Дело №2-5725/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2018 года
Приволжский районный суд г.Казани в составе
председательствующего судьи Кулиева И.А.,
при секретаре судебного заседания Хазиевой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Тимонин А.И. к Муниципальному казенному учреждению Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
установил:
Истец Тимонин А.И. обратился в суд иском к Муниципальному казенному учреждению Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани (далее – Администрация района) о признании права собственности на жилой дом.
В обосновании исковых требований истец указал, что его родителями в ДД.ММ.ГГГГ самовольно выстроен жилой дом по адресу – <адрес>, истец проживает по настоящее время по указанному адресу.
Отец истца умер в ДД.ММ.ГГГГ, мать истца умерла в ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок, на котором расположен жилой дом, поставлен на кадастровый учет, с присвоением кадастрового номера №, площадь земельного участка – <данные изъяты> кв.м.
Истец указывает, что пользуется жилым домом, право собственности на него в установленном порядке не было зарегистрировано.
По материалам инвентаризации дом указан в качестве самовольной постройки.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил включить жилой дом в наследственную массу после смерти матери- ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, и признать за ним право собственности на указанный жилой дом
В порядке подготовки дела к участию в деле в качестве в качестве соответчика привлечен Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани (далее- ИКМО), в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ.
В судебном заседании истец уточнил требования – просит признать за ним право собственности на указанный жилой дом в порядке наследования
Представитель ответчиков иск не признал, указав в обоснование возражений, что в установленном порядке земельный участок под строительство жилого дома органом исполнительной власти не выделялся, дом является самовольно выстроенным.
Третьи лица извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились
Истец, представитель ответчиков не возражают против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся сторон.
Учитывая надлежащее извещение третьих лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с ч.1,2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Как установлено судом из Карточки технической инвентаризации домовладений от ДД.ММ.ГГГГ, по <адрес> располагается жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., год постройки – ДД.ММ.ГГГГ, в качестве владельца указан ФИО2.
В техническом паспорте на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> указан жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., в качестве владельца указан ФИО2, дом указан в качестве самовольной постройки.
Как установлено судом, ФИО2 – отец истца, умер ДД.ММ.ГГГГ.
Мать истца – ФИО1, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону, истец принял наследство, открывшееся после смерти матери - ФИО1.
Согласно техническому паспорту на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> указан жилой дом, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью <данные изъяты> кв.м., в качестве владельца указан ФИО2, дом указан в качестве самовольной застройки.
В редакции, действующей до 1 сентября 2006 года, абзац 1 части 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривал, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.
При этом право собственности на самовольную постройку подлежало признанию судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что строение отвечает требованиям безопасности, находится в соответствующей зоне застройки и отсутствуют возражения органов власти по предоставлению земельного участка.
Согласно сообщению ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по Республике Татарстан» от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок по <адрес> числится на праве постоянного бессрочного пользования за ФИО1, сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости на основании материалов инвентаризации (декларация на земельный участок №)
Доказательств того, что самовольное строение нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, создает угрозу их жизни и здоровью, при его строительстве допущены нарушения градостроительных норм, ответчиками суду не представлено. Напротив, истцом представлены доказательства того, что спорный дом соответствует строительным нормам и правилам, участок с самовольно возведенным строением относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование – индивидуальный дом. Соответственно, данный участок может быть предоставлен в установленном законом порядке под возведенную постройку. Согласно положениям статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, восстановление прав собственника земельного участка может быть произведено путём предъявления иска к застройщику о сносе самовольного строения, либо путём признания права собственности на данное строение за собственником земельного участка.
На протяжении длительного времени с даты постройки дома, в течение которого истица пользовалась спорным объектом недвижимости, местный орган исполнительной власти в установленном порядке мог поставить вопрос о сносе этого строения, однако таких требований, в том числе и в рамках рассматриваемого дела, не предъявлено, законность возведения жилого дома в установленном порядке ответчиками не оспорена.
Помимо этого, ответчиками не приведены ссылки на нормы права, нарушенные при строительстве дома в период, когда он возводился.
Более того, указанному дому присвоен адресный номер, родители истца и он сам в этом доме официально зарегистрированы по месту жительства.
Отсутствие до настоящего времени иска о сносе самовольно возведенного дома, по мнению суда, является подтверждением доводов истца об отсутствии нарушений при его возведении
В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», исковая давность не распространяется только на требование о сносе самовольной постройки, которая создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с положениями ст. ст. 195, 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, исходя из содержания статей 195, 196 и 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном случае собственник земельного участка в настоящее время фактически утратил возможность защиты своего права на земельный участок в формах, предусмотренных статьёй 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку истекли сроки давности для предъявления такого иска.
С истечением срока исковой давности для предъявления требований о сносе самовольной постройки собственник земельного участка утрачивает возможность на защиту своего права, и вследствие этого права застройщика на данный участок становятся легитимными.
Суд считает, что вышеуказанный вывод не противоречит разделу, посвященному спорам о самовольных постройках в Постановлении Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22, о том, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, поскольку имеющиеся толкования не содержат запрета на признание права собственности на строения, если собственником земельного участка пропущен срок давности для предъявления соответствующего иска.
В рассматриваемом случае, с истечением срока исковой давности собственник земельного участка утрачивает возможность защиты своих прав, что исключает признак самовольного строения.
Судом при рассмотрении дела установлены указанные в ст.218 Гражданского кодека РФ юридически значимые обстоятельства, являющиеся основаниями для возникновения права собственности на вновь созданную вещь – это создание новой вещи для себя и отсутствие нарушений законодательства при ее создании.
При таком положении, суд соглашается с доводами истца о том, что родители являются лицами, выстроившими спорный дом и владевшими этим домом как имуществом, созданным для себя с соблюдением закона и иных правовых актов
Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ч.1 ст. 1142 Гражданского кодекса РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ч.4 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с ч.2 ст. 1153 Гражданского кодекса РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник.. вступил во владение или в управление наследственным имуществом.
Истец является лицом, принявшим наследство после смерти родителей
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.
При таком положении, учитывая что права на наследство перешли к истцу, исходя из установленного в ч.4 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ правила о безусловной принадлежности наследнику принятого наследства со дня его открытия, суд находит обоснованными доводы о признании в порядке наследования права собственности истца на жилой дом как на имущество, которым наследодатель владел на праве собственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ суд,
решил:
Исковое заявление Тимонин А.И. к Муниципальному казенному учреждению Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования удовлетворить
Признать право собственности Тимонин А.И. на жилой дом <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г. Казани в течение одного месяца после вынесения
Судья подпись И.А. Кулиев
Копия верна
Судья И.А. Кулиев