|
||
Дело №3-86/2010 |
||
|
||
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
16 августа 2010 года Челябинский областной суд в составе: председательствующего судьи Г.Л. Турковой, при секретаре Малышевой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Челябинской области о защите избирательных прав граждан и установлении порядка назначения выборов главы сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области и
установил:
Прокурор Челябинской области обратился в Челябинский областной суд
с заявлением в порядке статьи 259 Гражданского процессуального кодекса РФ
о защите избирательных прав граждан и установлении порядка назначения
выборов главы сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского
муниципального района Челябинской области и просил суд обязать Совет
депутатов сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского
муниципального района Челябинской области в связи с окончанием срока
полномочий назначить дату выборов главы этого сельского поселения сроком
на пять лет в соответствие с порядком и сроками, установленными Законом
Челябинской области от 29 июня 2006 года № Зб-ЗО «О муниципальных
выборах в Челябинской области» и Уставом сельского поселения Новый
Кременкуль в течение 10 дней со дня вынесения решения суда и возложить
исполнение решения суда в части обеспечения выборов на муниципальное
образование сельское поселение Новый Кременкуль. Прокурор просил
обратить решение суда к немедленному исполнению. В обоснование своих
требований прокурор указал на то, что очередные выборы главы сельского
поселения должны были в соответствии с избирательным законодательством
1 |
||
|
||
|
||
состояться во второе воскресенье октября 2010 года. Однако выборы не были назначены в установленном законом порядке ни Советом депутатов сельского поселения Новый Кременкуль, ни избирательной комиссией муниципального образования, что повлекло нарушение конституционных прав граждан -жителей данного сельского поселения, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. В судебном заседании прокурор Челябинской областной прокуратуры Орехова О.И. заявленные требования поддержала.
Представитель Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области, главы сельского поселения Новый Кременкуль и избирательной комиссии сельского поселения Новый Кременкуль Наумов Д.А., действующий на основании доверенностей соответственно от 12.08.2010 года, от 20.04.2010 года и от 12.08.2010 года, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований и указал на то, что срок полномочий главы сельского поселения истекает 25 декабря 2010 года и принятие представительным органом сельского поселения решения о назначении выборов на 10 октября 2010 года повлечет нарушение положений части 2 статьи 40 и пункта 7 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», пункта 2 статьи 8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 2 статьи 28 Устава сельского поселения.
Представитель избирательной комиссии Челябинской области Шубина Е.В., действующая на основании доверенности от 02.02.2010 года № 1-18/91, заявление прокурора Челябинской области поддержала и указала на то, что в связи с отклонением Законодательным Собранием Челябинской области законопроекта, внесенного сельским поселением Новый Кременкуль о продлении срока полномочий главы сельского поселения, выборы главы должны были быть назначены на 10 октября 2010 года. |
||
|
||
|
||
Выслушав пояснения сторон, изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том. что заявление прокурора Челябинской области подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, в том числе и на участие в выборах органов местного самоуправления, закреплены в Федеральном законе № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Согласно статьи 9 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В соответствие с положениями абзаца 1-3 части 1 статьи 84 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборы органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления в муниципальных образованиях, образованных до вступления в силу настоящей главы, проводятся в порядке и сроки, установленные уставами |
||
|
||
|
||
указанных муниципальных образований, за исключением случаев; изменения границ муниципального образования в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, повлекшего увеличение численности избирателей муниципального образования более чем на 10 процентов; преобразования муниципального образования в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи; продления или сокращения законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом органа местного самоуправления сроков полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в целях совмещения дня голосования на выборах указанных органов и должностных лиц с днем голосования на иных выборах в порядке, установленном Федеральным законом № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В силу частей 1 и 2 статьи 23 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (часть 1). Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных Федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом (часть 2). Согласно пункту 1 части 2 статьи 36 этого же закона глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. |
||
|
||
4 |
||
|
||
|
||
В соответствии со статьей 10 Закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области» от 29.06.2006 года № 36-30 выборы органов местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.
День голосования на выборах в органы местного самоуправления определяется в соответствии с Федеральным законом (часть 1).
Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. Выборы депутатов представительного органа вновь образованного муниципального образования назначает избирательная комиссия данного муниципального образования, сформированная избирательной комиссией Челябинской области. Полномочия избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом (часть 2).
Решение о назначении выборов в органы местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящей части, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (частьЗ).
Если представительный орган муниципального образования не назначит выборы в сроки, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, а также если представительный орган муниципального образования отсутствует, выборы |
||
|
||
|
||
назначаются избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии муниципального образования о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного частью 3 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов (частьб).
Если избирательная комиссия муниципального образования не назначит выборы органов местного самоуправления в срок, установленный частью 6 настоящей статьи, или если избирательная комиссия муниципального образования отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном Федеральным законом, назначение выборов осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом (часть 7).
Как следует из обстоятельств дела, сельское поселение Новый Кременкуль является вновь образованным в составе Сосновского муниципального района муниципальным образованием ( статья 10 Закона Челябинской области от 24 июня 2004 года № 246-30 «О статусе и границах Сосновского муниципального района и сельских поселений в его составе»).
Пятилетний срок полномочий главы сельского поселения Новый Кременкуль определен пунктом 3 постановления Законодательного Собрания Челябинской области № 1581 от 16.12.2004 года. Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 30 декабря 2004 года № 1588 «О назначении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований в Челябинской области» выборы главы сельского поселения Новый Кременкуль назначены на 25 марта 2005 года в соответствии с пунктом 7 статьи 81.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Срок выборов был перенесен на 25 декабря 2005 года решением избирательной комиссии муниципального образования
6 |
||
|
||
|
||
Новый Кременкуль № 28 от 24.08.2005 года в связи с проведением выборов в Законодательное собрание Челябинской области.
В результате выборов главы муниципального образования «Сельское поселение Новый Кременкуль» состоявшихся 25 декабря 2005 года, на должность главы сельского поселения Новый Кременкуль был избран Меркульев В.И.. что подтверждается решением избирательной комиссии этого муниципального образования № 39 от 25.12.2005 года.
Пятилетний срок полномочий главы сельского поселения Новый Кременкуль, избранного на выборах 25 декабря 2005 года, истекает в 2010 году. Решение о продлении срока полномочий главы сельского поселения Новый Кременкуль не принималось.
Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» срок, на который избираются органы местного самоуправления, а также срок полномочий указанных органов устанавливается соответственно уставами муниципальных образований. Устанавливаемый срок не может составлять более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 81.1 настояшего Федерального закона, - второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов (в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных выборах).
В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
7 |
||
|
||
|
||
Российской Федерации» днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи и пунктом 8 статьи 81.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 8 статьи 81.1 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что в субъектах Российской Федерации, в которых выборы были проведены в соответствии с пунктом 3, 4, 5 или 7 настоящей статьи в иные, чем второе воскресенье марта дни, последующие выборы проводятся в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований во второе воскресенье марта либо второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий соответствующих органов или депутатов соответствующих органов, а если срок полномочий истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на указанных выборах.
Поскольку выборы главы сельского поселения Новый Кременкуль были
проведены в соответствии с пунктом 7 статьи 81.1 Федерального закона «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» в иные, чем второе воскресенье марта, дни,
последующие выборы проводятся в сроки, установленные Законом
Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области» и
уставом муниципального образования, во второе воскресенье- марта либо
второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий
8 |
||
|
||
|
||
соответствующих органов или депутатов соответствующих органов, а если срок полномочий истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - в день голосования на указанных выборах.
В силу положений пункта 7 и 8 статьи 81-1 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» очередные выборы главы сельского поселения должны были быть назначены на второе воскресенье октября 2010 года, поскольку вопрос о продлении срока полномочий главы сельского поселения не был решен, законопроект о продлении полномочий главы сельского поселения был отклонен Законодательным Собранием Челябинской области постановлением от 24 июня 2010 года № 2359.
Таким образом, в установленный законом Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области» срок - не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования., то есть не позднее 21 июля 2010 года, Советом депутатов сельского поселения Новый Кременкуль, а в срок, не позднее чем за 70 дней до дня голосования, - избирательной комиссией сельского поселения Новый Кременкуль, то есть не позднее 31 июля 2010 года, выборы главы сельского поселения не были назначены.
Суд считает, что данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении избирательных прав избирателей - жителей сельского поселения Новый Кременкуль, которые должны быть восстановлены судом порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 ноября 1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», поскольку очередные выборы главы этого сельского поселения не были назначены, а сроки, в течение которых они могли быть назначены представительным органом |
||
|
||
9 |
||
|
||
|
||
сельского поселения или избирательной комиссией этого сельского поселения, истекли.
Согласно пункт)' 5 статьи Федеральным законом от 26 ноября 1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настояшего Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 6 этой же нормы закона решение суда, предусмотренное пунктом 5 настоящей статьи, принимается в случае, если выборы должностных лиц местного самоуправления не назначены уполномоченным органом в установленные сроки (абзац 5).
Поскольку ни Совет депутатов сельского поселения Новый Кременкуль, ни избирательная комиссия муниципального образования не надлежаще выполнили свои обязанности по назначению выборов, подлежат применению указанные нормы закона.
Суд не может согласиться с доводами представителя муниципального
образования и избирательной комиссии муниципального образования о том,
что они сами вправе назначить выборы на март 2011 года, поскольку сроки.
установленные законодательством о выборах, не могут быть изменены по
усмотрению участников избирательного процесса. В связи с тем, что Совет
депутатов сельского поселения Новый Кременкуль и избирательная комиссия
10 |
||
|
||
|
||
этого муниципального образования, были обязаны назначить очередные выборы на октябрь 2010 года в сроки, установленные избирательным законодательством, но в эти сроки возложенных на них обязанностей не выполнили, поэтому в настояшее время право назначить выборы на октябрь 2010 года или март 2011 года у них отсутствует в силу приведенных выше норм законодательства о выборах.
Суд, принимает во внимание, что на день рассмотрения дела сроки полномочий Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль не истекли, а избирательная комиссии сельского поселения избрана и может осушествлять свои полномочия, связанные с организацией выборов.
Суд также в соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» обращает решение суда к немедленному исполнению, поскольку этого требуют сроки для подготовки избирательной кампании, определенные действующим законодательством. Не применение этой меры в дальнейшем может существенно затруднить исполнение решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 5-9 статьи 3 Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», статьей 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░
░ |
||
|
||
|
|||
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ 29 ░░░░ 2006 ░░░░ № ░░-░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░». ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░}' ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░. |
|||
|
|||
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ |
░░░░░░░ ░.░. |
||
|
|||
12 |
|||
|
|||