№ 2а-846/2019
64RS0047-01-2019-000283-57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 февраля 2019 г. город Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Рыбакова Р.В.,
при секретаре Назаровой К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Ершовской транспортной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области о признании информации на интернет-сайтах запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
прокурор Ершовской транспортной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Октябрьский районный суд города Саратова с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области (далее – Управление Роскомнадзора по Саратовской области) о признании информации на интернет-сайтах запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Требования административного истца мотивированы тем, что Ершовской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности движения на водном транспорте. В процессе проверки установлено, что в свободном доступе в сети Интернет находятся сайт: <данные изъяты>, на которых размещена информация о дистанционной продаже водительских удостоверений на право управления водными маломерными судами, без прохождения обучения и аттестации. Размещенная в сети Интернет на данном сайте информация нарушает требования действующего законодательства. На основании изложенного, просит признать информацию, на сайте: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории РФ.
Представитель административного истца и представитель административного ответчика в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.
Суд с учетом положений ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителя административного истца и представителя административного ответчика.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».
Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I-III, VI-VII данного кодекса.
Судом установлено, что Ершовской транспортной прокуратурой проведен мониторинг по выявлению сайтов и объявлений в сети «Интернет», нарушающих требования законодательства о безопасности движения на водном транспорте (л.д. 9-12. 13).
В рамках проведенной проверки установлено, что в сети «Интернет» на странице Интернет-сайта: <данные изъяты>, содержатся объявления о продаже водительских удостоверений на право управления водными маломерными судами, без прохождения обучения и аттестации.
В п. 1.2 Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденными Приказом МЧС России от 27 мая 2014 г. № 262 установлено, что для управления маломерными судами следует пройти аттестацию на право управления маломерными судами, которая представляет собой систему мероприятий, направленных на определение способности безопасно управлять маломерными судами. По результатам такой аттестации лицу выдается документ, удостоверяющий право его владельца управлять в указанном районе плавания маломерным судном указанного типа, использующимся в некоммерческих целях (удостоверение на право управления маломерным судном) (п. 1.5).
Правилами аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, устанавливается, что аттестация проводится в наделенных соответствующими полномочиями отделах безопасности людей на водных объектах главных управлений Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам РФ и отделениях, участках, группах в составе центров, осуществляющих государственный надзор за маломерными судами (п. 1.3 Правил).
В соответствии с п. 12 Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставление государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Приказом МЧС России от 27 мая 2014 г. № 263, непосредственное предоставление государственной услуги по аттестации производится подразделениями ГИМС.
Таким образом, водительские удостоверения на право управления водными маломерными судами являются официальными документами подтверждающими прохождение государственной аттестации, проводимой органами ГИМС, без чего они являются подложными.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
В соответствии с. ч. 5 ст. 33 УК РФ пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.
Статьей 34 УК РФ установлено, что уголовная ответственность организатора, подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на ст. 33 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда они одновременно являлись соисполнителями преступления (ч. 3).
Статьей 324 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей.
Частью 1 статьи 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.
Частью 3 той де статьи уголовно-наказуемым является использование заведомо подложного документа.
Статьей 19.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт.
Таким образом, на странице сайта: <данные изъяты> содержаться объявления о дистанционной продаже поддельных водительских удостоверений на право управления водными маломерными судами, что нарушает установленный порядок их выдачи и свидетельствует об их подложности, что является уголовно-наказуемым деянием и административным правонарушением в сфере порядка управления.
Следовательно, такая информация содержит признаки уголовно и административно наказуемых деяний.
Распространение такой информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере безопасности движения водным транспортом, о противодействии коррупции, подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты прав граждан РФ.
Информация, размещенная на страницах указанных сайтов, адресована неограниченному кругу лиц, и склоняет к совершению преступных действий и правонарушений, что запрещено законом и данная информация подлежит признанию запрещенной к распространению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
решил:
административный иск прокурора Ершовской транспортной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области о признании информации на интернет-сайтах запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию о дистанционной продаже водительские удостоверения на право управления водными маломерными судами без прохождения аттестации, на страницах в информационно-телекомуникационной сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Направить копию решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателей страниц сайта: <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова.
Судья Р.В. Рыбаков
В окончательной форме решение изготовлено 22 февраля 2019 г.