Дело № 2а-7135/2017
2а-7034/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 октября 2017 года
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Стех Н.Э.,
при секретаре Голдобиной С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Урбана С.В. к Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, Правительству Удмуртской Республики о признании незаконным решения об отказе в согласовании Урбану С.В. публичного мероприятия в форме митинга, Мерзляковой М.В. к Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, Правительству Удмуртской Республики о признании незаконным решения об отказе в согласовании Мерзляковой М.В. публичного мероприятия в форме митинга,
УСТАНОВИЛ:
Урбан С.В. обратился в суд с административным иском к Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики о признании незаконным решения об отказе в согласовании Урбану С.В. публичного мероприятия в форме митинга на Центральной площади, ограниченной фасадной частью кинотеатра «Россия», пешеходным мостом, фасадом ДК «Металлург» и лестничными маршами восточной части площади <дата> года с 12-00 часов до 15-00 часов с количеством участников 3001 человек.
Административные исковые требования мотивировал следующим.
Административным истцом <дата> года административному ответчику подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие в форме митинга на Центральной площади, ограниченной фасадной частью кинотеатра «Россия», пешеходным мостом, фасадом ДК «Металлург» и лестничными маршами восточной части площади <дата> года с 12-00 часов до 15-00 часов с количеством участников 3001 человек.
<дата> года административный ответчик подготовил письмо № <номер>, в котором фактически отказал в согласовании публичного мероприятия, не предложив альтернативных мест для его проведения. Административный ответчик указывает на то, что проводимые истцом публичные мероприятия приобретают направленность иного характера, программа перерастает в выкрикивание лозунгов, направленных на свержение действующей власти. Кроме того в ответе указано, что цели запланированного мероприятия и его форма не соответствуют положениям Конституции РФ и нарушают запреты, предусмотренные законодательством РФ. Организатору не предлагается выбрать иное место проведения публичного мероприятия. Нарушены права административного истца на проведение публичного мероприятия, установленные ст. 31 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Мерзлякова М.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики о признании незаконным решения об отказе в согласовании Мерзляковой М.В. публичного мероприятия в форме митинга на Центральной площади, ограниченной фасадной частью кинотеатра «Россия», пешеходным мостом, фасадом ДК «Металлург» и лестничными маршами восточной части площади <дата> года с 12-00 часов до 15-00 часов с количеством участников 3001 человек.
Административные исковые требования мотивировал следующим.
Административным истцом <дата> года административному ответчику подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие в форме митинга на Центральной площади, ограниченной фасадной частью кинотеатра «Россия», пешеходным мостом, фасадом ДК «Металлург» и лестничными маршами восточной части площади <дата> года с 12-00 часов до 15-00 часов с количеством участников 3001 человек.
<дата> года административный ответчик подготовил письмо № <номер>, в котором фактически отказал в согласовании публичного мероприятия, не предложив альтернативных мест для его проведения. Административный ответчик указывает на то, что проводимые истцом публичные мероприятия приобретают направленность иного характера, программа перерастает в выкрикивание лозунгов, направленных на свержение действующей власти. Кроме того в ответе указано, что цели запланированного мероприятия и его форма не соответствуют положениям Конституции РФ и нарушают запреты, предусмотренные законодательством РФ. Организатору не предлагается выбрать иное место проведения публичного мероприятия. Нарушены права административного истца на проведение публичного мероприятия, установленные ст. 31 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Указанные административные иски объединены в одно производство отдельным определением суда.
На основании ст. 41 КАС к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Удмуртской Республики.
В судебное заседание административные истцы Урбан С.В., Мерзлякова М.В., будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте проведения судебного заседания, не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие административных истцов в порядке ст. 150 КАС РФ.
В судебном заседании представитель административных истцов Закиров И.Ш. административные исковые заявления поддержал, просил их удовлетворить. При этом пояснил, что оспариваемые ответы – это фактически отказ истцам в проведении публичных мероприятий, поскольку отсутствует уполномоченное лицо, которое будет с истцами взаимодействовать. Административный ответчик не предложил иное место для проведения публичного мероприятия. Административный ответчик ссылается на несоответствие целей. Однако Федеральный закон № 54-ФЗ не содержит такой ссылки. Представленная информация о рассмотрении других административных исков не относится к делу. Взгляды административных истцов могли поменяться, и предшествующие события не могут служить основанием для отказа им в проведении публичных мероприятий в дальнейшем.
В судебном заседании представитель административных ответчиков Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики Главатских Р.В. с административными исковыми заявлениями не согласился, просил в их удовлетворении отказать. При этом в устных и письменных пояснениях указал следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 5, частями 1 и 2 статьи 7, статьей 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) и подпунктом «а» пункта 4 части 1 статьи 3 Закона Удмуртской Республики от 20 декабря 2012 года № 71-РЗ «О регулировании отношений в сфере проведения публичных мероприятий на территории Удмуртской Республики» (далее - Закон Удмуртской Республики № 71-РЗ) компетенцией по рассмотрению уведомлений и согласованию проведения публичных мероприятий с заявленным организатором публичного мероприятия количеством участников свыше 3 000 человек обладает исключительно Правительство Удмуртской Республики.
В соответствии со статьей 1 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики», Правительство Удмуртской Республики осуществляет исполнительную власть Удмуртской Республики и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики. Правительство Удмуртской Республики является коллегиальным органом, возглавляющим систему исполнительной власти в Удмуртской Республике.
В соответствии со статьей 33 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики» и Указом Главы Удмуртской Республики от 21 февраля 2014 года № 2 «Об утверждении Положения об Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики» Администрация Главы и Правительства Удмуртской Республики (далее - Администрация Главы Удмуртской Республики) является государственным органом, обеспечивающим деятельность, в частности, Правительства Удмуртской Республики.
Администрация Главы Удмуртской Республики обладает правами юридического лица и выступает в гражданском обороте от своего имени, а также от имени Правительства Удмуртской Республики.
В соответствии с пунктом 5 указанного Положения об Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики одной из основных задач Администрации Главы Удмуртской Республики является реализация полномочий Правительства Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Удмуртской Республики и законами Удмуртской Республики.
Тем самым, Администрация Главы Удмуртской Республики не является уполномоченным органом исполнительной власти по смыслу Федерального закона № 54-ФЗ, является самостоятельным государственным органом, со своей установленной законодательством компетенцией, который не вправе подменять собой либо осуществлять установленные законодательством функции Правительства Удмуртской Республики без специального полномочия.
Соответственно, на Администрацию Главы Удмуртской Республики не может быть возложена обязанность согласовать проведение заявленного административным истцом публичного мероприятия, поскольку данный вопрос находится в исключительном ведении Правительства Удмуртской Республики.
Администрация Главы Удмуртской Республики (руководитель Администрации Главы Удмуртской Республики) осуществляет рассмотрение уведомлений и направление ответов о согласовании (не согласовании) проведения публичных мероприятий исключительно на основании поручения Правительства Удмуртской Республики (Председателя Правительства Удмуртской Республики) и от имени Правительства Удмуртской Республики.
Таким образом, надлежащим административным ответчиком по делу является Правительство Удмуртской Республики.
2. Оспариваемые письма Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики не нарушают права, свободы и законные интересы административных истцов, поскольку соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действия (бездействия) органа государственной власти незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) органа государственной власти не могут быть признаны незаконными.
В данном случае оба указанных условия отсутствуют в силу следующего.
Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом № 54-ФЗ.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона № 54-ФЗ проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Статья 4 указанного закона в рамках организации публичного мероприятия определяет ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Одной из процедур, согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ, является уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного, самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 484-О-П от 02.04.2009 указано, что гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Данные конституционные требования, как и требование о том, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3), по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями статьи 18 Конституции Российской Федерации обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям, в том числе судам.
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Во исполнение указанных положений Федерального закона № 54-ФЗ в адрес истцов были направлены оспариваемые письма.
Административными истцами в уведомлениях о проведении публичных мероприятий заявлена цель «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона».
Однако прилагаемое письмо Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике от <дата> № <номер> свидетельствует, что действительная цель проведения запланированного мероприятия направлена на нарушение запретов предусмотренных уголовным законодательством Российской Федерации, а именно на совершение массовых беспорядков, ответственность за совершение которых предусмотрена статьями 212, 214 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Данное обстоятельство подтверждается также видеозаписями выступлений Навального А.А., сотрудниками регионального отделения штаба которого являются административные истцы, где он призывает, когда наступит время, и он позовёт участвовать в акциях, переворачивать машины, поджигать файеры, не соблюдать закон в части согласования места проведения мероприятий, забрать власть, не зависимо ни от чего выходить и участвовать в акциях.
Согласно сведениям Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике административные истцы являются участниками регионального отделения «Штаба Навального А.А.», действующего на территории Удмуртской Республики с <дата> года, и участники данной организации систематически устраивают публичные массовые мероприятия протестного характера в форме митингов, шествий и пикетирований.
Кроме того, Министерством внутренних дел по Удмуртской Республике указано, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Навальный А.А. распространяет видеообращения, содержащие призывы к массовому нарушению действующего законодательства, а именно призывы нарушать запреты, установленные нормами Уголовного кодекса Российской Федерации (статья 212 «Массовые беспорядки», статья 214 «Вандализм»), а также нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 20.2.2 «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка»).
Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике сообщило, что участники регионального отделения «Штаба Навального А.А.» в течение 2017 года были привлечены к административной ответственности за нарушения, связанные с проведением массовых мероприятий.
Участникам регионального отделения «Штаба Навального А.А.», в том числе Мерзляковой М.В., в 2017 году исполняющим обязанности прокурора Октябрьского района г. Ижевска объявлены предостережения о недопустимости нарушения законодательства о публичных мероприятиях и противодействия экстремистской деятельности.
Таким образом, доводы административных истцов о незаконности оспариваемых писем Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики не находят подтверждения.
При установлении обстоятельств, указанных в части 2 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ, у административного ответчика отсутствовала необходимость предлагать изменить место и время проведения запланированного мероприятия.
3. При направлении в адрес административных истцов Администрацией Главы Удмуртской Республики оспариваемых писем:
1) были соблюдены требования нормативных правовых актов, в частности Федерального закона № 54-ФЗ, Закона Удмуртской Республики № 71-РЗ, Указа Главы Удмуртской Республики от 21.02.2014 года № 2 «Об утверждении Положения об Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики», устанавливающих:
а) полномочия Администрации Главы и Правительства Удмуртской
Республики на совершение рассматриваемых действий;
б) порядок совершения рассматриваемых действий;
в) основания совершения рассматриваемых действий;
2) была учтена правовая позиция Конституционного суда Российской
Федерации по рассматриваемому вопросу;
3) содержание оспариваемых писем соответствует нормативным
правовым актам, регулирующим спорные отношения (Федеральный закон
№ 54-ФЗ, Закон Удмуртской Республики № 71-РЗ);
4) Административным ответчиком не было допущено нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов – организаторов соответствующих публичных мероприятий.
Выслушав объяснения явившегося представителя административных истцов Закирова И.Ш., представителя административных ответчиков, проверив полномочия представителей сторон, исследовав и проанализировав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 19 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В силу ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
11. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч.ч. 1, 5 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Ч. 4 ст. 219 КАС РФ установлены иные сроки: административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемые ответы подписаны должностным лицом, уполномоченным Правительством Удмуртской Республики, <дата> года.
Административные истцы предъявили административные иски <дата> года, то есть в установленный законом срок.
Рассматривая административные исковые заявления по существу, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 27 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что <дата> года в Администрацию Главы и Правительства Удмуртской Республики поступило уведомление Урбана Сергея Владимировича в адрес Правительства Удмуртской Республики о проведении публичного мероприятия в форме митинга по адресу: <адрес>, ограниченной фасадной частью кинотеатра «Россия», пешеходным мостом, фасадом ДК «Металлург» и лестничным маршем восточной части площади <дата> года с 12-00 часов до 15-00 часов с предполагаемым количеством участников 3 001 человек. Цель публичного мероприятия – «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона».
<дата> года Руководитель Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики подготовил письмо № <номер>, в котором указал следующее.
В уведомлении Вами указана цель проведения публичного мероприятия - «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона». Однако, проводимые Вами публичные мероприятия приобретают направленность иного характера, их программа перерастает в выкрикивание лозунгов, направленных на свержение действующей власти, оскорбление высших должностных лиц. На основании информации МВД по Удмуртской Республике и иных сведений имеются основания предполагать, что цели запланированного Вами публичного мероприятия не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и нарушают запреты, предусмотренные уголовным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
По информации, представленной МВД по Удмуртской Республике, а также имеющейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Вы входите в состав команды/штаба Навального А.А., создателя и учредителя Фонда борьбы с коррупцией, который в сети «Интернет» распространяет видеообращения, содержащие призывы к массовому нарушению действующего в Российской Федерации законодательства, а именно призывы, запрещенные нормами Уголовного кодекса Российской Федерации (статья 212 УК РФ «Массовые беспорядки», статья 214 УК РФ «Вандализм»), а также нормами Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (статья 20.2.2 КоАП РФ «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка»).
Данная информация подтверждается также обстоятельствами, установленными решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от <дата> года по делу № <номер>, <номер>; решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от <дата> года по делу № <номер>, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Удмуртской Республики от <дата> по делу № <номер>, от <дата> по делу <номер>.
Указанная информация дает Правительству Удмуртской Республики основания полагать, что при проведении Вами массовых публичных мероприятий имеется вероятность совершения нарушений общественного порядка, что ставит под угрозу общественную безопасность, безопасность лиц, не являющихся участниками публичного мероприятия, сохранность имущества третьих лиц при проведении публичного мероприятия в указанные в уведомлении месте и время.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон) предупреждаю Вас о том, что в случае проведения такого публичного мероприятия организатор, а также иные участники публичного мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном законом порядке.
<дата> года в Администрацию Главы и Правительства Удмуртской Республики поступило уведомление Мерзляковой М.В. в адрес Правительства Удмуртской Республики о проведении публичного мероприятия в форме митинга по адресу: г. Ижевск, на Центральной площади, ограниченной фасадной частью кинотеатра «Россия», пешеходным мостом, фасадом ДК «Металлург» и лестничным маршем восточной части площади <дата> года с 12-00 часов до 15-00 часов с предполагаемым количеством участников 3 001 человек. Цель публичного мероприятия – «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона».
<дата> года Руководитель Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики подготовил письмо № <номер>, в котором указал следующее.
В уведомлении Вами указана цель проведения публичного мероприятия - «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона». Однако, проводимые Вами публичные мероприятия приобретают направленность иного характера, их программа перерастает в выкрикивание лозунгов, направленных на свержение действующей власти, оскорбление высших должностных лиц. На основании информации МВД по Удмуртской Республике и иных сведений имеются основания предполагать, что цели запланированного Вами публичного мероприятия не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и нарушают запреты, предусмотренные уголовным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
По информации, представленной МВД по Удмуртской Республике, а также имеющейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Вы входите в состав команды/штаба Навального А.А., создателя и учредителя Фонда борьбы с коррупцией, который в сети «Интернет» распространяет видеообращения, содержащие призывы к массовому нарушению действующего в Российской Федерации законодательства, а именно призывы, запрещенные нормами Уголовного кодекса Российской Федерации (статья 212 УК РФ «Массовые беспорядки», статья 214 УК РФ «Вандализм»), а также нормами Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (статья 20.2.2 КоАП РФ «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка»).
Данная информация подтверждается также обстоятельствами, установленными решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от <дата> года по делу № <номер>, <номер>; решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от <номер> года по делу № <номер>, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Удмуртской Республики от <дата> по делу № <номер>, от <дата> по делу № <номер>.
Указанная информация дает Правительству Удмуртской Республики основания полагать, что при проведении Вами массовых публичных мероприятий имеется вероятность совершения нарушений общественного порядка, что ставит под угрозу общественную безопасность, безопасность лиц, не являющихся участниками публичного мероприятия, сохранность имущества третьих лиц при проведении публичного мероприятия в указанные в уведомлении месте и время.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон) предупреждаю Вас о том, что в случае проведения такого публичного мероприятия организатор, а также иные участники публичного мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном законом порядке.
Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
В силу п.п. «а» п. 4 ч. 1 Закона УР от 20.12.2012 N 71-РЗ (ред. от 04.07.2016) "О регулировании отношений в сфере проведения публичных мероприятий на территории Удмуртской Республики", уведомление о проведении публичного мероприятия на территории Удмуртской Республики (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается организатором публичного мероприятия:
4) в Правительство Удмуртской Республики - в случаях:
а) проведения публичного мероприятия с количеством участников свыше трех тысяч человек.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона УР от 13.12.2016 N 84-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики", Правительство Удмуртской Республики осуществляет исполнительную власть Удмуртской Республики и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики.
В силу п. 1 Положения об Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, утвержденного Указом Главы УР от 21.02.2014 N 2, Администрация Главы и Правительства Удмуртской Республики (далее - Администрация) образуется в соответствии с Конституцией Удмуртской Республики и является государственным органом, обеспечивающим деятельность Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики.
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является Правительство Удмуртской Республики.
Указом Главы Удмуртской Республики А.В. Бречалова от <дата> года № <номер> Председателем Правительства Удмуртской Республики с <дата> года назначен Семенов Я.В.
В силу абз. 2 п. 64 Регламента Правительства Удмуртской Республики, утвержденного Постановлением Правительства УР от <дата> N <номер>, по поручению Председателя Правительства или лица, исполняющего обязанности Председателя Правительства, Руководитель Администрации, заместители Председателя Правительства, иные члены Президиума Правительства, курирующие в соответствии с распределением обязанностей соответствующую сферу деятельности, вправе подписывать от имени Правительства служебные документы (кроме служебных документов, указанных в абзаце 1 настоящего пункта).
Указом Главы Удмуртской Республики от <дата> года № <номер> на должность Руководителя Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики с 19 сентября 2017 года назначен Смирнов С.В.
По поручению Председателя Правительства Удмуртской Республики Семенова Я.В. уведомления административных истцов рассмотрены С.В. Смирновым, и им подписаны ответы на имя административных истцов.
Рассматривая требования Урбана С.В., Мерзляковой М.В. по существу, суд отмечает следующее.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ от 02.04.2009 N 484-О-П "По жалобе граждан Лашманкина Александра Владимировича, Шадрина Дениса Петровича и Шимоволоса Сергея Михайловича на нарушение их конституционных прав положением части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Данные конституционные требования, как и требование о том, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3), по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями статьи 18 Конституции Российской Федерации обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям, в том числе судам.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов, включая Всеобщую декларацию прав человека (пункт 1 статьи 20), а также Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 21 которого допускает введение тех обоснованных ограничений права на мирные собрания, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Право на свободу собраний закреплено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от <дата> года по делу "Махмудов против Российской Федерации", от 14 февраля 2006 года по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от <дата> года по делу "Джавит Ан (Djavit An) против Турции"). При этом государства должны воздерживаться от применения необоснованных косвенных ограничений этого права; должны иметься убедительные и неопровержимые доводы, оправдывающие вмешательство в это право (Постановления от 20 октября 2005 года по делу "Уранио Токсо (Ouranio Toxo) и другие против Греции" и от 31 марта 2005 года по делу "Адалы (Adaly) против Турции").
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Административными истцами заявлена цель запланированных мероприятий: «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона».
Однако представленные административным ответчиком доказательства дают достаточные основания полагать, что действительная цель проведения запланированных мероприятий направлена на нарушение запретов, предусмотренных уголовным законодательством Российской Федерации, а именно на совершение массовых беспорядков, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 212 УК РФ.
Данное обстоятельство подтверждается тем, что Урбан С.В. <дата> года рождения, зарегистрированный по адресу: г<адрес> и Мерзлякова М.В. <дата> года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес>, являются участниками регионального отделения «Штаба Навального А.А.», действующего на территории Удмуртской Республики с <дата> года (сообщение МВД по УР № <номер> от <дата> года). В этом же сообщении МВД по УР имеется информация о том, что участники регионального отделения «Штаба Навального А.А.» Васильев О.В., Панов А.В., Клабуков Т.Н. в течение 2017 года привлечены к административной ответственности за нарушения, связанные с проведением массовых мероприятий.
Суду представлены видеозаписи выступлений А. Навального, просмотренными в судебном заседании, в которых он призывает, когда наступит время и он позовёт участвовать в акциях, переворачивать машины, поджигать файеры, не соблюдать закон в части согласования места проведения мероприятий, забирать власть, независимо ни от чего выходить и участвовать в акциях.
<дата> года и.о. прокурора Октябрьского района г. Ижевска Мерзляковой М.В. объявлено предостережение о недопустимости нарушения законодательства о публичных мероприятиях и противодействия экстремистской деятельности. Представлены также аналогичные предостережения в адрес других участников регионального отделения «Штаба Навального А.А.».
Учитывая изложенное, имеется вероятность совершения нарушений общественного порядка при проведении указанными лицами и представителями «Штаба Навального А.А.» массовых публичных мероприятий.
Таким образом, основания вынесения оспариваемых решений вопреки доводам административных исков нашли свое подтверждение.
Решения, принятые Руководителем Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики от <дата> года № <номер> и №<номер> о предупреждении Урбана С.В. и Мерзляковой М.В. о том, что в случае проведения планируемого ими мероприятия с иной целью и в иных формах, чем заявлены, а именно с целями не соответствующими положениям Конституции Российской Федерации и нарушающими запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовным законодательством Российской Федерации, они, как организаторы мероприятия и иные участники мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном законом порядке, приняты полномочным органом в соответствии с частью 2 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Кроме того, данная норма материального права в совокупности с требованиями пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона) обязывают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления в пределах их компетенции не согласовывать проведение публичного мероприятия до устранения организатором несоответствия выявленных в уведомлении противоправных целей публичного мероприятия действующим законодательным предписаниям.
Давая оценку доводам административных исков о незаконности того, что административным ответчиком не предложено иное место проведения массового мероприятия (площадка), суд отмечает следующее.
В соответствии с положениями подпункта 2 части 1 Федерального закона № 54-ФЗ - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Однако в оспариваемых ответах руководителя Администрации главы и Правительства Удмуртской Республики не содержится доводов о том, что проведение указанных в уведомлениях публичных мероприятий не возможно в выбранном организаторами публичного мероприятия месте его проведения.
Руководителем Администрации главы и Правительства Удмуртской Республики названные ранее уведомления рассмотрены и решения приняты в установленные сроки, решения являются мотивированными, что полностью соответствует требованиям части 2 статьи 12 Федерального закона.
Административные иски удовлетворению не подлежат.
руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые заявления Урбана С.В. к Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, Правительству Удмуртской Республики о признании незаконным решения об отказе в согласовании Урбану С.В. публичного мероприятия в форме митинга, Мерзляковой М.В. к Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, Правительству Удмуртской Республики о признании незаконным решения об отказе в согласовании Мерзляковой М.В. публичного мероприятия в форме митинга оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный суд Удмуртской Республики через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьёй на компьютере 24.10.2017 года.
Председательствующий судья Стех Н.Э.