Судья: Лозовых О.В. Дело № 33-21102/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Бакулина А.А.,
при секретаре Трушкине Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 сентября 2014 года апелляционную жалобу администрации г. Дубна Московской области на решение Дубненского городского суда Московской области от 05 августа 2014 года по делу по заявлению Бондаренко Елены Владимировны об оспаривании распоряжения заместителя главы администрации г. Дубна Московской области об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для обеспечения за счет средств федерального бюджета,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя администрации г. Дубна Московской области – Скреботун А.Л.,
установила:
Бондаренко Е.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании распоряжения заместителя главы администрации г. Дубна Московской области от 28.05.2014 № 306-1 об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для обеспечения за счет средств федерального бюджета жилым помещением как выехавшей добровольно из зоны отселения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Свои требования заявитель мотивировала тем, что она является добровольно выехавшей из населенного пункта - г. Новозыбков Брянской области, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе право на обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз, в случае признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
14.05.2014 Бондаренко Е.В. обратилась в администрацию г. Дубна Московской области с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для обеспечения за счет средств федерального бюджета как выехавшей добровольно из зоны отселения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Распоряжением заместителя главы администрации г. Дубна Московской области от 28.05.2014 № 306-1 в удовлетворении заявления Бондаренко Е.В. было отказано со ссылкой на непредставление всех документов, указанных в ст. 2 Закона Московской области «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», а именно решения о признании малоимущей, а также в связи с тем, что она проживает на территории Московской области менее 5 лет.
Данный отказ заявитель считает незаконным.
Заявитель Бондаренко Е.В., представитель Министерства строительного комплекса Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель Бондаренко Е.В. - Любезнов Д.В., поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации г. Дубна Московской области - Скреботун А.Л., с заявлением не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 15-16).
Решением Дубненского городского суда Московской области от 05 августа 2014 года заявление Бондаренко Е.В. удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, администрация г. Дубна Московской области подала апелляционную жалобу, в которой просит об отмене судебного постановления, как незаконного и необоснованного.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявительБондаренко Е.В., представитель Министерства строительного комплекса Московской области не явились. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Выслушав объяснения представителя администрации г. Дубна Московской области - Скреботун А.Л., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Бондаренко Е.В. является добровольно выехавшей из населенного пункта – г. Новозыбков Брянской области, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждается удостоверением серия АЖ № 018296 от 01.09.2011.
14.05.2014 Бондаренко Е.В. обратилась в администрацию г. Дубна Московской области с заявлением о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Российской Федерации, предоставляемых по договорам социального найма.
Распоряжением заместителя главы администрации г. Дубна Московской области от 28.05.2014 № 306-1 Бондаренко Е.В. было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для обеспечения за счет средств федерального бюджета как выехавшей добровольно из зоны отселения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 8).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей.
Порядок возмещения вреда и меры социальной поддержки таких граждан установлены ст. 17 Закона.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с абзацем 14 раздела II подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно пп. «е» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Исходя из смысла приведенных норм, Бондаренко Е.В. относится к категории граждан, которые в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (на основании заявлений данных граждан).
Частью 2 ст. 52 ЖК РФ установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, как верно указал суд, Жилищный кодекс РФ устанавливает различные требования для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма: жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, которые не только являются нуждающимися в жилых помещениях, но и признаны малоимущими; жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются нуждающимся гражданам, чье право на получение жилых помещений предусмотрено отдельным законом.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Материалами дела подтверждается наличие оснований для признания Бондаренко Е.В. нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, что заинтересованными лицами не оспаривалось.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Бондаренко Е.В. является нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеет право на улучшение жилищных условий за счет средств бюджета Российской Федерации., поскольку ее право на такое обеспечение предусмотрено Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Признавая незаконным и необоснованным отказ администрации г. Дубна Московской области в признании Бондаренко Е.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на соответствующий учет со ссылкой на ст. 2 Закона Московской области от 12.12.2005 № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Московской области от 12.12.2005 № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» право на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постоянно проживающие в Московской области не менее пяти лет.
Как следует из преамбулы Закона, настоящий Закон устанавливает порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области учета малоимущих граждан Российской Федерации, проживающих на территории Московской области, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Таким образом, Закон Московской области от 12.12.2005 № 260/2005-ОЗ регулирует порядок учета граждан, которые являются малоимущими и которым предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде.
Между тем, как следует из положений ст. 49 ЖК РФ, закон различает граждан, являющихся малоимущими и которым предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, и граждан, которым предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда. В последнем случае право гражданина на обеспечение жилым помещением должно быть предусмотрено федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из содержания заявления Бондаренко Е.В. от 14.05.2014 усматривается, что, она просила поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не как малоимущую и не за счет средств муниципального бюджета, а как имеющую право на обеспечение жилым помещением, которое установлено федеральным законом и за счет федерального бюджета (ч. 3. ст. 49 ЖК РФ). Право Бондаренко Е.В. на обеспечение жилым помещением государственного жилищного фонда установлено Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и подтверждается удостоверением серия АЖ № 018296 от 01.09.2011.
Статья 17 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает в качестве обязательного условия для возникновения права на обеспечение жилым помещением у гражданина, переселенного (выехавшего добровольно) из зоны отселения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, нуждаемость в улучшении жилищных условий, не устанавливая при этом требований к длительности проживания соответствующей категории граждан на территории того или иного субъекта Российской Федерации и признания их малоимущими.
Исходя из изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что распоряжение заместителя главы администрации г. Дубна Московской области от 28.05.2014. № 306-1 не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы Бондаренко Е.В., в связи с чем заявленные ею требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы Администрации г. Дубна Московской области не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дубненского городского суда Московской области от 05 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Дубна Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: