Решение по делу № 2-223/2014 (2-5168/2013;) от 05.12.2013

К делу № 2-223/14г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Крымск Краснодарского края

резолютивная часть решения оглашена 16 декабря 2014 года

мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2014 года

Крымский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Ляха Д.Г.

при секретаре судебного заседания Малиеве Т.А.

с участием представителя истца Крымского межрайонного прокурора – помощника прокурора Вербицкого М.С., представителя ответчика МУП «Городское коммунальное хозяйство» - директора МУП «Горкоммунхоз» ФИО11, представителя ответчика администрации муниципального образования Крымский район ФИО8, представителей третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора – ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» - ФИО3, ФИО4, представителя третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора – администрации Крымского городского поселения Крымского района – ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крымского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края, муниципальному унитарному предприятию «Городское коммунальное хозяйство» о запрете деятельности по эксплуатации свалки твердых бытовых отходов, расположенной в районе ЛПДС «Крымская» и возложении обязанности по рекультивации земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Крымский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края, муниципальному унитарному предприятию «Городское коммунальное хозяйство» о запрете деятельности по эксплуатации свалки твердых бытовых отходов, расположенной в районе ЛПДС «Крымская» и возложении обязанности по рекультивации земельного участка. Свои требования мотивирует тем, что Крымской межрайонной прокуратурой в ходе проверки доводов обращения начальника Краснодарского районного управления магистральных нефтепроводов ОАО «Черномортранснефть» ФИО6 о нарушении законодательства о промышленной безопасности в связи с эксплуатацией свалки твердых бытовых отходов в охранной зоне магистрального нефтепровода выявлены нарушения федерального законодательства в деятельности МУП «Городское коммунальное хозяйство».

Установлено, что свалка занимает территорию около 60000 м.кв. в районе ЛПДС «Крымская» в водоохраной зоне реки Адагум, не благоустроена, на карты не разбита проект организации свалки не разработан.

МУП «Городское коммунальное хозяйство» осуществляет деятельность при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения на вид деятельности и заключения экологической экспертизы.

Размещение отходов допускается только при наличии у природопользователя соответствующего разрешения, которое выдается территориальным органом Минприроды России и согласовывается с территориальными органами Госсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России, Роскомнедр, Роскомвода, а также с организациями, на территории которых планируется размещение отходов.

Специально оборудованные места для размещения отходов отсутствуют. Не обеспечены безопасные для окружающей среды условия и способы хранения отходов.

Документы, подтверждающие передачу каких-либо отходов в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов, отсутствуют.

МУП «Городское коммунальное хозяйство» нарушены требования промышленной безопасности: условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов», других федеральных законов и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность, а именно: при организации свалки твердых бытовых отходов нарушена охранная зона (25м) на 219,4 км трассы магистрального нефтепровода «Тихорецк-Новороссийск-2» Ду800 Краснодарского РУМН ОАО «Черномортранснефть». Вследствие этого происходит образование оползня, с последующим его давлением на магистральный нефтепровод «Тихорецк-Новороссийск-2», чем создана реальная угроза разрушения трубопровода и возникновения чрезвычайной ситуации и экологической катастрофы в Крымском районе.

В установленные сроки не выполнены мероприятия по выполнению укрепительных работ на городской свалке г. Крымска, утвержденные Главой МО «Крымский район», разработанные МУ «Управление по предупреждению УСГЗ Крымский район», согласованные Краснодарским РУМН ОАО «Черномотранснефть» от 02.08.2007, не выполнены решения совещания при заместителе главы МО «Крымский район» от 04.12.2007г., не выполнены решения протокола совещания руководителей ОАО «Черномортранснефть» и администрации МО Крымский район от 30.11.2012года.

Истец считает, что в действиях МУП «Городское коммунальное хозяйство» усматриваются признаки нарушения требований промышленной безопасности – условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, содержащихся в Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (нарушены пункты 1,2 статьи 3 указанного выше закона).

В результате продолжения нагружения оползня свалкой бытовых отходов в зоне минимально допустимого расстояния от МН, возможно его повреждение вследствие внешнего воздействия, возникновение аварии с выбросом нефти, сопровождающимся взрывом и горением, что причинит вред жизни и здоровью людей, а также, может привести к экологической катастрофе в акватории р. Адагум.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Пунктом 3 ст. 35 от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Просит суд запретить муниципальному унитарному предприятию «Городское коммунальное хозяйство» и иным лицам осуществлять деятельность по эксплуатации свалки твердых бытовых отходов на свалке, расположенной в районе ЛПДС «Крымская». Обязать администрацию муниципального образования Крымский район провести мероприятия по рекультивации земельного участка – свалки твердых бытовых отходов, расположенной в районе ЛПДС «Крымская».

В судебном заседании представитель истца – помощник Крымского межрайонного прокурора Вербицкий М.С. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края ФИО8 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований прокурора по следующим основаниям.

Данный земельный участок был определен для размещения свалки в 1961 году. МУП «Горкоммунхоз» использует данный земельный участок с 2006 года по договору аренды муниципального недвижимого имущества, заключаемый с администрацией муниципального образования Крымский район. Согласно данного договора МУП «Горкоммунхоз» принимает во временное владение и пользование имущественный комплекс (свалку). В соответствии с ч.1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации мероприятия по рекультивации земельного участка производятся собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков. Считает, что бремя содержания (в том числе и рекультивации) лежит на лице, осуществляющем непосредственно пользование данным земельным участком) и обязанность по рекультивации указанного земельного участка должна быть возложена на МУП «Горкоммунхоз». В исковом заявлении Крымский межрайонный прокурор говорит о том, что в результате продолжающейся нагрузки от оползневых процессов возможно возникновение аварии с выбросом нефти, сопровождающееся взрывом и горением, что причинит вред жизни и здоровью людей, а также может привести к экологической катастрофе в акватории р. Адагум. Кроме того, данное исковое заявление является следствием проверки, проведенной по обращению начальника ОАО «Черномортранснефть». Считает, что некорректно говорить об исключительной ответственности администрации МО Крымский район в сложившейся ситуации, так как действия руководства ОАО «Черномортранснефть» в немалой степени поспособствовали возникновению тех обстоятельств, в результате которых возникает угроза возникновения аварии. Это выражается в следующем.

Актом от 22.10.2010 засвидетельствовано, что была произведена расчистка охранной зоны МН «Тихорецк-Новороссийск-2» ДУ-800 на расстоянии в 25 метров по обе стороны нефтепровода в целях ограждения охранной зоны нефтепровода от городской свалки ТБО, установлены металлические столбы и натянута колючая проволока с установкой предупредительных знаков через каждые 25 метров. Акт подписан заместителем начальника ЛПДС ФИО9

Актом от 19.11.2010 засвидетельствовано, что по состоянию на 19.11.2010 была произведена расчистка зоны минимального расстояния до МН «Тихорецк-Новороссийск-2» ДУ-800 на расстояние 150м. В целях ограждения городской свалки ТБО установлены металлические столбы и натянута колючая проволока с установкой предупредительных знаков через каждые 25м. Акт подписан начальником ЛПДС ФИО10

Тем самым, на 19.11.2010 у руководства ОАО «Черномортранснефть» не было претензий к администрации МО Крымский район по соблюдению охранных зон.

Кроме того, с 2010 года не производится отгрузка ТБО в той части свалки, которая находится в непосредственной близости от трубопровода. На настоящий момент невооруженным глазом видно, что в данной части свалки на протяжении длительного времени не производится отгрузка ТБО.

Все эти мероприятия были проведены во исполнение протокола выездного совещания от 02.03.2010г. Однако о данном протоколе, по какой-то причине, в исковом заявлении не сказано ни слова.

Однако, в 2012 году ОАО «Черномортранснефть», без какой-либо разрешительной документации и законных оснований была проведена новая линия трубопровода, которая была смещена в сторону свалки. То есть, уже на стадии строительства, были нарушены охранные зоны будущего линейного объекта. Таким образом, действия ОАО «Черномортранснефть» привели к возникновению сложившейся на настоящий момент ситуации.

24 июля 2013 года было проведено очередное совещание с участием представителей ОАО «Черномортранснефть», администрации МО Крымский район, МУП «Горкоммунхоз». По результатам совещания был составлен протокол, в соответствии с которым представители ОАО «Черномортранснефть» до 26 июля 2013 года предоставят в администрацию МО Крымский район всю разрешительную документацию на строительство всех линий трубопроводов, расположенных рядом с Крымской городской свалкой. Однако такие документы не были направлены в администрацию МО Крымский район до сих пор.

В соответствии с п. 4 ст. 8 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997г., ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается органом местного самоуправления.

09.12.2013г. ОАО «Черномортранснефть» обратилась в администрацию Крымского городского поселения с просьбой о разработке и утверждении градостроительных планов земельных участков для размещения линейного объекта» Строительство магистрального трубопровода для транспортировки нефтепродуктов от НПЗ Краснодарского края». Считает, что градостроительные планы земельных участков относятся именно к тем линейным объектам, о которых идет речь в исковом заявлении. Администрация МО Крымский район не может нести ответственность за потенциальную возможность создания аварийной ситуации вследствие «образования оползня, с последующим давлением на нефтепровод», т.к. по нашему мнению, не администрацией МО Крымский район и не МУП «Горкоммунхоз» при организации свалки нарушена охранная зона нефтепровода, а ОАО «Черномортранснефть» нарушены правила строительства и ввода в эксплуатацию линейного объекта.

Кроме того, Крымская городская свалка является единственной свалкой на территории Крымского района, считает, что данный объект является социально значимым. Запрещение вывоза ТБО на указанную свалку повлечет серьезные социальные и экономические последствия для Крымского района. Свалка в Абинском районе физически не сможет принять такой объем ТБО, который обеспечат два района. В таком случае сильно увеличатся тарифы на вывоз мусора. Такая ситуация значительно ухудшит положение граждан и повлечет реальные последствия. Доводы прокуратуры о том, что МУП «Горкоммунхоз» не имеет эпидемиологического заключения необоснованны, так как МУП «Горкоммунхоз» имеет такое заключение от 10.08.2011г. № 23КК 11.000.М.008580.08.11.

Более того, прокурор в исковом заявлении указывает, что свалка находится в водоохраной зоне реки Адагум. Между тем, данное утверждение не соответствует действительности, так как расстояние до реки Адагум составляет 18 км. Ближайшим к валке объектом является река Баканка, которая расположена в 1200 метрах к северу. При этом охранная зона для рек и ручьев определяется статьей 65 Водного кодекса РФ и устанавливается в 200 метров.

23 декабря 2013 года совместной комиссией администрации МО Крымский район и МУП «Горкоммунхоз» была произведена выездная проверка на территорию Крымской городской свалки. В результате чего было установлено, что с июля 2013 года ведутся активные работы по реконструкции и строительству нового нефтепровода с переносом охранной зоны в сторону свалки примерно на 40 метров. От контрольно-пропускного пункта свалки по направлению к лесной зоне самовольно выставлены столбы с колючей проволокой на некоторое расстояние в сторону свалки. Проведены работы по раскопке траншеи, высота нарытых земляных холмов составляет примерно 5 метров. Вблизи свалки находится не трубопровод «Тихорецк-Новороссийск-2» ДУ-800, как указано в исковом заявлении, а нефтепровод «Тихорецк-Новороссийск-2» ДУ-820, о чем свидетельствуют таблички на местности вдоль трубопровода. Представленная в материалах дела копия топографического плана нефтепровода «Тихорецк-Новороссийск-2» ДУ-800, указывающая на то, что именно этот нефтепровод проходит вдоль свалки не может служить допустимым доказательством, так как подлинник не представлен, а копия не имеет не даты составления, ни подписи лица его разработавшего. Из анализа фотоматериала можно сделать вывод, что до фактической границы свалки составляет 27 метров в наиболее приближенном месте, а также нефтепровод ДУ-800, отмеченный на топографическом плане, не соответствует охранной зоне (поставленной на кадастровый учет). На публичной кадастровой карте охранная зона нефтепровода проходит по прямой линии параллельно свалке, не приближаясь и не удаляясь от нее. Однако на топографическом плане нефтепровод на отметке 110.18 резко изменяет направление в сторону свалки, а на отметке 112.11 снова преломляется, продолжая движение в первоначальном направлении. Таким образом, считает представитель ответчика, нефтепровод на этом участке имеет зигзагообразную форму. При выездной проверке 23 декабря 2013 года было выявлено, что данный контур соответствует нефтепроводу «Тихорецк-Новороссийск-2» ДУ-820, а не ДУ-800, как указано в топографическом плане.

При анализе снимков, произведенных компьютерной программой «Google Планета Земля» территории свалки можно сделать вывод, что за период с 2003 по 2012 года площадь свалки не увеличилась, имела одну и ту же форму – общий контур. На снимках нет признаков каких-либо оползневых процессов. На снимке от 20.07.2012 года заметно, что вдоль части нефтепровода (южнее), непосредственно примыкающей к свалке с западной части, видны свежие следы раскопки земли, возможно строительных работ, при этом часть лесного массива западнее свалки и южнее нефтепровода «Тихорецк-Новороссийск-2» ДУ-800 срублена. Ограждение было установлено в соответствии с актами от 22.10.2010 и 19.11.2010 по границе охранной зоны нефтепровода. На настоящий момент, данное ограждение частично разобрано в западной части и нефтепровод «Тихорецк-Новороссийск-2» ДУ-820 пересекает границы, установленные данным ограждением.

На основании изложенного считает, что Крымской межрайонной прокуратурой не была надлежащим образом проведена проверка. При подготовке искового заявления не были выяснены, имеющие значение фактические обстоятельства дела. Иск является необоснованным и удовлетворению не подлежит. Просит в удовлетворении иска Крымскому межрайонному прокурору отказать в полном объеме.

Представитель ответчика МУП «Городское коммунальное хозяйство» - директор МУП «Горкоммунхоз» ФИО11 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Крымского межрайонного прокурора по следующим основаниям.

По договору аренды муниципального недвижимого имущества МУП «Горкоммунхоз» владеет и пользуется земельным участком под свалку ТБО. Свалка в этом месте существует уже давно. Считает, что со стороны МУП «Горкоммунхоз» нарушений федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не имеется. Свалка находится в границах отведенного земельного участка, имеются все необходимые документы для ее эксплуатации, на территории охранной зоны растет трава и свалка ТБО не осуществляется. Каких-либо оползневых процессов, угрожающих нефтепроводу, расположенному в данном районе, он не наблюдал. Считает также, что рекультивацию свалки МУП «Горкоммунхоз» самостоятельно произвести не в состоянии из-за слишком большой стоимости. Кроме того, после положительного решения суда и удовлетворения иска прокурора, ТБО необходимо вывозить в другие районы, что приведет к увеличению цены оплаты за вывоз ТБО для населения Крымского района.

Просит в удовлетворении требований Крымскому межрайонному прокурору отказать в полном объеме.

Представители заинтересованного лица ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы», участвующие в деле, как в предварительном судебном заседании при подготовке дела к судебному разбирательству, так и в судебном заседании поддержали исковые требования Крымского межрайонного прокурора по следующим основаниям.

В результате эксплуатации свалки ТБО, расположенной в район 219 км трассы магистрального нефтепровода «Тихорецк-Новороссийск-2» ДУ 800 происходит смещение границ свалки к трубопроводу, вследствие нарушения охранной зоны при эксплуатации свалки и образования оползня осуществляется давление на магистральный трубопровод, что может привести к его порыву, возгоранию, чрезвычайно ситуации и экологической катастрофе в Крымском районе, так как свалка периодически горит, воспламеняется, что является существенной угрозой для нефтепровода и расположенных вблизи баков-хранилищ. ОАО «Черноморстранснефть» неоднократно участвовало в совместных совещаниях в администрации муниципального образования Крымский район, на которых данная ситуация обсуждалась, однако администрация ссылаясь на их неправомерные действия по реконструкции трубопровода отказывается устранять допущенные нарушения. Специалистами Ростехнадзора осуществлялись неоднократные выезды на место и наличие оползня и его давление на трубу в охранной зоне подтверждается актами проверки.

Представитель администрации утверждает, что охранная зона нефтепровода сместилась ввиду реконструкции нефтепровода на участке 219 км, которая, по мнению администрации, произведена без соответствующего разрешения, и что в свою очередь послужило смещением охранной зоны в сторону свалки, а также, что на данном участке проходит труба ДУ-820, а не ДУ-800.

Из пояснений представителей ОАО «Черномортранснефть» следует, что данные технические значения обозначают диаметр трубы. ДУ-800 – это внутренний диаметр трубы, а ДУ-820 – внешний диаметр трубы. Фактически в настоящее время по магистрали проходят две трубы ДУ-800 и ДУ-500. Таблички, установленные на месте прохождения магистрали с обозначением ДУ-820, т.е. по обозначению внешнего диаметра. Действительно, в 2012 году ОАО «Черномортранснефть» производила замену секций нефтепровода. Поскольку данный участок является магистральным нефтепроводом и подача нефти должна осуществляться непрерывно, по техническому проекту при реконструкции трубопровода вначале прокладывается новая труба, а потом убирается старая. Вследствие реконструкции трубопровода смещение самой трубы на участке 219 км не произошло, следовательно, и охранная зона не изменилась, поэтому реконструкция на данном участке не может быть предметом спора. При реконструкции трубопровода пришлось убрать 400 куб.м. грунта чтобы добраться до трубопровода. Согласно техническим документам, различным топографическим картам и снимкам со спутника наблюдается выход свалки за ее первоначальные границы и смещение в сторону трубопровода. Причинами возникновения оползня послужила перегрузка склона накоплениями свалки и избыточное переувлажнение грунтов основания из-за отсутствия водоотведения. При такой эксплуатации через некоторое время свалка может обрушиться под массой пригрузки.

Просят удовлетворить требования Крымского межрайонного прокурора в полном объеме.

Представитель третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора - администрации Крымского городского поселения ФИО12 в судебном заседании поддержала позицию администрации муниципального образования <адрес>, суду пояснила, что действительно, свалка находится в черте города Крымска, однако собственником земельного участка, на котором расположена свалка, является администрация муниципального образования Крымский район, которая передала его в аренду МУП «Горкоммунхоз» для эксплуатации свалки ТБО. Поддерживает позицию ответчиков в той части которая касается рекультивации данного земельного участка. Считает, что необходимы значительные финансовые вложения в реализацию данной задачи, которыми местные бюджеты и унитарное предприятие не располагают. Запрет эксплуатации свалки ТБО в Крымском районе способствует увеличению цены на вывоз ТБО для населения и предприятий, так как отходы необходимо будет направлять в другие районы.

Представитель третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. Исковые требования Крымского межрайонного прокурора поддерживает, просит их удовлетворить в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Крымского межрайонного прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, законны обоснованы и подлежат полному удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что на основании договора аренды муниципального недвижимого имущества от 02.04.2013г. администрацией муниципального образования Крымский район передан имущественный комплекс (свалка) с кадастровым номером во временное владение и пользование муниципальному унитарному предприятию «Городское коммунальное хозяйство» сроком по ДД.ММ.ГГГГ. По истечении срока настоящего договора между администрацией МО Крымский район и МУП «Городское коммунальное хозяйство» ДД.ММ.ГГГГ был заключен аналогичный договор аренды муниципального недвижимого имущества.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, одной из видов деятельности МУП «Городское коммунальное хозяйство» является удаление и обработка твердых бытовых отходов. Данный вид деятельности закреплен и в уставе предприятия (п.2.3.).

Городская свалка твердых бытовых отходов расположена в районе ЛПДС «Крымская» и занимает территорию около 60000м.кв.

Поводом для прокурорской проверки послужили обращения начальника Краснодарского районного управления магистральных нефтепроводов ОАО «Черномортранснефть» о нарушениях законодательства о промышленной безопасности в связи с эксплуатацией МУП «Городское коммунальное хозяйство» свалки ТБО в охранной зане магистрального нефтепровода «Тихорецк-Новороссийск-2» ДУ 800 на 219,4 км.

В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности производственных объектов» № 116-ФЗ требования промышленной безопасности – это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (п.1 ст. 3).

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (п. 2 ст. 3).

Согласно п. 4 Правил охраны магистральных нефтепроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9 для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны:

вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны;

в охранных зонах трубопроводов запрещается производить всякого рода действия, могущие нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов либо привести к их повреждению, в частности:

- устраивать всякого рода свалки, выливать растворы кислот, солей и щелочей.

Ответственность за данные нарушения предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Прокурорской проверкой установлены и нашли свое подтверждение в ходе разбирательства настоящего гражданского дела факты нарушения природоохранного законодательства при эксплуатации производственного комплекса (свалки) со стороны администрации муниципального образования Крымский район, как собственника и МУП «Городское коммунальное хозяйство», как временного владельца и пользователя свалкой в течение длительного времени.

Так в письме и.о. руководителя МТУ Ростехнадзора по ЮФО от 19.12.2008года № 36-02-6229 в адрес главы администрации (губернатора) Краснодарского края ФИО13 сообщается, что «в Крымском районе Краснодарского края создалась угроза возникновения экологической катастрофы, нанесения вреда здоровью и окружающей природной среде в случае аварии на магистральных нефтепроводах «Тихорецк-Новороссийск-1,2» эксплуатируемые ОАО «Черномортранснефть», которые находятся под опасным воздействием Крымской городской свалки.

В районе прохождения трассы магистрального нефтепровода «Тихорецк-Новороссийск-2» на 219,4 км организована городская свалка мусора и бытовых отходов г. Крымска. Расстояние между свалкой и нефтепроводом сокращается с каждым годом (на 18.12.2008г. расстояние сократилось до 32 метров).

В июне 2007 года образовался оползень площадью 5000м.кв. и высотой до 5 м., с сильной степенью агрессивного воздействия грунтов и создающего повышенные нагрузки на нефтепроводы, кабели связи и электроснабжения, проходящие в одном техническом коридоре.

Вопрос о ликвидации городской свалки поднимается с 1998г. ОАО «Черномортранснефть» неоднократно обращалось к главе муниципального образования Крымский район о содействии в устранении возникшей угрозы чрезвычайной ситуации. Меры не приняты. Мероприятия по выполнению укрепительных работ на городской свалке, разработанные в 2007г. администрацией муниципального образования Крымский район совместно с ОАО «Черномортранснефть» не выполнены. Полигон для переработки и утилизации бытовых отходов отсутствует.

Были проведены два совещания в 2007 и 2008 годов с представителями Департамента ТЭК Администрации Краснодарского края, представителями администрации Крымского района, представителями Ростехнадзора. Государственными инспекторами Ростехнадзора выданы МУП «Городское коммунальное хозяйство» предписания на устранение нарушений Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», нормативных документов по эксплуатации магистральных нефтепроводов, наложены административные штрафы. Предписания и решения совещаний не выполнены» (л.д. 26-27 том №1).

Итогами вышеупомянутых совещаний явились совместная разработка администрацией МО Крымский район и ОАО «Черномортранснефть» проекта по укреплению 100 метровой зоны оползня с северной стороны свалки и недопущения схода оползня, а также переносе и вводе нового полигона ТБО. МУП «Городское коммунальное хозяйство» должно осуществлять мониторинг на месте угрозы оползня (постоянно). Запрет на вывоз и складирование ТБО на данную свалку и аннулирование договора аренды земельного участка (л.д. 28-29,33-36 том №1).

Более того, еще 02.11.2007 г. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) МУП «Городское коммунальное хозяйство» было выдано предписание ввиду того, что предприятием не обеспечивается соблюдение требований и норм в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и экологической безопасности при эксплуатации городской свалки вблизи объектов магистральных нефтепроводов. Создается угроза нанесения вреда здоровью, имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в случае аварии на магистральном нефтепроводе. На должностное лицо директора МУП ФИО14 составлен протокол об административном правонарушении (л.д.37-38 том №1).

В судебном заседании были исследованы протоколы совещаний руководителей ОАО «Черномортранснефть» и администрации муниципального образования Крымский район за 2010г., 2012г., формуляры поддержания величины допустимого рабочего давления за 2008, 2013 годы на нефтепровод ДУ 800, магистрали «Тихорецк-Новороссийск-2» - 219,4 км., а также многочисленные письма руководства ОАО «Черномортранснефть» в адрес руководителей (глав) администрации муниципального образования Крымский район о ликвидации угрозы давления свалки на магистральный нефтепровод и соблюдения охранной зоны, выделения другого земельного участка и организацию складирования ТБО вдали от нефтепровода.

В судебном заседании с достоверностью установлено, что, несмотря на неоднократные обращения руководства ОАО «Черномортранснефть» и государственных контролирующий органов в адрес администрации МО Крымский район и ГУП «Городское коммунальное хозяйство», на день вынесения решения суда свалка эксплуатируется, продолжается складирование ТБО, и как следствие, возрастает угроза экологической катастрофы в данном районе.

В судебном заседании представителем администрации МО Крымский район озвучивалась позиция, относительно виновности ОАО «Черномортранснефть» в сложившейся ситуации, ввиду того, что ими была произведена реконструкция магистрального нефтепровода ДУ-800 и осуществлен перенос трубы в сторону свалки, следовательно, произошло уменьшение 25-ти метровой охранной зоны. В настоящее время на данном участке проходит нефтепровод ДУ-820, а не ДУ-800. Данная позиция представителем администрации подкрепляется тем, что свалка была организована на этом месте еще задолго до образования ОАО «Черномортранснефть» в 1961 году, а также снимками со спутника через Google (публичная кадастровая карта) на которых видно, что свалка имеет свои прежние границы, она находится на той территории, которая ей выделена, никуда не сползает и не является причиной давления на нефтепровод. Более того, в материалах дела представлено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение в отношении МУП «Городское коммунальное хозяйство», лицензия на осуществление сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отходов 1-4 класса опасности, а также заключения эксперта 20.07.2011г., согласно которому здания, сооружения, строения, помещения и иное имущество, используемое при осуществлении деятельности по размещению (хранению), обезвреживанию отходов 1-4 класса опасности размещение (хранение), обезвреживание отходов 1-4 класса опасности на свалке принадлежащей предприятию МУП «Городское коммунальное хозяйство», соответствует ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 года № 52-ФЗ и требованиям Сан ПиН 2.2.1/2.1.1.11200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», Сан ПиН 2.1.7.13322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов».

Данная позиция не может приниматься судом как соответствующая действительности по следующим основаниям.

Из представленной ОАО «Черномортранснефть» технической документации перевооружения ДУ 800, заменой участков с дефектными секциями и тщательно исследованной в судебном заседании следует вывод.

ОАО «Черномортранснефть» на праве собственности принадлежит магистральный трубопровод «Тихорецк-Новороссийк-1», «Тихорецк-Новороссийск-2»., «Тихорецк-Новороссийск-2»ДУ800, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.13,14,15,16, том №1), что согласно решению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 24.12.2012г. является зоной с особом условием использования территорий.

В 2012 году ОАО «Черномортранснефть» действительно проводилась замена участков с дефектными секциями на участке нефтепровода «Тихорецк-Новороссийск-2» ДУ-800 – 219,4 км. Техническое значения ДУ-800 – внутренний диаметр трубы; техническое значение ДУ-820 – внешний диаметр трубы. Информационные таблички, расположенные по линии нефтепровода отражают технические значение нефтепровода по внешним размерам трубы.

Из анализа топографической карты данного участка следует, что магистральный трубопровод «Тихорецк-Новороссийск-2» ДУ-800 имеет прямую линию параллельно свалке, при замене дефектных секций она, действительно, преломляется с западной стороны свалки, якобы приближаясь к свалке, а далее опять продолжается по прямой линии, при этом на карте имеются обозначения охранной зоны и они составляют расстояние более 25 метров. Более того в этом месте нет никакого оползня и свалка в данном направлении не смещается, смещение происходит к северу и расстояние между подошвой оползня и магистральной трубой составляет 17.16м (л.д. 39,159,160,161,254,255, 280, 281том №1).

Для устранения противоречий судом была назначена судебная геологическая экспертиза, производство которой было поручено Межрегиональному центру независимой экспертизы Краснодарского края, и представлены материалы настоящего гражданского дела. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.

Согласно заключению эксперта территория свалки выходит за пределы границ отведенного земельного участка с кадастровым номером 23:45:0103002:119. Размеры части свалки, выходящей за границы земельного участка на территории, примыкающей к охранной зоне МН «Тихорецк-Новороссийк-2» в районе км 219, составляет порядка 6000 кв.м.: с севера в сторону проложенных нефтепроводов и юга в сторону лесного массива.

У основания части свалки, выходящей за пределы границ, установленных Государственным кадастром недвижимости в сторону МН ««Тихорецк-Новороссийск-2»., в районе 219 км, имеются скопления грязевых масс темно-коричневого цвета с характерным запахом (результат перегнивания имеющихся и вновь завозимых на территорию свалки отходов), что свидетельствует о том, что увеличивающаяся со временем масса свалки создает существенное давление на грунты, и может спровоцировать нарушение равновесия между сдвигающейся силой тяжести и удерживающими силами, то есть вызвать движение грунтов.

Движение массы свалки на территории, примыкающей к охранной зоне МН «Тихорецк-Новороссийск-1,2» возможно, в результате чего создается давление грунта на нефтепровод «Тихорецк-Новороссийск-2» ДУ-820, что может привести к аварии техногенного характера, при этом объем оползневой массы может составлять совокупность массы собственно оползающего грунта, а также массы имеющейся и вновь завозимых бытовых отходов, выходящих за пределы свалки, не менять объема бытовых отходов, выходящих за пределы границ земельного участка с кадастровым номером 23:4560103002:119, установленных Государственным кадастром недвижимости.

Организацию геофизического мониторинга оползневых процессов эксперт проводил в двух этапах исследований.

На первом этапе изучаются инженерно-геологические условия оползневого участка: пространственные параметры оползня; положение зоны скольжения, уровня грунтовых вод; оценка направления и скорости фильтрационного потока; физико-механические свойства оползневых масс. В этих целях проводятся, как правило, одноразовые геофизические исследования по детальной сети продольных и поперечных профилей, проложенных на оползневом склоне. Применяется комплекс методов, включающий электроразведку (ВЭЗ, ВЭЗ-ВП, ЭП, съемка потенциала ЕП); сейсморазведку МПВ с ударным возбуждением упругих колебаний; высокоточную магниторазведку; малоглубинную термометрию.

Наблюдения проводятся в максимально сжатые сроки, чтобы избежать ошибок, обусловленных самим оползневым процессом. Помимо наземных используются наблюдения во внутренних точках среды (скважинные, межскважинные, скважинно-наземные и т.п.). Эти наблюдения особенно важны при определении поверхности скольжения оползневых масс.

На втором этапе проводятся исследования динамики оползневого процесса для прогнозирования его возможного развития и разработки противооползневых мероприятий. С этой целью экспертом осуществляются режимные геофизические наблюдения. При этом отдельные виды исследований или их совокупность повторяют через определенные промежутки времени, продолжительность которых зависит от активности оползня. Целью режимных наблюдений (мониторинга) является изучение оползневого процесса в пространстве (изменение положения границ пород, затронутых оползневым процессом; развитие оползневых трещин, активных и пассивных зон в пределах оползневого склона) и во времени (установление закономерностей изменения состояния и свойств пород, скорости и механизма движения оползневых масс). В комплекс геофизических методов, помимо используемых на первом этапе, добавляются высокоточная гравимертрия, круговые наблюдения методами сейсморазведки и электроразведки, наблюдения за перемещением искусственных и естественных геофизических реперов.

В результате данного исследования причиной возникновения оползневых процессов, по мнению эксперта, может являться строительная и хозяйственная деятельность, связанная с увеличением нагрузки на склон.

Согласно материалов дела, в ходе технического перевооружения была проведена частичная выемка грунта в трех местах, с целью замены участков нефтепровода «Тихорецк-Новороссийск-2» ДУ-820 с дефектными секциями км 219-224; км 223, 41-223,81; км 126,61-126,81.

Иных данных подтверждающих факт переноса МН «Тихорецк-Новороссийск-2» в сторону свалки, а также производство работ по частичной выемки грунта при организации технологического подъезда для техники в ходе технического перевооружения в 2012 году в материалах дела не имеется.

Из фотоматериала, приложенного к заключению эксперта следует, что на день исследования свалка выходит за пределы границ, отведенного земельного участка с кадастровым номером 23:45:0103002:119. Размеры части свалки, выходящей за границы земельного участка с кадастровым номером 23:45:0103002:119 на территории, примыкающей к охранной зоне МН «Тихорецк-Новороссийск-2» в районе км 219, составляет порядка 6000 кв.м.: с севера в сторону проложенных нефтепроводов и юга в сторону лесного массива.

Экспертное заключение подтверждает вывод суда об отсутствии в действиях ОАО «Черномортранснефть» виновных действий в сложившейся ситуации. Не доверять мнению эксперта у суда нет оснований, так как эксперт имеет необходимые знания, опыт и квалификацию, располагает необходимой методической и разрешительной документацией, имеет лицензию и соответствующее образование. Предупрежден об уголовной ответственности.

Следовательно, позиция представителя администрации муниципального образования Крымский район, не нашла своего подтверждения в судебном заседании.

Более того, в материалах дела имеются протоколы совместных совещаний главы администрации МО Крымский район, МУП «Городское коммунальное хозяйство», руководства ОАО «Черномортранснефть», из которых следует, что выход свалки за границы отведенного земельного участка и наличие оползневого процесса ввиду постоянной увеличивающейся нагрузки обсуждались. В период с 2007г. по 2014г. неоднократно принимались решения по укреплению основания свалки, рекультивации земельного участка, выделение другого земельного участка и переноса свалки, однако никаких мер относительно изменения сложившейся ситуации и выполнения принятых решений, органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом МУП «Городское коммунальное хозяйство» не предпринято.

В сложившейся ситуации Крымский межрайонный прокурор настаивает на запрете всем хозяйствующим субъектам и иным лицам деятельности по эксплуатации свалки, расположенной в районе ЛПДС, а также проведению мероприятий по рекультивации земельного участка свалки ТБО, так как непринятие данных мер может привести к экологической катастрофе в Крымском районе. Обязанность по рекультивации следует возложить на администрацию муниципального образования Крымский район.

В соответствии с ч.1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации мероприятия по рекультивации земельного участка производятся собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков.

В судебном заседании представитель администрации МО Крымский район, возражая против возложения обязанности по рекультивации земельного участка, на котором расположена свалка, указывал, что данные мероприятия очень затратные и непосильны для местного бюджета и должны быть возложены на пользователя земельного участка, т.е. на МУП «Горкоммунхоз».

Суд не может согласиться с такой позицией, поскольку законом на собственника земельного участка возлагается одинаковая ответственность по рекультивации земельного участка, как и на пользователя.

При этом, при осуществлении рекультивации необходима разработка соответствующей программы мероприятий, размещение муниципального контракта, выбор подрядной организации, заключение договоров, что относится к полномочиям администрации муниципального образования Крымский район. Отсутствие материальных ресурсов не может служить основанием для нарушения законодательства Российской Федерации и создания предпосылок для экологической катастрофы на территории Крымского района, что может нанести ущерб жизни и здоровью граждан, проживающих на данной территории и непоправимый урон природе.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Крымского межрайонного прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Запретить МУП «Городское коммунальное хозяйство» и иным лицам осуществлять деятельность по эксплуатации свалки твердых бытовых отходов на свалке, расположенной в районе ЛПДС «Крымская».

Обязать администрацию муниципального образования Крымский район провести мероприятия по рекультивации земельного участка – свалки твердых бытовых отходов, расположенной в районе ЛПДС «Крымская».

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Крымский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья: подпись

2-223/2014 (2-5168/2013;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) ОСТАВЛЕН БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ
Истцы
Крымский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация МО Крымский район
МУП "Городское коммунальное хозяйство"
Другие
Северо-Кавазское управление Федеральной службы по экологическоу и атомному надзору (Ростехнадзор)
ОАО "Черноморские магистральные нефтепроводы"
Суд
Крымский районный суд Краснодарского края
Дело на странице суда
krimsk.krd.sudrf.ru
05.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2013Передача материалов судье
06.12.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.12.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2013Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.12.2013Предварительное судебное заседание
27.12.2013Предварительное судебное заседание
22.01.2014Предварительное судебное заседание
05.02.2014Предварительное судебное заседание
10.02.2014Предварительное судебное заседание
19.02.2014Предварительное судебное заседание
05.03.2014Предварительное судебное заседание
19.03.2014Предварительное судебное заседание
21.03.2014Предварительное судебное заседание
26.05.2014Производство по делу возобновлено
17.06.2014Предварительное судебное заседание
01.10.2014Производство по делу возобновлено
03.10.2014Предварительное судебное заседание
06.10.2014Предварительное судебное заседание
09.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее