Дело № 2-2421/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Румянцевой И.М.
при секретаре Каминской Н.А.,
с участием истца Чучман Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте Республики Коми 17 ноября 2016 года дело по иску Чучман Т. Н. к администрации МОГО «Инта» о признании незаконными действий по снятию с очередности, возложении обязанности восстановить в очереди,
УСТАНОВИЛ:
Чучман Т.Н. обратилась в суд с иском к администрации МОГО «Инта» о признании незаконными действий по снятию с очередности её и членов её семьи, возложении обязанности восстановить в очереди с составом семьи семь человек с датой постановки на учет 09.01.2002. В обоснование требований истец указала, что с 09.01.2002 она и члены её семьи поставлены на учет в общереспубликанскую очередь на переселение из районов Крайнего Севера, по категории пенсионеры. В апреле 2016 года ответчик в письменной форме уведомил о том, что она и члены её семьи сняты с очереди по пп. "в" п. 21 Постановления Правительства РФ № 879 от 10.12.2002 (непредставление сведений о наличии недвижимости). С данным решением не согласна. После смерти матери в 2008 году получила наследство на <....> долю однокомнатной квартиры в ____, общей площадью <....> кв.м. Для в праве составляет <....> кв.м общей площади, что ниже нормы установленной законодательством для определения статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Истец в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснила, что у неё в собственности имелась <....> доли в однокомнатной квартире, площадью <....> кв.м.
Представитель ответчика администрации МОГО "Инта", извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без своего участия, а также просил отказать в удовлетворении иска.
Третье лицо Минстрой РК, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без своего участия, в отзыве просил отказать в иске, указал, что право на получение субсидий за счет средств федерального бюджета на основании Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» имеют граждане, не имеющие жилья в других регионах РФ или нуждающееся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели. Истица была поставлена на учет на получение жилищной субсидии, как гражданин, не имеющий жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера. Факт приобретения жилья означает утрату такого условия для возникновения права на получение социальных выплат, как отсутствие у граждан жилых помещений в других субъекта Российской Федерации. Истец была поставлена на учет как гражданин, не имеющий жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера, при этом в период с 2008 по 2010 годы в её собственности находилось жилое помещение за пределами районов Крайнего Севера, данную информацию в администрацию МОГО "Инта" истец не представила. Выводы Минстроя Республики Коми об отсутствии у истца права состоять на учете с датой постановки на учет 09.01.2002 подтверждаются решением Верховного суда Российской Федерации от 17.05.2013 № АКПИ13-253. Согласно которому приобретение гражданами, желающими выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами места их постоянного проживания является основанием для снятия этих граждан с учета имеющих право на получение жилищной субсидии, однако не лишает их права вновь стать на данный учет после признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. Минстрой Республики Коми также обращает внимание на то, что в соответствии с федеральным законодательством граждане должны подтверждать свое право состоять на учете на получение социальных выплат не только на дату постановки на учет, но и в течение всего времени до даты получения социальной выплаты.
Третьи лица Могилевич О.Ю., Чучман С.Р., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заедание не явились.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, обозрев материалы учетного дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Чучман Т.Н. состояла на учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий с даты постановки на учет 09.01.2002 с составом семьи 4 человека: она сама, ФИО 1, ФИО 2, ФИО 3
16.05.2016 Чучман Т.Н. обратилась в администрацию МОГО "Инта" с заявлением о включении её в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан", установленных федеральным законодательством" на состав семьи <....> человек: она сама, ФИО 1, Чучман С.Р., ФИО 3, ФИО 2, ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6
15.06.2012 Чучман Т.Н. обратилась в администрацию МОГО "Инта" с заявлением о выделении ей государственного жилищного сертификата на состав семьи <....> человек
Письмом от 01.04.2016 №__ администрация МОГО «Инта» уведомила истицу о том, что на основании Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", подпункта "в" пункта 21постановления Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, постановления руководителя администрации МОГО "Инта" от 30.03.2016 №__ "О снятии с учета" истец и ее семья сняты с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения (строительства) жилья в Средней полосе России, в связи с предоставлением не соответствующих действительности сведений (наличие в собственности <....> доли в жилом помещении, расположенном по адресу: ____.
Суд полагает, что исключение истицы из списка на получение социальной выплаты не соответствует требованиям законодательства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Согласно ст. 5 указанного Федерального закона размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года; норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", гражданин, которому предоставляется жилищная субсидия, должен приобрести жилье, соответствующее требованиям, предъявляемым к пригодным для постоянного проживания жилым помещениям. Допускается возможность приобретения жилого помещения, общая площадь которого меньше норматива общей площади жилого помещения для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения на каждого члена семьи, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения приобретаемого жилого помещения.
Из системного толкования перечисленных норм закона следует, что целью предоставления жилищных субсидий является обеспечение гражданина жильем таким способом, чтобы он и члены его семьи, получив социальную выплату, не могли быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Из указанной цели предоставления жилищных субсидий следует, что при решении вопроса о наличии у лица права на получение социальной выплаты должен учитываться не сам по себе факт наличия либо отсутствия в собственности получателя социальной выплаты либо члена его семьи жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера, но и вопрос об обеспеченности получателя социальной выплаты и членов его семьи жильем, соответствующим обязательным требованиям, предъявляемым к жилым помещениях, в таком размере, что получатель субсидии и члены его семьи с учетом имеющегося жилья не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Из материалов дела следует, что с 17.12.2009 истице на праве собственности принадлежит <....> доля в праве в квартире, общей площадью <....> кв. м., по адресу: ____.
Решением Совета ____ №__ от 07.06.2007 установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в размере не более <....> кв. метров общей площади на одного человека.
Истица, на момент приобретения жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера", состояла на учете на получение социальной выплаты на состав семьи 7 человек.
Так как учетная норма в ____ составляет <....> кв.м на человека, то площадь принадлежащего истице жилого помещения на состав семьи <....> человек была менее учетной нормы по месту нахождения жилого помещения, истица и члены ее семьи не могли быть признаны обеспеченными жильем за пределами районов Крайнего Севера. Таким образом, не имелось оснований для снятия истицы с учета на получение социальной выплаты в связи с наличием жилья за пределами районов Крайнего Севера.
Доводы представителя Минстроя РК о том, что неисполнение (сокрытие) истцом своих обязанностей по предоставлению достоверных сведений является самостоятельным основанием для снятия гражданина с учета, являются необоснованными.
В соответствии с пп. «в» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №__, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений.
Основанием для снятия с учета на получение социальной выплаты является сообщение не любых недостоверных сведений, а только таких, которые влияют на право лица на получение социальной выплаты, очередность получения социальной выплаты либо на ее размер. В данном случае, как было указано выше, даже при наличии в собственности вышеназванного жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера истица и члены ее семьи не утрачивали права на получение социальной выплаты, то есть несообщение истицей о наличии в собственности указанного жилого помещения не повлекло за собой негативных последствий в виде ущерба для государства.
С учетом изложенного истец должна быть восстановлена в списке на получение социальной выплаты для переселения из районов Крайнего Севера.
Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать действия администрации МОГО "Инта" по снятию Чучман Т. Н. и членов её семьи с очередности граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера незаконными.
Возложить на администрацию МОГО "Инта" обязанность восстановить Чучман Т. Н. в очереди граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера с составом семьи <....> человек с датой постановки на учет 09.01.2002.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28.11.2016.
Судья |
И.М.Румянцева |