Решение по делу № 2-1492/2015 от 18.02.2015

Дело № 2-1492/15                        18 марта 2015 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Смольнинский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Матусяк Т.П.,

при секретаре Азбековой М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Филатченкова С.В. об оспаривании отказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель Филатченков С.В. обратился в суд заявлением об оспаривании отказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга.

Требование Филатченкова С.В. обосновано тем, что, заявитель является пользователем земельного участка . Указанный участок предоставлен заявителю как члену Садоводческого некоммерческого товарищества «Лесопромышленный Комбинат «Ленметростроя» (ОГРН , далее - «СНТ»), расположенного в границах земельного участка предоставленного указанному СНТ по адресу: <адрес>, на основании договора аренды земельного участка от 31 марта 1997 года, заключенного с Невским районным агентством КУГИ и зарегистрированного КЗРиЗ за номером .

Руководствуясь положениями ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», заявитель обратился с заявлением в Невский районный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга с требованиями осуществить необходимые действия по постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного на территории Садоводческого некоммерческого товарищества «Лесопромышленный Комбинат «Ленметростроя» (ОГРН ) по адресу: <адрес> (предыдущий кадастровый номер земельного участка СНТ ), согласно прилагаемым документам, содержащим описание местоположения участка; осуществить подготовку документов, необходимых для оформления в собственность земельного участка: проекта распоряжения администрации <адрес> Санкт-Петербурга, договора о передаче земельного участка в собственность.

Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга отказал в исполнении вышеуказанных требований.

Заявитель считает, что данный отказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга является незаконным и неаргументированным, в результате чего создано препятствие к осуществлению прав, свобод и законных интересов заявителя, предусмотренных ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Филатченков С.В. просит суд признать незаконным отказ в оформлении документов на занимаемый заявителем земельный участок, выраженный в письме Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга; обязать Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга устранить в полном объеме допущенное нарушение права заявителя на приватизацию, в том числе: осуществить необходимые действия по постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного на территории Садоводческого некоммерческого товарищества «Лесопромышленный Комбинат «Ленметростроя» по адресу: <адрес> (предыдущий кадастровый номер земельного участка СНТ ), согласно прилагаемым документам, содержащим описание местоположения участка , осуществить необходимые действия по подготовке документов для оформления в собственность заявителя поставленного на кадастровый учет земельного участка, предусмотренные Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании.

Представитель заявителя Филатченкова С.В. по доверенности Васильев К.С. в судебное заседание явился, заявление поддерживает, суду пояснил, что заявитель приобрел право на предоставленный ему в соответствии с действовавшим законодательством земельный участок, в связи с чем, заявителю не могло быть отказано оформлении документов о передаче земельного участка в собственность. В своем ответе Комитет ссылается на норму права, которая не применима к спорным отношениям, и на ту норму, на которую не ссылался заявитель. Так, заявитель ссылается на п. 4 ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», а Комитет ссылается на п. 3 указанной статьи, что свидетельствует о незаконности отказа.

Представитель заявителя Филатченкова С.В. по доверенности Васильев К.С. представил суду пояснение заявленной позиции, согласно которому решение Исполкома Ленсовета от 12.01.1976 года , является правоустанавливающим документом на земельный участок, поскольку, несмотря на предшествовавший его принятию самовольный захват земель СНТ, само данное решение легализовало фактическое землепользование, что прямо следует из его пункта 3 «разрешить исполкому, в т. ч. Невского райсовета по согласованию с ГлавАПУ оформить договор на ранее занятую землю предприятиями и организациями для садоводческих товариществ согласно приложению». Кроме того, юридическое значение имеет наличие правоустанавливающих документов на пользование СНТ земельным участком именно по состоянию на 23 апреля 1998 года - дату вступления в силу Федерального закона № 66-ФЗ от 15.04.1998 года. Таким документами, оформляющими собой сложный юридический состав возникновения права СНТ на землепользование, в рассматриваемом случае являлись: решение Комиссии по распоряжению объектами недвижимости Комитета по управлению городским имуществом (протокол от 14.02.1997 года № 3); распоряжение Администрации Невского района Санкт-Петербурга № 453р от 27.02.1997 года «О продлении аренды земельного участка садоводческому товариществу Лесопромышленного комбината «Ленметрострой»; договор аренды от 31.03.1997 года между КУГИ Санкт-Петербурга и СНТ лесопромышленного комбината «Ленметрострой» земельного участка площадью <данные изъяты>, зарегистрированный КЗРиЗ за номером , который последствии был зарегистрирован в ЕГРП вплоть до октября 2012 года по соответствующему кадастровому номеру . Указанные правоустанавливающие документы, являются достаточными для констатации факта предоставления земли садоводческому товариществу Лесопромышленного комбината «Ленметрострой» для использования под садоводство по состоянию на 23 апреля 1998 года, причем независимо от содержания решения Исполкома Ленсовета от 12.01.1976 года и даже независимо от факта его принятия. Не смотря на временный характер предоставления земельного участка СНТ он, тем не менее, может быть оформлен в собственность членами СНТ при соблюдении условий ч. 4 ст. 28 ФЗ № 66. Часть 4 ст. 28 ФЗ-66 не ставит в зависимость право члена садоводческого товарищества приватизировать земельный участок от характера землепользования: «временного» или «постоянного», поскольку право приватизировать земельный участок возникло одномоментно, когда земельный участок находился в правомерном пользовании СНТ. Кроме того, в соответствии с абзацем 2 ч. 6 ст. 28 ФЗ №66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» единственным снованием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является только установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

Представитель заинтересованного лица Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, просит суд рассмотреть дело в свое отсутствие, направил суду свои письменные возражения, в которых указал следующее. Законодатель предусмотрел, что в данном случае обязательным условием реализации права граждан на приватизацию земельного участка является наличие актов органов государственной власти о предоставлении в установленном порядке земельных участков на указанных в законе правах. Документы, подтверждающие предоставление заявителю земельного участка на указанных правах в Комитет не представлены. Документы, подтверждающие предоставление земельного участка садоводческому некоммерческому товариществу в Комитет также не представлены, а представленные документы подтверждают временный характер землепользования.

Представитель заинтересованного лица Садоводческого некоммерческого товарища «Лесопромышленный комбинат Ленметростроя» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, Садоводческого некоммерческого товарища «Лесопромышленный комбинат Ленметростроя», извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Исследовав представленные суду доказательства, выслушав представителя заявителя, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Предметом оспаривания заявителя является полученный отказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в оформлении документов на земельный участок в садоводческом некоммерческом товариществе «Лесопромышленный комбинат Ленметростроя».

Указанный отказ суд полагает законным и обоснованным.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Федеральным законом N 93-ФЗ от 30.06.2006 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» были внесены изменения в Закон N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», где п. 2.1 установлено, что если организациям, при которых до вступления в силу Закона "О садоводствах" (1998 года) были созданы (организованы) садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, и которым (организациям) земельные участки под садоводство были переданы на правах постоянного (бессрочного) пользования, то такие участки переоформляются в собственность в порядке, установленном ст. 28 Федерального закона N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».Таким образом, действующим законодательством определен вид права на котором должны быть предоставлены земельные участки под садоводство, дающий право гражданам претендовать на переоформление участков в собственность.

Представитель заявителя указал, что заявитель вправе приобрести земельный участок в собственность в соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Указанной нормой предусмотрено, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.

В соответствии с пунктом 1.2 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 31.12.2002 года № 2732-ра, определен порядок оформления документов по передаче земельных участков в собственность граждан при оформлении документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании, в соответствии с которым передача участков в собственность граждан осуществляется на основании заявлений граждан, распоряжений администраций районов Санкт-Петербурга о передаче в собственность граждан находящихся в их пользовании участков, а также заключаемых в соответствии с указанными распоряжениями договоров о передаче участков в собственность граждан.

Согласно п. 1.6. указанного Положения, гражданин, имеющий намерение оформить участок в собственность, обращается в районный отдел КЗРиЗ по месту расположения участка с заявлением по форме, установленной приложением 1 к настоящему Положению.

К заявлению прилагаются документы, перечень которых утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения».

Гражданин в случае необходимости указывает в заявлении на необходимость проведения кадастровых работ.

Заявитель обратился с заявлением о постановке на кадастровый учет и передаче ему в собственность земельного участка, предоставленного заявителю как члену Садоводческого некоммерческого товарищества «Лесопромышленный Комбинат «Ленметростря», расположенного в границах земельного участка, предоставленного указанному СНТ по адресу: <адрес>.

Ответом Комитета от 06.11.2014 года заявителю было отказано, с указанием на то, что отсутствует разработанный и утвержденный проект организации и застройки территории СНТ «Лесопромышленный комбинат Ленметростроя»; СНТ «Лесопромышленный комбинат Ленметростроя» не были представлены документы, подтверждающие, что земельный участок ранее был в установленном порядке предоставлен СНТ, а также документы, подтверждающие имущественные права на объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке.

Суд полагает, что указанные обстоятельства являлись достаточным основанием для отказа заявителю в удовлетворении заявления о постановке на кадастровый учет и передаче ему в собственность земельного участка.

Довод представителя заявителя о том, что в своем ответе Комитет необоснованно ссылается на п. 3 ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», не состоятелен, поскольку в оспариваемом отказе Комитет ссылается на положения и п. 3 и п. 4 указанной статьи, что само по себе не свидетельствует о незаконности отказа.

Вместе с тем, в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014, Верховный Суд РФ указал следующее.

Исходя из толкования положений пунктов 2 и 4 статьи 28 названного федерального закона граждане вправе приватизировать (перерегистрировать или переоформить) в собственность свои садовые или дачные земельные участки, находящиеся в их постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении, напрямую обращаясь с соответствующим заявлением в территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) для получения свидетельства о праве собственности.

В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом некоммерческого объединения, вправе самостоятельно (или через представителя) обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением и приложением соответствующих документов, а затем обратиться в Росреестр.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена упрощенная административная процедура оформления права собственности на земельный участок, расположенный на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.

Согласно статье 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Существенное правовое значение в данном случае имеют три обстоятельства:

- испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

- данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", то есть до 23 апреля 1998 года;

- гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.

Согласно п. 4 ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», при рассмотрении заявления гражданина, волеизъявившегося на получение земельного участка в собственность, органом, рассматривающим заявление гражданина должны быть истребованы сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).

То есть наличие правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, является обязательным условием возникновения у гражданина права, предусмотренного п. 4 ст. 28 указанного закона.

Предоставление земельного участка, а, соответственно, возникновение права пользования земельным участком могло возникнуть только на основании решения компетентного органа государственной власти или государственного управления о предоставлении определенного земельного участка землепользователю и должно было быть оформлено определенным документом – актом отвода земельного участка, государственным актом на право пользования землей.

Суд полагает, что представленными заявителем доказательствами не подтверждается предоставление данному товариществу земельного участка на правах постоянного (бессрочного) пользования до введения в действие Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, предусмотренные законом условия приобретения заявителем права собственности на земельный участок в административном порядке в данном случае отсутствуют.

Суд полагает обоснованным указание в оспариваемом отказе на то, что все представленные заявителем в Комитет документы подтверждают временный характер землепользования.

Так, согласно п. 3 Решения Исполнительного Комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся № 27 от 12.01.1976 года, исполкомам указанных в решении райсоветов, в том числе и Невского, разрешено по согласованию с ГлавАПУ оформить договор на временное землепользование на ранее занятую землю предприятиями и организациями для садоводческих товариществ, с условием освобождения их в случае отвода указанных земель для государственных и общественных надобностей без компенсации строений и насаждений (л.д. 22-23).

При этом указанное Решение называется «О незаконно занятых землях садоводческими товариществами предприятий и организаций Ленинграда», что свидетельствует о том, что при самовольном занятии указанных в данном решении земель не была соблюдена процедура, установленная действовавшим на тот момент законодательством.

26.06.1998 года между КУГИ Санкт-Петербурга и садоводческим товариществом лесопромышленного комбината «Ленметрострой» заключен договор аренды земельного участка (л.д. 39-42).

21.09.2012 года произведена государственная регистрация прекращения договора аренды от 26.06.1998 года на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, кад. (л.д. 60).

Предоставление же земельного участка на временных правах, по мнению суда, исключает возможность его приватизации.

Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь ст. 167, 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Филатченкова С.В. об оспаривании отказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                  Т.П. Матусяк

2-1492/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Филатченков С. В.
Другие
КЗРиЗ СПб
СНТ "Лесопромышленный комбинат Ленметростроя"
Суд
Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Матусяк Татьяна Павловна
Дело на сайте суда
smolninsky.spb.sudrf.ru
18.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2015Передача материалов судье
20.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2015Судебное заседание
20.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее