Дело № 2 – 111/2019 26 марта 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Гусевой Н.А.
при секретаре Мироновой В.И.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Веревкиной Татьяны Викторовны, Муратовой Ольги Викторовны, Бабенцевой Елены Александровны, Леончикова Сергея Александровича к Степановой Татьяне Викторовне о признании завещания недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с исковыми требованиями к ответчику о признании недействительным завещания <№> от 12 июля 2017 года, составленной ФИО1
В обоснование исковых требований истцы указывают, что умершая <дата> ФИО1. является двоюродной сестрой истцов. После её смерти открылось наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. ФИО1 оставила завещание, по которому все свое имущество завещала ответчику. С ответчицей ФИО1. была знакома непродолжительное время. Нотариусом ФИО2 открыто после умершей <дата> ФИО1 наследственное дело <№>. Заявления истцов, поданные нотариусу нотариального округа города Хабаровска ФИО3., перенаправлены нотариусу ФИО2., по месту открытия дела о наследстве. По мнению истцов, в момент совершения завещания ФИО1 не понимала значения своих действий и не отдавала им отчет, поскольку последние годы она страдала <_>.
Истцы в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом - телеграммами.
О причинах своей неявки в судебное заседание не сообщили, ходатайство об отложении рассмотрения дела либо о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявили.
Представитель истцов – Соколова Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным выше, и просит суд исковые требования удовлетворить.
Ответчик в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Выслушав пояснения представителя истцов, пояснения ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1, <дата>, умерла <дата>, о чем 02 октября 2017 года составлена запись акта о смерти <№> Отделом регистрации актов гражданского состояния о смерти 1 Комитета по делам ЗАГС Правительства Санкт-Петербурга Красногвардейский район, - копия свидетельства о смерти <№> от <дата> года (л. д. 72).
Как следует из материалов дела, 12 июля 2017 года ФИО1. составлено завещание, согласно которому все свое имущество, какое на момент её смерти окажется ей принадлежащим, в чем бы таковое не заключалось и где бы оно ни находилось, она завещает Степановой Т.В., <дата> года рождения. Завещание удостоверено нотариусом нотариального округа Санкт-Петербурга ФИО2. на бланке <№>, зарегистрировано в реестре <№> (л. д. 78).
Судом установлено, что нотариусом нотариального округа Санкт-Петербурга ФИО2 28 ноября 2017 года открыто наследственное дело <№> после умершей <дата> года ФИО9
В соответствии с пунктом 1 статьи 1118 Гражданского кодекса Российской Федерации распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1131 Гражданского кодекса Российской Федерации при нарушении положений данного Кодекса, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от основания недействительности завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание). Завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.
Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", сделки, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей при наследовании (в частности, завещание, отказ от наследства, отказ от завещательного отказа), могут быть признаны судом недействительными в соответствии с общими положениями о недействительности сделок (§ 2 главы 9 Гражданского кодекса Российской Федерации) и специальными правилами раздела V Гражданского кодекса Российской Федерации.
Положениями пункта 1 статьи 177 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
С учетом изложенного неспособность наследодателя в момент составления завещания понимать значение своих действий или руководить ими является основанием для признания завещания недействительным, поскольку соответствующее волеизъявление по распоряжению имуществом на случай смерти отсутствует.
Юридически значимыми обстоятельствами в таком случае являются наличие или отсутствие психического расстройства у наследодателя в момент составления завещания, степень его тяжести, степень имеющихся нарушений его интеллектуального и (или) волевого уровня.
Как следует из заключения комиссии экспертов от 12 февраля 2019 года № 717.239.3, ФИО1 при составлении завещания <дата> года могла понимать значение своих действий и руководить ими.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что ФИО1 при составлении завещания <дата> года могла понимать значение своих действий и руководить ими, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Веревкиной Татьяны Викторовны, Муратовой Ольги Викторовны, Бабенцевой Елены Александровны, Леончикова Сергея Александровича – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированной части решения.
Судья Н.А. Гусева
Мотивированная часть решения изготовлена 02 апреля 2019 года