Решение по делу № 2-102/2019 от 27.02.2019

Дело № 2-102/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2019 года                                     г. Болхов

Болховский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Воропаевой Н.А.

при секретаре Усовой Р.И.,

с участием

представителя истца по доверенности Тимошина В.Н.,

ответчика Ефремова В.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области «Болховский дом -интернат для престарелых и инвалидов» к Ефремову В.Д. о взыскании задолженности по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме,

У С Т А Н О В И Л:

Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Орловской области «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее по тексту - БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов») обратилось в суд с иском к Ефремову В.Д. о взыскании задолженности по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме.

В обоснование требований указало, что Ефремов В.Д. с июля 2012 года фактически проживает в БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» на основании путевки от ДД.ММ.ГГГГ . С ним ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор о плате за стационарное обслуживание. В соответствии с пунктом 2.2 договора Ефремов В.Д. принял на себя обязанность ежемесячно вносить плату за предоставление социального обслуживания в стационарной форме в размере 75 % от величины своей пенсии. В нарушение условий договора ответчик не произвел оплату за предоставленное социальное обслуживание в стационарной форме за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В указанный период ответчик проживал в доме -интернате, своевременно получал социальные услуги, от их получения не отказывался. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ответчика имеется задолженность в сумме 96 248 руб.40 коп. ( исходя из 75% от размера пенсии в данный период, который составил 96 248 руб. 40 коп.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме в сумме 96 555 руб. 70 коп. (исходя из 75% от размера среднедушевого дохода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который составил 96 555 руб. 70 коп.) Всего задолженность ответчика за указанные периоды составила 192 804 руб. 10 коп.

Просил суд взыскать с Ефремова В.Д. в пользу БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» задолженность по оплате за предоставленное социальной обслуживание в стационарной форме за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в указанной сумме, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 056 руб. 08коп.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.

Ответчик Ефремов В.Д. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.

Третье лицо - Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области в судебное заседание не явилось. О времени, месте и дате рассмотрения дела извещено надлежащим образом.     

Третье лицо - Управление Пенсионного фонда РФ в Мценском районе Орловской области в судебное заседание не явилось. О времени, месте и дате рассмотрения дела извещено надлежащим образом.     В отзыве на иск Управление Пенсионного фонда РФ в Мценском районе Орловской области ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указывало, что при разрешении спора полагается на усмотрение суда.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления Ефремова В.Д. в учреждение социального обслуживания регулировались Федеральным законом от 02.08. 1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее по тексту - Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ). В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало, в том числе, стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования).

Согласно статье 24 Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 02.08.1995 № 122-ФЗ, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 17.04.2002 № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее по тексту - Постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 № 244). Пунктом 1 указанного Постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.

Во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 № 244 Министерством труда и социального развития Российской Федерации на основании Постановления № 36 от 17.05. 2002 (далее по тексту - Постановление № 36 от 17.05.2002) были утверждены Положение о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (приложение № 1) и форма примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (приложение № 2).

В соответствии с Постановлением № 36 от 17.05.2002 стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов государственными и муниципальными стационарными учреждениями социального обслуживания (далее - учреждение) осуществляется за плату (пункт 1). Плата за стационарное обслуживание взимается на основании договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (далее - договор), примерная форма которого предусмотрена приложением № 2 к настоящему Постановлению, заключаемого между гражданами пожилого возраста и инвалидами (далее - граждане) или их законными представителями и учреждениями, в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом настоящего Положения (пункт 2). Договор заключается с гражданами, проживающими в учреждениях, в письменной форме (пункт 3). В разделе договора «Предмет Договора» содержатся основания принятия граждан на стационарное обслуживание, сведения о составе затрат учреждения на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, а также о содержании предоставляемых жилых помещений. Плата за стационарное обслуживание определяется учреждением с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и ежегодно пересматривается (пункт 12). В разделе договора «Сумма платы по Договору и порядок ее внесения» указывается конкретный размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание, определяемый с учетом пункта 12 настоящего Положения, который не может превышать 75 процентов установленного размера пенсии гражданина; форма расчетов по договору по выбору гражданина на основании его заявления (в кассу учреждения или путем безналичного перечисления). Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание устанавливается на основании справки о размере пенсии, выдаваемой органом, осуществляющим пенсионное обеспечение (пункт 13).

Аналогичные положения относительно оплаты стационарного обслуживания в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, в том числе, размера ежемесячной платы и требований к содержанию договора, были предусмотрены Законом Орловской области от 26.04.2000 № 147-ОЗ «О системе социальной защиты населения в Орловской области» и постановлением Коллегии администрации Орловской области от 22.07.2005 № 121 «О порядке оплаты стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» (действующим на момент поступления Ефремова В.Д. в учреждение социального обслуживания).

Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 г. № 244 утратили силу с 01.01.2015.

С 01.01.2015 правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28.12. 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ).

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты предоставления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ). Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ). В силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28.12. 2013 № 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.

Аналогичные положения содержатся в Законе Орловской области от 10.11.2014 № 1681-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере социальной защиты населения и социального обслуживания граждан в Орловской области» и постановлении Правительства Орловской области от 29.12.2014 № 441 «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и Порядка ее взимания на территории Орловской области».

Исходя из приведенных нормативных положений, существенным условием договора о предоставлении социальных услуг является стоимость социальных услуг. Действовавшее до 01.01.2015 правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75 процентов установленной ему пенсии.

Вместе с тем Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ в статье 35 предусмотрены переходные положения.

В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31.12.2014, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31.12.2014 (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ).

Данной нормой Закона, как следует из ее содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан - получателей социальных услуг - в рамках длящихся правоотношений (то есть, возникших до 01.01.2015) с 01.01.2015 предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на 31.12.2014, а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на 31.12.2014.

В судебном заседании установлено, что Ефремов В.Д. находится на стационарном социальном обслуживании в БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» на основании путевки , выданной ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области. ДД.ММ.ГГГГ между Ефремовым В.Д. и ОГСУ СО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» был заключен договор №17/12, в соответствии с которым плата за стационарное обслуживание включает затраты на приобретение продуктов питания, мягкого инвентаря, содержание жилых помещений (коммунальные расходы) и не должна превышать 75 % размера пенсии (пункт 1.2). Указанным договором на Ефремова В.Д. была возложена обязанность ежемесячно вносить плату за стационарное обслуживание (пункт 2.2). Договором также предусмотрено, что исполнитель вправе изменить обусловленную договором плату в случае изменения размера пенсии (пункт 2.5). Судом установлено, что ответчик за спорный период, несмотря на то, что пользовался услугами стационарного обслуживания (получал питание, обеспечен жилым помещением, пользовался коммунальными услугами (водоснабжение, водоотведение, энергоснабжение, отопление), а также мягким инвентарем, оплату не произвел. Доказательств обратного ответчик суду не представил.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчик, являясь получателем услуг по социальному обслуживанию в стационарной форме, не относится к числу граждан, которым такие услуги предоставляются бесплатно, не производит их оплату, пришел к выводу о том, что образовавшаяся за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженность подлежит взысканию с Ефремова В.Д.

Вместе с тем, определяя размер взыскиваемой задолженности, суд учитывает, что сложившиеся у Ефремова В.Д. с учреждением социального обслуживания правоотношения являются длящимися, возникли до введения в действие Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ и в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг, на основании заключённого сторонами договора, который является действующим, не расторгнут, не оспорен в установленном законом порядке, оснований для освобождения ответчика от исполнения принятых на себя обязательств по оплате предоставленных услуг, а также применения Федерального закона от 28.12.2013 № 442- ФЗ и тарифов, действующих в Орловской области с 12.10.2017 для определения размера задолженности, не имеется. В связи с чем, исходя из переходных положений Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ, размер платы за предоставление Ефремову В.Д. социальных услуг в стационарной форме за период с ДД.ММ.ГГГГ должен быть сохранен на условиях, установленных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и произведён в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов», а также постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 35 от 17.05.2002.

В судебном заседании установлено, что затраты истца на обслуживание одного клиента составили в 2014 году 6609 рублей 72 копейки

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии Ефремова В.Д. составил 3206руб. 57 коп., что подтверждается справкой УПРФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное). Следовательно, 75 % от размера пенсии Ефремова В.Д. (без учета федеральной социальной доплаты к пенсии, ЕДВ) составлял 2404 рубля 93 копейки. Таким образом, размер ежемесячной платы Ефремова В.Д. за предоставление социального обслуживания в стационарной форме, рассчитанный в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами, составляет 2404 руб. 93 коп.

С Ефремова В.Д. в пользу БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» подлежит взысканию задолженность по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме за период с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в сумме 81767,62 руб. ( 2404,93 х 34 мес.).

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с Ефремова В.Д. в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3270,70 руб.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

                                                   Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области «Болховский дом -интернат для престарелых и инвалидов» к Ефремову В.Д. о взыскании задолженности по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме удовлетворить частично.

Взыскать с Ефремова В.Д. в пользу Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области «Болховский дом -интернат для престарелых и инвалидов» задолженность по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 81767 рублей 62 копейки, госпошлину в сумме 3270 рублей 70 копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Орловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда     изготовлено 30 апреля 2019 года.

       Судья:                 Н.А.Воропаева

2-102/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
БСУ СО ОО " Болховский дом- интернат для престарелых и инвалидов"
Ответчики
Ефремов В.Д.
Ефремов Владимир Дмитриевич
Другие
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области
ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное)
Суд
Болховский районный суд Орловской области
Дело на странице суда
bolhovsky.orl.sudrf.ru
27.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2019Передача материалов судье
28.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2019Подготовка дела (собеседование)
13.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2019Судебное заседание
23.04.2019Судебное заседание
26.04.2019Судебное заседание
30.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2019Дело оформлено
03.06.2019Дело передано в архив
05.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2020Передача материалов судье
05.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2020Подготовка дела (собеседование)
05.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2020Судебное заседание
05.04.2020Судебное заседание
05.04.2020Судебное заседание
05.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2020Дело оформлено
05.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее