12 – 256/2015
РЕШЕНИЕ
11 марта 2015 года город Кемерово
Судья Заводского районного суда города Кемерово Лопатина Н.Ю.,
с участием:
законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – председателя правления <адрес> общественной организации охотников и рыболовов ФИО2,
защитника юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
заместителя начальника отдела надзора за охраной, воспроизводством и использованием объектов животного мира и водных биоресурсов ФИО1, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу <адрес> общественной организации охотников и рыболовов, находящейся по адресу: <адрес>, ИНН 4209002423 на постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.37 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Кемеровская областная общественная организация охотников и рыболовов признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Кемеровская областная общественная организация охотников и рыболовов обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО2 доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, поскольку выявленные должностным лицом нарушения выражаются в не предоставлении сведений, а не в нарушении правил пользования объектами животного мира.
В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении ФИО3, доводы жалобы поддержал, настаивал на её удовлетворении, просил постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.37 КоАП РФ прекратить, в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения. Так же пояснил, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О животном мире» на основании, которого была выдана долгосрочная лицензия, не устанавливал в обязанности пользователя объектами животного мира подготавливать (составлять) схему использования и охраны охотничьих угодий. В соответствии с ч. 1 ст. 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» пользователь на основании долгосрочной лицензии сохраняет своё право долгосрочного пользования животным миром до истечения срока действия долгосрочной лицензии. Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (ст.ст. 27 и 39) не устанавливает прямую обязанность пользователя составлять (подготавливать, проводить) внутрихозяйственное охотоустройство, а оговаривает лишь его обеспечение и осуществление за счет средств пользователя. Кроме этого, исходя из смысла ст. 39 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» следует, что внутрихозяйственное охотоустройство при его подготовке должно основываться на Схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, при подготовке которого обеспечивается её совместимость с лесным планом субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования, со схемами развития и размещения особо охраняемых природных территорий, со схемами землеустройства. Частью 3 статьи 8.37. КоАП РФ предусматривается административная ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира. При рассмотрении указанного дела данную статью применить невозможно, так как эта диспозиция статьи является бланкетной, то есть отсылает к конкретным правилам пользования объектами животного мира. Следовательно, в протоколе об административном правонарушении, постановлении по делу об административном правонарушении и в иных процессуальных документах, где требуются ссылки на нарушенные статьи и пункты нормативных правовых актов, необходимо указывать не только часть 3 статьи 8.37 КоАП РФ, но и непосредственно нарушенные пункты правил охоты или иных правил пользования объектами животного мира. Приказом Федеральной службы государственной статистики Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена форма федерального статистического наблюдения 2-ТП (охота) «Сведения об охоте и охотничьем хозяйстве», которая представляется в территориальные органы Росстата по месту получения долгосрочной лицензии на пользование охотничьими животными 21 марта после отчетного периода. В соответствии с ч. 5 ст. 37 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» перечень видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, и условия её предоставления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Данный перечень определен приказами Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных» и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о составе и порядке ведения государственного охотхозяйственного реестра, порядка сбора и хранения содержащейся в нем документированной информации и предоставление ее заинтересованным лицам». Обременение пользователя представлять информацию, не предусмотренную нормами федерального законодательства, является неправомерным и нарушает его законные права и интересы.
В судебном заседании заместитель начальника отдела надзора за охраной, воспроизводством и использованием объектов животного мира и водных биоресурсов ФИО1 пояснила, что считает постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении <адрес> общественной организации охотников и рыболовов законным, обоснованным и отмене не подлежащим, просила в удовлетворении жалобы отказать. Так же пояснила, что даты совершения административных правонарушений подтвердить ничем не может, по всем указанным пунктам нарушений, вмененных юридическому лицу, ничего пояснить не может, и подтвердить не может, поскольку в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют документы, все документы находятся в материалах проверки.
Судья, рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав участников процесса, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В связи с чем, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Все указанные обстоятельства согласно ст. 29.10 КоАП РФ должны найти свое отражение в постановлении по делу об административном правонарушении, которое также должно содержать обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и мотивированное решение по делу, которое в соответствии с требованиями КоАП РФ должно быть принято на основе всех представленных по делу доказательств, всестороннего, полного, объективного, и своевременного выяснения обстоятельств дела.
В нарушение указанных требований мировым судьей при рассмотрении в отношении <адрес> общественной организации охотников и рыболовов дела об административном правонарушении не нашли своего отражения в постановлении имеющиеся по делу доказательства.
Обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении не подтверждены материалами дела.
Из обжалуемого постановления следует, что юридическое лицо Кемеровская областная общественная организация охотников и рыболовов признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ, а именно в нарушении ст.ст. 51-52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказа МПР РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешений на добычу охотничьих ресурсов», приказа МПР РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого Федерального образца, формы охотничьего билета».
При этом как в протоколе об административном правонарушении, так и постановлении по делу об административном правонарушении отсутствует указание на то, какие именно правила пользования объектами животного мира со ссылкой на соответствующие пункты и статьи правил нарушены юридическим лицом <адрес> общественной организацией охотников и рыболовов в связи с тем, что у юридического лица отсутствуют материалы проведения внутрихозяйственного охотоустройства территории, на которой Кемеровская областная общественная организация охотников и рыболовов осуществляет пользование объектами животного мира; отсутствует карта охотхозяйства с нанесенными охотхозяйственными сооружениями, аншлагами, биотехническими мероприятиями; не предоставлены отчеты о выполнении биотехнических мероприятий с приложением подтверждающих документов (акты выполненных работ, копии чеков на закупку соли ит.д.), за исключением обходов, закрепленных за <адрес> общественной организации охотников и рыболовов в Топкинском и <адрес>х <адрес>; не предоставлена информация о наличии зон охраны животных (площадь, описание границ, режим) на территории хозяйств и обходов закрепленных за <адрес> общественной организации охотников и рыболовов в Междуреченском и Тяжинском муниципальных районах <адрес>; не предоставлены сведения об опубликовании информации о воспроизводственных участках (зонах охраны животных) в средствах массовой информации, что является нарушением п.2.2.8 договора о предоставлении в долгосрочное пользование территорий, акваторий в качестве охотничьих угодий на территории <адрес>; не проводится учет охотничьих ресурсов на территории Тельбесского и Барнауловского обходов закрепленных за <адрес> общественной организации охотников и рыболовов, в связи с чем не были предоставлены материалы учетов численности используемых видов охотничьих животных (ведомости учетов по видам, отчеты по результатам учетов, первичные материалы учетов, численность используемых видов охотничьих животных) в 2012-2013 годах, что является нарушением п.2.2.4 договора о предоставлении в долгосрочное пользование территорий, акваторий в качестве охотничьих угодий на территории <адрес> и условий пользования животным миром; в соответствии с фактической штатной численностью <адрес> общественной организации охотников и рыболовов на ДД.ММ.ГГГГ общее количество штатных егерей составляет 12 человек, что противоречит условиям пользования животным миром согласно приложения № к долгосрочной лицензии и является нарушением пункта 2.2.7 договора о предоставлении в долгосрочное пользование территорий, акваторий в качестве охотничьих угодий на территории <адрес>; отсутствует информация об организации охраны охотоугодий (количество проведенных совместных рейдов, количество выявленных нарушений, журнал учета сообщений о выявленных нарушениях за 2011-2013 года), что является нарушением условий пользования животным миром согласно приложения № к долгосрочной лицензии и п.2.2.6 договора о предоставлении в долгосрочное пользование территорий-акваторий в качестве охотничьих угодий на территории <адрес>; отсутствует информация о планах ведения охотничьего хозяйства, и их выполнение <адрес> общественной организации охотников и рыболовов; отсутствуют заявления от физических лиц, необходимые для получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов в 2011 году, 2012 году и за весенне-летний охотничий период 2013 года; структурные подразделения (юридические лица) <адрес> общественной организации охотников и рыболовов не имея охотохозяйственного соглашения и долгосрочную лицензию на право пользования объектами животного мира, осуществляющие свою деятельность на основании заключенных договоров о совместной деятельности по ведению охотничье-рыболовного хозяйства в охотничьих угодьях <адрес>, закрепленных за <адрес> общественной организации охотников и рыболовов, производят выдачу разрешений с печатью своей организации (в 2011-2013 годах) за исключением осенне-летнего охотничьего сезона 2013-2014 годов, тем самым нарушая порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов; не выполнены требования п.ДД.ММ.ГГГГ договора о предоставлении в долгосрочное пользование территорий, акваторий в качестве охотничьих угодий на территории <адрес>, что является нарушением условий пользования животным миром согласно приложения № к долгосрочной лицензии.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исходя из положений ст.1.5 КоАП РФ обязанность представления доказательств, что в действиях физического, должностного или юридического лица имеются нарушения определенных норм и правил, которые образуют состав административного правонарушения возложена законом на орган или должностное лицо, которые приняли решение о привлечении к административной ответственности.
Однако, материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица <адрес> общественной организацией охотников и рыболовов не содержат достаточных доказательств нарушения юридическим лицом нарушений правил пользования объектами животного мира и наличия в действиях юридического лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ.
Так, из смысла ст. 26.1 и 26.2 КоАП РФ следует, что обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
В ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ закреплено, что эти данные могут быть установлены не только протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, но и иными документами, к которым в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи.
Должностным лицом, в качестве доказательства по делу об административном правонарушении представлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ № 5.
Составление акта проверки не освобождает контролирующий орган от сбора в установленном порядке доказательств, которые подтверждают наличие или отсутствие выявленных нарушений.
При этом, протокол об административном правонарушении и акт проверки сами по себе при установленных в ходе рассмотрения обстоятельствах по делу об административном не являются достаточными доказательствами, подтверждающими совершение юридическим лицом <адрес> общественной организации охотников и рыболовов административного правонарушения. Они лишь констатируют вмененное юридическому лицу нарушение.
В материалах дела об административном правонарушении кроме протокола об административном правонарушении, акта проверки, свидетельства о регистрации юридического лица, протокола выборной конференции, долгосрочной лицензии, протоколов осмотра, подтверждающих выводы мирового судьи о наличии в действиях юридического лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ по всем нарушениям, изложенным в постановлении по делу об административном правонарушении не имеется и не были предоставлены должностным лицом в судебное заседание при рассмотрении жалобы.
Помимо этого, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что при принятии решения по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица Кемеровская областная общественная организация охотников и рыболовов мировым судьей изложено только описание обстоятельств, изложенных в протоколе по делу об административном правонарушении выявленных проверкой, тогда как причинно-следственная связь между действиями юридического лица и нарушениями требований законодательства не установлена, обстоятельства, указывающие на вину юридического лица, привлекаемого к ответственности, административным органом не изложены и в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют, в судебное заседание не представлены.
В обжалуемом постановлении мирового судьи не указаны обстоятельства, которые были установлены мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также данные о том, что каждое из нарушений, изложенных в протоколе по делу об административном правонарушении установлено и доказано, имеющимися по делу доказательствами.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении отсутствуют сведения о месте, времени и способе совершения административного правонарушения, в совершении которого Кемеровская областная общественная организация охотников и рыболовов признана виновной.
Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Указанному обстоятельству при принятии решения по делу об административном правонарушении мировым судьей оценка не дана.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Данные требования закона мировым судьей при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не выполнены. Обжалуемое постановление не содержит полной и всесторонней оценки имеющихся по делу доказательств.
Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ в отношении <адрес> общественной организации охотников и рыболовов вынесено с существенным нарушением норм КоАП РФ и данные нарушения не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и установить виновность <адрес> общественной организации охотников и рыболовов в совершении инкриминируемого ей административного правонарушения.
Основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения отсутствуют.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, в связи с истечением срока привлечения лица к административной ответственности, на момент рассмотрения жалобы у суда также не имеется.
Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 30.7. КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение.
При таких обстоятельствах, в связи с существенным нарушением процессуальных требований предусмотренных КоАП РФ, постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении <адрес> общественной организации охотников и рыболовов подлежит отмене, а дело об административном правонарушении возвращению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № <адрес>.
При новом рассмотрении дела необходимо устранить допущенные процессуальные нарушения, исследовать все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности и принять мотивированное решение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении юридического лица <адрес> общественной организации охотников и рыболовов, отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.37 КоАП РФ, в отношении юридического лица <адрес> общественной организации охотников и рыболовов, направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № <адрес>.
<адрес> общественной организации охотников и рыболовов удовлетворить частично.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Н.Ю. Лопатина
Копия верна
Судья Н.Ю. Лопатина