Решение по делу № 3а-701/2015 от 13.11.2015

Дело № <...>а-701/2015

В. ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Волгоградский областной суд

в составе председательствующего судьи Гайдарова М.Б.,

при секретаре Козловой И.В.,

с участием представителя Губернатора

Волгоградской области Софронова А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 15 декабря 2015 года административное дело по административному исковому заявлению ООО «СВ-Доннефтепродукт» к Губернатору Волгоградской области, ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,

установил:

ООО «СВ-Доннефтепродукт» 13 ноября 2015 года обратилось в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением к Губернатору Волгоградской области, ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:09:021028:9, площадью 1 600 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 872 000 руб., указав в обоснование, что при расчёте земельного налога, существенное значение имеет кадастровая стоимость земельного участка. При этом кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 6878016 руб., по мнению административного истца, не соответствует его рыночной стоимости, что приводит к нарушению его права, как собственника и плательщика земельного налога в виде необоснованного увеличения платы за землю.

В связи с тем, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную, административный истец полагает, что в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, она должна быть установлена равной рыночной стоимости.

В судебное заседании представитель административного истца не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель Губернатора Волгоградской области по существу заявленных требований не возражал, полагаясь на усмотрение суда.

Административный ответчик филиал ФГБУ «ФКП«Росреестра» по Волгоградской области представили ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя. Против удовлетворения требований не возражали, указав, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:09:021028:9, определена по состоянию на 01.01.2010 г.

От административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области поступили объяснения, в которых содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Управления. При разрешении иска полагаются на усмотрение суда.

Другие лица надлежащим образом извещены, о причинах неявки суд не уведомили, возражения по заявленным требованиям не представили.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ООО «СВ-Доннефтепродукт» является собственником земельного участка с кадастровым номером 34:09:021028:9, площадью 1 600 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права 34 АБ № <...> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

В соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 года N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области по состоянию на 01.01.2010 года.

С учетом указанного правового акта, по данным государственного кадастра недвижимости (кадастровая справка от 18.03.2015 г. л.д. 14), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:09:021028:9 определена в размере 6878 016 руб.

В соответствии с ответом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области на запрос суда, в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером 34:09:021028:9, с категорией земель – Земли населённых пунктов, с разрешённым использованием – «под строительство автозаправочной станции», площадью 1 600,60 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> Данный земельный участок внесён в государственный кадастр недвижимости 28.11.2002 г. Количественные и качественные характеристики, влияющие на изменение кадастровой стоимости земельного участка после 01.01.2010 г. не изменялись. Дата определения кадастровой стоимости земельного участка – 01.01.2010 г. (л.д.95).

Уведомлением Комиссии по рассмотрению споров при Управлении Росреестра по Волгоградской области заявление от 19.10.2015 г. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка возвращено (л.д. 25-26).

Полагая, что установленная государственной кадастровой оценкой кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает рыночную стоимость и увеличивает размер земельного налога, и считая в связи с этим, что кадастровая стоимость должна быть определена, как равная рыночной, административный истец обратился в суд с настоящим иском.

Согласно ч.1,3,5 ст. 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

В соответствии с ч.1 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания их рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации": результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО№4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010г. №508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.

В целях установления рыночной стоимости земельного участка по заказу административного истца <.......> составлен Отчет № <...> которым определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:09:021028:9 в размере 872 000 руб. (л.д. 39-70) по состоянию на 01.01.2010 г. Рыночная стоимость земельного участка устанавливалась на 1 января 2010г., то есть на дату формирования перечня земельных участков Волгоградской области, в отношении которых постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 года N 1130 утверждены результаты кадастровой стоимости, поскольку сведения о нём, были внесены в государственный кадастр недвижимости ранее даты формирования перечня недвижимости, подлежащей государственной кадастровой оценке.

Отчет об определении рыночной стоимости земельного участка выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами.

Из отчета следует, что оценщик исследовал социально-экономическую ситуацию Волгоградской области, составил обзор рынка земли, изучил мониторинг предложения земельных участков.

После проведенного анализа спроса и предложения на земельные участки в местах расположения объекта оценки, согласно п.20 ФСО 7 в качестве наиболее эффективного использования объекта как земельного участка принято текущее использование.

При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик использовал сравнительный подход как наиболее обеспеченный исходной информацией. В ходе анализа состояния рынка изучена информация специализированных печатных и электронных изданий.

Для сравнения выбраны объекты-аналоги, рассматривались сопоставимые объекты схожие по площади, местоположению, наличию инженерных систем, коммуникаций.

Оценщиком составлена таблица корректировок по сравнимым продажам.

Отчет № <...> об оценке рыночной стоимости земельного участка проверен экспертом в том числе на соответствие требованиям ст.11 и ст.12 Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.

Положительным Экспертным заключением № <...> от 08.10.2015г., составленным экспертом и утверждённым Экспертным советом СРО <.......>, установлено, что Отчёт соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, а рыночная стоимость объекта оценки, определённая оценщиком в отчёте, подтверждается экспертизой отчёта об оценке. (л.д. 71-81).

Положительное экспертное заключение соответствует требованиям ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности.

Суд, оценивая представленные доказательства, отмечает соблюдение при оценке принципов обоснованности и однозначности, соответствие отчета требованиям закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам, обоснованность выбора метода оценки, учет уникальных характеристик объекта оценки и других требований законодательства.

Оснований для выводов о недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельного участка у суда не имеется.

Суд также учитывает, что представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не оспаривали Отчет и Экспертное заключение, представленные административным истцом.

Оценив представленные в дело доказательства, приняв во внимание установленную рыночную стоимость земельного участка, суд находит требование подлежащим удовлетворению.

Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определённой судом кадастровой стоимости.

Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 г. № 46-н утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области, в соответствии с которыми определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:09:021028:9 по состоянию на 01 января 2015 г. Таким образом, период действия кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:09:021028:9, установленной в судебном порядке в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2010 г., ограничен датой внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости названного объекта недвижимого имущества, утверждённой приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 г. № 46-н.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату. Включение любых сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.

В связи с чем, суд считает, что новая кадастровая стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление от 13 ноября 2015 г. ООО «СВ-Доннефтепродукт» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:09:021028:9, площадью 1 600 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 872 000 руб., по состоянию на 01 января 2010 г., на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:09:021028:9, определённой в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Датой подачи заявления считать 19 октября 2015 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда в течение месяца со дня принятия решения путем подачи жалобы через суд, принявший решение.

Судья М.Б. Гайдаров

Мотивированное решение составлено 15 декабря 2015г.

Судья М.Б. Гайдаров

3а-701/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "СВ-Доннефтепродукт"
Ответчики
УФРС по Волгоградской области
Губернатор Волгоградской области
ФГБУ ФКП Росреестра
Другие
Администрация Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области
Суд
Волгоградский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
13.11.2015[Адм.] Регистрация административного искового заявления
16.11.2015[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
16.11.2015[Адм.] Передача материалов судье
16.11.2015[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2015[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2015[Адм.] Судебное заседание
15.12.2015[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2015[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее