Решение по делу № 3а-104/2017 ~ М-70/2017 от 22.02.2017

        Р Е Ш Е Н И Е

        Именем Российской Федерации

    9 июня 2017 года                                                                         г. Иркутск

    Иркутский областной суд в составе:

    председательствующего судьи Гусаровой Л.В.,

    при секретаре Седых М.А.,

    с участием административного истца Костромина С.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-104/2017 по административному исковому заявлению Костромина С.А. к Правительству Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

    У С Т А Н О В И Л:

    Костромин С.А. обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 30 968 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства производственных зданий, принадлежащего ему на праве собственности.

    В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области», в редакции постановления Правительства Иркутской области от 05 мая 2014 года № 239-пп, в размере 24647121 рубль 52 копейки, что нарушает его права на уплату земельного налога в обоснованном размере, поскольку рыночная стоимость земельного участка отличается от кадастровой стоимости.

    Согласно отчету об оценке от 25 июня 2016 года № 212В-06-16, составленному обществом с ограниченной ответственностью «Техсервис», рыночная стоимость земельного участка составила 1 812 000 рублей.

    В результате чего, административным истцом установлено, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка, значительно превышает определенную независимым оценщиком рыночную стоимость данного участка, что приводит к нарушению его прав и законных интересов, как плательщика необоснованно завышенного земельного налога.

    В связи с чем, Костромин С.А. просил суд установить кадастровую стоимость указанного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 1 812 000 рублей по состоянию на 25 июня 2016 года.

    В судебном заседании административный истец Костромин С.А. согласился с заключением судебной экспертизы, уточнив исковые требования, просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 30 968 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства производственных зданий, равной его рыночной стоимости в размере 2 415 614 рублей по состоянию на 1 января 2012 года.

    В судебное заседание представитель Правительства Иркутской области Сокольникова Ю.С. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, что подтверждается почтовым уведомлением, в представленном ранее отзыве на исковое заявление просила вынести законное и обоснованное решение и рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Иркутской области (т. 1 л.д. 54-56).

    Представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области Байрамова Э.Г., Управления Росреестра по Иркутской области Полозова В.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, что подтверждается почтовыми уведомлениями, в представленных ранее отзывах просили рассмотреть дело в отсутствие представителей филиала ФКП «Росреестра» по Иркутской области, Управления Росреестра по Иркутской области (т.1 л.д. 75-76, т.1 л.д. 52).

    Представитель администрации Заларинского муниципального образования в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, что подтверждается почтовым уведомлением.

    Руководствуясь статьей 150 и частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, своевременно и в надлежащей форме извещенных о судебном заседании.

Выслушав пояснения административного истца Костромина С.А., поддержавшего заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    Из положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является, в том числе, земельный налог. Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным кодексом и иными федеральными законами.

    В соответствии со статьей 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости.

    Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абзац 2 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

    Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

    Как установлено судом и следует из материалов дела, Костромин С.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 30 968 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства производственных зданий (т.1 л.д. 12).

    Из содержания приложения № 3 к постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области», в редакции постановления Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 239-пп, следует, что земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> отнесен к 9-ой группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок) и для него определен удельный показатель кадастровой стоимости 795 рублей 89 копеек за 1 кв.м.

    Согласно представленной в материалах административного дела кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> от 19.10.2016, кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года составляет 24647121 рубль 52 копейки (т.1 л.д. 13).

    Таким образом, кадастровая стоимость данного земельного участка, равной его рыночной стоимости, может быть определена по состоянию на 1 января 2012 года.

    Согласно отчету об оценке № 212В-06-16 от 25 июня 2016 года, составленному оценщиком ООО «Техсервис» К., рыночная стоимость спорного земельного участка составила 1 812 000 рублей (т.1 л.д. 22-44).

    Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете № 212В-06-16 от 25.06.2016, по ходатайству административного истца Костромина С.А. определением суда от 20 марта 2017 года по делу назначена судебная экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос – какова рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 30 968 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства производственных зданий, по состоянию на 01 января 2012 года.

    Согласно заключению эксперта ФБУ Иркутская ЛСЭ Минюста России С. от 25 апреля 2017 года № 422/4-4 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 30 968 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства производственных зданий, по состоянию на 01 января 2012 года составила 2 415 614 рублей (т.1 л.д. 103-130).

    В силу положений статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.

    Суд, исследовав заключение эксперта, сопоставив его содержание с материалами дела, приходит к выводу о соответствии его действующему законодательству и о том, что оно отвечает требованиям относимости и допустимости.

    У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов эксперта, поскольку заключение эксперта мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий.

    Доказательств недостоверности установленной в заключение эксперта рыночной стоимости спорного земельного участка, либо данных об иной рыночной стоимости указанного объекта недвижимости лица, участвующие в деле, не представили.

    Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

    На основании изложенного, руководствуясь статьей 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Закона об оценочной деятельности, суд признает заключение эксперта надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость спорного земельного участка, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.

    Суд, проанализировав заключение эксперта от 25 апреля 2017 года № 422/4-4 в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает возможным установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 года составила 2 415 614 рублей.

    При таких обстоятельствах, с учетом уточнения административным истцом заявленных требований, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

    Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 25 Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», виду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

    Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

    Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (абзац 3 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

    Истец, являясь физическим лицом, в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с соответствующим заявлением не обращался, соответственно датой подачи заявления в данном случае является дата обращения в Иркутский областной суд с настоящим административным исковым заявлением – 22 февраля 2017 года.

    Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд

    Р Е Ш И Л:

    Административные исковые требования Костромина С.А. удовлетворить.

    Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 30 968 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства производственных зданий, равной его рыночной стоимости в размере 2 415 614 (два миллиона четыреста пятнадцать тысяч шестьсот четырнадцать) рублей по состоянию на 1 января 2012 года.

    Дата обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка в Иркутский областной суд – 22 февраля 2017 года.

    Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

    Председательствующий судья                                                Л.В. Гусарова

3а-104/2017 ~ М-70/2017

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Костромин Сергей Анатольевич
Ответчики
Правительство Иркутской области
Другие
Администрация Заларинского муниципального образования
ФГБУ «ФКП Росреестра»
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области
Управление Росреестра по Иркутской области
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Гусарова Лариса Викторовна
22.02.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
27.02.2017[Адм.] Передача материалов судье
01.03.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
01.03.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.03.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
12.05.2017[Адм.] Производство по делу возобновлено
12.05.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2017[Адм.] Судебное заседание
14.06.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2017[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее