Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июля 2015 года
Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего: Щербак Н.А.
При секретаре: Пахомовой Е.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Лазарашвили М.В. к Управлению имущественных отношений Администрации Туапсинского района, Дмитриевой О.В., Администрации Туапсинского района, Администрации Туапсинского городского поселения о признании отказа незаконным, признании заключенного договора аренды недействительным, об обязании заключить договор аренды,
У С Т А Н О В И Л :
Лазарашвили М.В. обратилась в суд с иском к Управлению имущественных отношений Администрации Туапсинского района, Дмитриевой О.В. о признании отказа незаконным, признании заключенного договора аренды недействительным, об обязании заключить договор аренды, мотивировав свои требования тем, что она является матерью троих детей, согласно действующему законодательству ее семья является многодетной. С целью реализации своего права на получения земельного участка как многодетной семье ( Федеральный закон №138-Ф3 от 14.06.2011 года) она, 16 августа 2011 года, обратилась к главе города Туапсе с заявлением о выделении земельного участка, предоставив при этом все требуемые документы. Не получив продолжительное время ни одного предложения от администрации Туапсинской района, она по совету сотрудников администрации еще раз 11.06.2014 года написала заявление с просьбой выделить нам земельный участок в микрорайоне улицы Калараша в городе Туапсе. Получив предварительное согласие о размещении земельного участка, она приступила к оформлению документов на данный земельный участок. Оплатив все необходимые работы, такие как изготовление контрольно-топографической съемки, изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, работы по межеванию и другое, она приступила к оформлению своего права на земельный участок. В результате данных работ ею было получено постановление администрации города Туапсе № 1026 от 07.10.2014 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Туапсинского городского поселении. По заверениям сотрудников администрации этот земельный участок и должен был быть выделен их семье. Данному земельному участку был присвоен кадастровый номер №, площадью 601 кв. метр, расположенный по адресу:Россия, <адрес>. Однако на этапе рассмотрения ее заявления о предоставлении данного земельного участка ими был получен отказ за подписью начальника управления имущественных отношений администрации МО Туапсинский район, в котором в обосновании решения сообщается, что данный земельный участок был предоставлен лицу, которое написало заявление первым. При подготовке искового заявления в суд она установила, что данный земельный участок был выделен в аренду Дмитриевой О.В. по договору аренды земельного участка № от 23.01.2015 года и данный договор был зарегистрирован 02.02.2015 года в Росреестре за номером №. В связи с чем, просит признать договор № от 23.01.2015г. аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: №, заключенный между Администрацией муниципального образования Туапсинский район и Дмитриевой О.В. недействительным и применить последствия недействительности сделки, признать недействительной запись о государственной регистрации за номером № права аренды Дмитриевой О.В. земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: №, обязать заключить договор аренды земельного участка с Лазарашвили М.В.
Определение Туапсинского городского суда от 17.07.2015г. в качестве соответчика привлечена Администрация Туапсинского городского поселения.
В судебном заседании истица Лазарашвили М.В. заявленные исковые требования поддержала, ссылаясь на те же обстоятельства, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель администрации МО Туапсинского района по доверенности Н.А.П. не признала исковые требования, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Пояснила, что когда формировалось учетное дело многодетной семьи Дмитриевых, анализировалось наличие прав на земельные участки. Земельный участок, имеющийся у Дмитриева Р.М. в пожизненно-наследуемом владении, получен им по наследству, соответственно не учитывался, как предоставленный государством бесплатно ранее.
Представителя ответчика Дмитриевой О.В. по доверенности Л.А.В., с исковыми требованиями не согласен, также пояснил, что Дмитриева О.В. имела право на предоставление земельного участка, как многодетной семье, в связи с чем в общем порядке обратилась в администрацию МО Туапсинский район с заявлением о предоставлении данного земельного участка и в последствии с ней был заключен договор аренды на него.
Представитель администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района по доверенности С.А.А. просил в удовлетворении иска отказать, т.к. нарушений в предоставлении земельного участка Дмитриевой О.В. не было, а истица вправе в установленном законом порядке получить земельный участок в аренду как многодетная мать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие с со ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ (ред. от 02.07.2014) "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (принят ЗС КК 23.10.2002) граждане (один из родителей), имеющие трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации (далее также - заявитель), однократно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов имеют право на предоставление им в аренду земельного участка, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду заявителям (далее - Перечень), общей площадью от 600 до 5000 квадратных метров для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) в Краснодарском крае в размере, установленном представительным органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) при утверждении Перечня, с учетом правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации, при соблюдении следующих условий на момент подачи заявления: ни одному из таких родителей на территории муниципального района (городского округа, в том числе вошедшего в состав муниципального района в процессе преобразования), в границах которого испрашивается земельный участок, ранее не предоставлялись в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебные земельные участки), садоводства, огородничества (данную информацию органы местного самоуправления получают из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из государственного кадастра недвижимости, из похозяйственных книг и иных правоустанавливающих документов); возраст одного из детей заявителя не должен превышать: 18 лет; 19 лет - проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации; 23 лет - обучающихся в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения; заявитель в течение последних пяти лет должен проживать (факт проживания по месту жительства подтверждается регистрацией или судебным решением) на территории муниципального района (городского округа, в том числе вошедшего в состав муниципального района в процессе преобразования), в границах которого испрашивается земельный участок. Перечень утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) до 1 сентября 2011 года. В Перечень на заседаниях представительного органа местного самоуправления вносятся изменения по включению в него земельных участков и по исключению из него земельных участков, по которым заключены с заявителями договоры аренды или в течение 180 дней не поданы заявления. В Перечень включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящие на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади. Заявитель, заинтересованный в предоставлении земельного участка, предварительно ознакомившись с местоположением свободных земельных участков, указанных в Перечне, подает по месту проживания в орган местного самоуправления (муниципальный район или городской округ) письменное заявление, в котором должны быть указаны кадастровый номер, местоположение, площадь, вид разрешенного использования и срок аренды земельного участка. К письменному заявлению должны быть приложены: копия паспорта заявителя либо судебного решения о месте жительства; копии документов, подтверждающих наличие у заявителя трех и более детей на момент подачи заявления; справка с места прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации (в случае прохождения детьми военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации); справка с места обучения (в случае обучения детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения).
В судебном заседании установлено, что истица Лазарашвили М.В. и ответчица Дмитриева О.В., имеют трех детей, их семьи признаны многодетными и имеют право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства и огородничества.
При обращении в МУП ТГП Архитектуры и градостроительства города Туапсе Лазарашвили М.В. был подписан договор № от 29.08.2014г. на изготовление схемы расположения земельного участка по ул.Калараша и квитанция на оплату в сумме 7200 руб., которая ей оплачена 18.09.2014г, а также договор № на оказание услуг по подготовке межевого плана земельного участка по ул.Калараша от 15.09.2014 и квитанция на оплату услуги в сумме 10000 руб., которая ей оплачена 10.12.2014 года
18.02.2015 года истцом подано заявление Главе МО Туапсинский район Л.В.В. о предоставлении земельного участка площадью 601 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, относящийся к категории земель земли населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства.
27.02.2015г. Управлением имущественных отношений администрации МО Туапсинский район Лазарашвили М.В. отказано в предоставлении данного земельного участка, поскольку на указанный в обращении земельный участок подано заявление, удовлетворяющее требованиям ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002г. №532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», предшествующее заявлению Лазарашвили М.В., т.е. ранее.
Постановлением администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 07.10.2014г. утверждена схема расположения земельного участка площадью 601 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», категория земель - земли населенных пунктов.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 13.11.2014г. данный земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер №.
В соответствие со ст. 47 Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 165-ФЗ) Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
На основании Решения Совета муниципального образования Туапсинский район от 17.12.2014г. № 222 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования Туапсинский район от 03 ноября 2011года № 532 «Об утверждении перечня свободных земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и предназначенных для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей» указанный земельный участок включен в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей.
В силу требований названного закона Краснодарского края указанный перечень земельных участков подлежит обязательному опубликованию.
В соответствии с Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 03.12.2002г. № 1369 (в ред. Постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.05.2014 № 526) «Об утверждении Перечня средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений» официальным печатным изданием, в котором осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений в муниципальном образовании Туапсинский район является газета «Туапсинские вести».
В указанном печатном средстве массовой информации от 27.12.2014 года № 247-251 (17928-17932) опубликован перечень свободных земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и предназначенных для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, содержащий сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:51:0201001:2728.
В соответствие со ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ (ред. от 02.07.2014) "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (принят ЗС КК 23.10.2002) к письменному заявлению должны быть приложены документы, указанные в абзацах одиннадцатом - четырнадцатом части 1 настоящей статьи. В случае подачи нескольких заявлений на предоставление одного и того же земельного участка заявления рассматриваются в порядке очередности их подачи. В течение не более 30 календарных дней с момента регистрации заявления орган местного самоуправления (муниципальный район или городской округ) принимает решение: о предоставлении земельного участка в аренду на срок, указанный заявителем, но не более чем на 10 лет, без права переуступки прав по договору аренды третьим лицам (кроме детей, супруга или супруги); об отказе в предоставлении земельного участка с указанием обоснования отказа. Орган местного самоуправления (муниципальный район или городской округ) не позднее чем через 5 рабочих дней со дня принятия решения выдает заявителю под подпись или направляет заказным письмом с уведомлением копию принятого решения, а в случае положительного решения - с приложением трех экземпляров проектов договоров аренды. Заявитель, в отношении которого принято решение о предоставлении земельного участка в аренду, должен в течение 30 дней с момента получения договора аренды обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации права на земельный участок и в трехдневный срок с момента государственной регистрации договора представить органу, принявшему решение о предоставлении земельного участка, один экземпляр зарегистрированного договора аренды земельного участка. В случае невыполнения данного требования решение о предоставлении земельного участка подлежит отмене.
27.12.2014 года Дмитриева О.В. обратилась с заявлением в МКУ «Многофункциональный центр Туапсинского района», на спорный земельный участок, удовлетворяющим требования статьи 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае».
На основании заявления Дмитриевой О.В. в администрации муниципального образования Туапсинский район сформировано учетное дело, в материалах которого содержится полный перечень документов, установленных статьей 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002г. № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае».
Таким образом, обратившись в администрацию муниципального образования Туапсинский район с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, Дмитриева О.В. реализовала свое право на однократное первоочередное получение земельного участка, установленное статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании Постановления администрации муниципального образования Туапсинский район от 23.01.2015 № 141 «О предоставлении в аренду О.В.Дмитриевой земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» между Дмитриевой О.В. и администрацией муниципального образования Туапсинский район заключен договор аренды земельного участка от 23.01.2015г. № №.
Данный договор аренды земельного участка зарегистрирован в Туапсинском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии 02.02.2015г. за №
Заявление Лазарашвили М.В. о предоставлении земельного участка поступило в администрацию муниципального образования Туапсинский район 18.02.2015г. и, в силу требований вышеуказанного закона, не могло являться основанием для предоставления требуемого земельного участка, поскольку на этот земельный участок подано заявление другого лица, в день, предшествующий дню подачи заявления истца, и в отношении спорного земельного участка уже было принято решение о предоставлении его в аренду Дмитриевой О.В. сроком на 10 лет в порядке, предусмотренном статьей 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае».
Согласно п. 1 ст. 1 ГК РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановлением нарушенного права. Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Зарегистрированное право может быть оспорено исключительно в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований для регистрации права, в частности путем оспаривания тех оснований (правоустанавливающих документов), по которым возникло конкретное право определенного лица. При заключении в установленном порядке договора аренды публично-правовые отношения по предоставлению земли прекратились (административный акт исполнен), а между сторонами договора возникли иные (обязательственные) правоотношения по владению и пользованию спорным участком, которые основаны на самостоятельных гражданско-правовых сделках.
Таким образом, у администрации муниципального образования Туапсинский район отсутствовали основания для предоставления спорного земельного участка Лазарашвили М.В.
Довод истицы Лазарашвили М.В., что она обратилась в Администрация МО Туапсинский район 16.08.2011г. с заявлением о выделении земельного участка, предоставив все необходимые документы, в связи с чем, она имеет первоочередное право на получении спорного земельного участка, не нашел подтверждения в судебном заседании, т.к. Дмитриева О.В., как следует из материалов дела, 14.07.2011г., т.е. ранее истицы, также обращалась к главе администрации МО Туапсинский район с заявлением предоставлении ей земельного участка как многодетной семье.
Довод истицы Лазарашвили М.В. о том, что у супруга ответчицы Дмитриевой О.В.- Д.Р.М.. имеется на праве пожизненно наследуемого владение земельный участок площадью 600.00 кв.м в <адрес>, тем самым, подтверждается отсутствие у Дмитриевой О.В. права на предоставление ей земельного участка, а Управление имущественных отношений должным образом не проверило факт наличия земельного участка в пожизненно наследуемом владении, основывается на неправильном толковании закона, т.к. земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> принадлежит Д.Р.М. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 08.12.2010г., т.е. не предоставлялся Д.Р.М., а был получен им в собственность по односторонней сделке- завещанию.
Довод Лазарашвили М.В. о том, что она имеет первоочередное право на предоставление земельного участка, так как ею был сформирован земельный участок, основаны на неверном толковании закона.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований Лазарашвили М.В. следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: