании ее семьи составом из трех человек нуждающимися в улучшении жилищных условий для последующего участия в указанной программе, однако, оспариваемым постановлением им было отказано в признании нуждающимися в жилом помещении, тогда как никаких умышленных действий по ухудшению жилищных условий ими не совершалось, в связи с чем, нарушены их права.
В судебном заседании заявитель Соболева М.В. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Заинтересованное лицо Соболев А.А. в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Администрации г. Ставрополя в судебном заседании заявленные требования не признала, просила оставить их без удовлетворения, пояснив, что на территории города Ставрополя реализуется муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», принятая на основании федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденной постановлением правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы».
В состав федеральной целевой программы входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» (далее - Правила), молодым семьям — участникам Подпрограммы предоставляются социальные выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с пунктом 6 Правил участником Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;
б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Так семья Соболевых обратилась в администрацию города Ставрополя с заявлением о признании их семьи нуждающейся для участия в программе (и документами).
Из предоставленных документов следует, что семья Соболевых составом 3 человека (жена - Соболева Марина Владимировна, 1986 года рождения, муж - Соболев Александр Александрович, 1985 года рождения, сын – С., 20** года рождения) проживает в трехкомнатной квартире № * по улице Д., * в городе Ставрополе общей площадью 57,5 кв. м, где всего проживает 10 человек. В настоящее время семья Соболевых обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Однако Соболев А.А. произвел отчуждение домовладения № * по улице Ч. в городе Ставрополе, общей площадью 185,9 кв. м, что подтверждается предоставленной копией договора купли-продажи недвижимости от 04.06.2009 г.
Таким образом, Соболевым А.А. совершены намеренные действия с целью приобретения права состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, выразившиеся в ухудшении своих жилищных условий.
В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
На основании вышеизложенного было принято решение об отказе семье Соболевых в признании нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2011 года».
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Судом установлено, что 03 октября 2011 года заявитель обратилась в Администрацию г. Ставрополя с заявлением о признании ее семьи составом из трех человек нуждающимися в улучшении жилищных условий для последующего участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2011 год» с приложением документов в обоснование заявленных требований.
Постановлением администрации г. Ставрополя от 08.11.2011 г. № 3119 Соболевой М.В. составом семьи из трех человек: она, муж Соболев А.А. и сын - Соболев М.А., 2010 года рождения, отказано в признании нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2011 год» на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ, поскольку не истек предусмотренный, ст. 53 Жилищного кодекса РФ, срок.
Суд считает, что отказ является незаконным, по следующим основаниям.
Частью 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с решением Ставропольской городской Думы от 30.11.2005 № 184 учетная норма общей площади жилого помещения в Ставрополе, приходящегося на одного гражданина, составляет 12 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Судом установлено, что 03 октября 2009 года между Соболевым А.А. и Годиной (Соболевой) М.В. был заключен брак.
Судом установлено, что семья Соболевых составом 3 человека (жена - Соболева Марина Владимировна, 1986 года рождения, муж - Соболев Александр Александрович, 1985 года рождения, сын – С., 20** года рождения) в настоящее время проживает в трехкомнатной квартире № * по улице Д.,* в городе Ставрополе общей площадью 57,5 кв. м, где всего проживает 10 человек.
Указанная квартира принадлежит матери заявителя на праве собственности.
В настоящее время семья Соболевых обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Судом установлено, что Соболев А.А. произвел отчуждение домовладения № * по улице Ч. в городе Ставрополе общей площадью 185,9 кв.м, что подтверждается предоставленной копией договора купли-продажи недвижимости от 04.06.2009 г..
Судом установлено, что своего жилья в г. Ставрополе семья Соболевых не имеет, что подтверждается справками ГУП СК «Крайтехинвентаризация» и Управления Росреестра по Ставропольскому краю.
Доводы администрации г. Ставрополя о том, что Соболевым А.А. совершены намеренные действия с целью приобретения права состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в указанной выше программе, выразившиеся в ухудшении своих жилищных условий, являются не состоятельными.
Судом установлено, что отчуждение указанного имущества было произведено Соболевым А.А. 04.06.2009 г., то есть до регистрации брака с заявительницей, до создания им семьи, и до принятия федеральной (муниципальной) целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
Таким образом, на период отчуждения жилого помещения Соболев А.А. не мог знать о создании семьи с Годиной (Соболевой) М.В. и о принятии программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы и указанные действия суд не может признать как умышленное ухудшение жилищных условий для участия в данной программе.
В соответствии п. 6 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 и п.6 Программы, применительно к Правилам и Программе, под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с п. 2 ст. 51 нуждающимися признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ст. 50 ЖК РФ), являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилья, а также члены семей нанимателей и собственников.
В силу п. 3 ч.1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок. Положение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированного в Определение от 19.04.2007 №258-0-0, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет, как нуждающихся в жилых помещениях, должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Судом установлено, что отчуждение Соболевым А.А. домовладения № * по улице Ч. в городе Ставрополе общей площадью 185,9 кв. м, не является умышленным ухудшением жилищных условий.
Проживание семьи заявителя в квартире № ** по улице Д., * в городе Ставрополе связано с созданием семьи, и совместным проживанием членов семьи.
Более того, и до регистрации брака с Соболевым А.А. заявитель являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, но лишь после регистрации брака и рождения ребенка, у нее возникло право на участие в указанной программе.
В связи с изложенным, Администрацией г. Ставрополя не представлено доказательств того, что семья заявителя умышленно ухудшили свои жилищные условия и отказ администрации г. Ставрополя в постановке заявителя на учет нуждающихся составом из трех человек, является, незаконным.
Более того, на момент принятия оспариваемого решения, у заявителя ** октября 20** года родился второй ребенок - сын С., о чем органу местного самоуправления было известно, так как в материалах учетного дела имеется копия свидетельства о рождении ребенка.
Таким образом, семья Соболевых в настоящее время состоит из четырех человек и в соответствии с положениями ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации «Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения», ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации «Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», в соответствии п.6 « Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 имеет право состоять на учете нуждающихся в жилом помещения для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых ей в городе Ставрополе на период 2011 года», утвержденной постановлением администрации г. Ставрополя от 17.12.2009 № 1790.
Руководствуясь ст. ст. 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным постановление администрации г. Ставрополя от 08.11.2011 г. № 3119 об отказе Соболевой М.В. составом семьи из трех человек в признании нуждающимися в жилом помещении, для участия в ведомственной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2011 года».
Обязать администрацию города Ставрополя принять семью Соболевой М.В. составом из четырех человек: Соболева М.В., Соболев А.А., 19** года рождения, С. 20** года рождения, С., 20** года рождения, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, для участия в ведомственной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2011 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 22 февраля 2012 года.
Судья Кочеткова С.А.
Копия верна
Судья Кочеткова С.А.