№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 сентября 2019 года <адрес> УР
Якшур-Бодьинский районный суд УР в составе:
судьи Трудолюбовой Е.И. единолично, при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Администрации муниципального образования <данные изъяты>» о признании незаконным отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась с административным иском к Администрации МО <данные изъяты>» о признании незаконным отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Исковое заявление мотивировано тем, что истец является собственником земельного участка, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома, общая площадь 1161 кв.м., расположенного по адресу: УР, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> ей было выдано разрешение на строительство жилого дома. Срок действия данного разрешения до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно схеме планировочной организации земельного участка место допустимого размещения зданий, строений, сооружений не должно составлять менее 3 м от границы земельного участка.
В соответствии с заключением по результатам публичных слушаний № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 высказался за отказ в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства согласно Правилам землепользования и застройки на территории МО <данные изъяты>». Было принято решение отказать ФИО1 в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1161 кв.м., расположенного по адресу: УР, <адрес> (составляет менее 3 метров со стороны земельного участка, расположенного по адресу: УР, <адрес>), за пределами которого запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
ДД.ММ.ГГГГ главой МО <данные изъяты>» было вынесено постановление №А об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. С указанным решением она не согласна, считает его необоснованным и незаконным. Принятый ответчиком обжалуемый ненормативный правовой акт вопреки требованиям ч. 6 ст. 40 ГрК РФ не содержит мотивированных причин, по которым заявителю отказано в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Указанный немотивированный отказ не позволяет заявителю определить конкретные нарушения, препятствующие получению разрешения, а также в целях их устранения представить в полном объеме весь необходимый пакет документов для получения положительного решения. Согласно тексту решения единственным основанием к отказу послужило мнение смежного землепользователя. При этом указанное мнение объективными доказательствами, свидетельствующими о нарушениях прав, в случае строительства с отклонением от параметров строительства, не подтверждены, т.е. решение вынесено при отсутствии доказательств, позволяющих бесспорно установить, что объект капитального строительства на земельном участке по <адрес> расположен от границы с земельным участком по <адрес> на расстоянии ближе, чем 3 метра. Кроме того, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> не имеется каких-либо строений, сооружений, права собственника земельного участка никоим образом не нарушаются. Отказ ответчика не основан на действующем законодательстве и ФИО1 вправе улучшить свои жилищные условия за счет строительства жилого дома на принадлежащем ей земельном участке с отклонением от предельных параметров разрешенного строительства.
На основании изложенного административный истец просит признать незаконным постановление Администрации МО <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №А об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства ФИО1 в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1161 кв.м., расположенного по адресу: УР, <адрес>, за пределами которого запрещено строительство зданий, строений и сооружений; обязать Администрацию МО <данные изъяты>» предоставить ФИО1 разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части уменьшения минимального отступа от границ указанного выше земельного участка.
Административный истец - ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в суд направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием ее представителя по доверенности – ФИО4
Представитель административного истца по доверенности – ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Администрации МО <данные изъяты>» - ФИО5, действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала. Показала, что не представлено доказательств того, в нарушение чего принят акт, что именно нарушено Администрацией МО <данные изъяты>». Истцом не оспаривается нормативно-правовой акт в виде решения Совета депутатов МО <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утверждено Положение о проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности МО <данные изъяты>». Истцом было получено разрешение на строительство, которое было выдано в соответствии с существующими правилами землепользования и застройки МО «<данные изъяты>», где был предусмотрен обязательный отступ от межевых границ земельного участка не менее трех метров. К разрешению приложен градостроительный план, схема размещения жилого дома, где также указано местоположение жилого дома. Однако, в нарушении выданного разрешения на строительство, которое было получено в 2015 году, административным истцом дом был возведен ближе к меже в два раза. Минимальный отступ должен составлять три метра, в данном же случае полтора метра. Земельный кодекс, градостроительный кодекс предусматривают право граждан обратиться в муниципальный орган за получением разрешения отклонения от предельных параметров, что и было сделано административным истцом. Административным истцом не оспаривается проведение публичных слушаний. Было вынесено постановление, в котором было указано в отношении чего будут проводиться публичные слушания, установлены сроки проведения публичных слушаний и где будут размещены информационные материалы. Чтобы соблюсти всю процедуру и требования, предъявляемые к публичным слушаниям, информация о проведении публичных слушаний была размещена на официально сайте МО <данные изъяты>». По сведениям, содержащимся в Росреестре, было известно о собственниках земельных участков, граничащих с земельным участком административного истца. Соответствующими письмами были уведомлены три смежных землепользователя: ФИО8, ФИО9 и ООО <данные изъяты> Собственники ФИО10 и ФИО11 отсутствовали, присутствовал собственник в виде юридического лица, который выразил своё несогласие с изменением разрешенных параметров, что было отражено в заключении № по результатам публичных слушаний. Соответственно на основании данного заключения было принято постановление об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Вся процедура проведения публичных слушаний была проведена в установленном Положением порядке.
Заинтересованное лицо – Администрация МО «<адрес>», привлеченная к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила.
Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 1 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение таковыми законных прав и интересов гражданина (организации, юридического лица).
Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка общей площадью 1161 кв.м., расположенного по адресу: УР, <адрес>. Разрешенное использование земельного участка: для строительства индивидуального жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 заместителем главы Администрации МО «<адрес>» выдано разрешение на строительство жилого дома по вышеуказанному адресу сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ Согласно схеме планировочной организации земельного участка размещение зданий, строений и сооружений в границах земельного участка не должно составлять менее 3 м.
В соответствии со ст. 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения. Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения. На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации. Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Установлено, что ФИО1 обратилась в Администрацию МО <данные изъяты>» с заявлением предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с кадастровым № расположенного по адресу: УР, <адрес>, за пределами которого запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
Решение о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства указанного земельного участка принято Постановлением Администрации МО <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании заключение о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ приняла Постановление №А об отказе в предоставлении указанного разрешения.
В соответствии с упомянутым заключением по результатам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ в публичных слушаниях по проекту предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, расположенного по адресу: УР, <адрес>, приняло участие 5 человек. Один из участников – ФИО3 со ссылкой на Правила землепользования и застройки на территории МО «<данные изъяты>» высказался за отказ в его предоставлении.
Решением Совета депутатов МО <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об организации и проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в МО <данные изъяты>» (далее – Положение).
Решение о проведении публичных слушаний по указанному вопросу принимается в форме постановления Главы МО <данные изъяты>» (п.10). В соответствии с подп. 5 п. 4 Положения проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является предметом публичных слушаний. По итогам проведения собрания зарегистрировавшимися в соответствии с пунктами 16 и 17 Положения участниками собрания принимается решение, содержащее рекомендации главе МО <данные изъяты>», принять либо отклонить проект, по которому проводятся публичные слушания (п.26). Согласно п.п. 5 и 28 Положения организатор публичных слушаний – Администрация МО «<данные изъяты>» подготавливает и оформляет протокол публичных слушаний, осуществляет на основании указанного протокола подготовку заключения о результатах публичных слушаний. Глава муниципального образования на основании заключения о результатах публичных слушаний принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Согласно ст. 23 Устава МО <данные изъяты>» глава муниципального образования входит в структуру органов муниципального образования. Помимо главы в указанную структуру входит также Совет депутатов муниципального образования (представительный орган) и местная администрация (исполнительно-распорядительный орган). Глава муниципального образования возглавляет Администрацию и исполняет полномочия главы Администрации (ст. 31). Глава муниципального образования как высшее должностное лицо обеспечивает осуществление органами местного самоуправления муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики (п. 5 ст. 32). Право издавать распоряжения и постановления также закреплено за главой муниципального образования (п. 6 ст. 32).
Между тем, как указано выше, обжалуемое постановление об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ №А принято Администрацией МО <данные изъяты>», а не Главой муниципального образования, что свидетельствует о нарушении приведенных выше требований о порядке проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности и оформления их результатов.
Кроме того в нарушении п.10 указанного Положения Постановление о проведении публичных слушаний также принято Администрацией МО <данные изъяты>», а не Главой муниципального образования.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение не соответствует закону, поскольку административный ответчик действовал за пределами предоставленных полномочий, и как следствие, нарушен как порядок вынесения оспариваемого решения, так и иные процедурные нарушения при его принятии.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований ФИО1 в части признания незаконным постановления Администрации МО <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ и необходимости рассмотреть повторно в установленные сроки заявление ФИО1
Правовых оснований для обязания Администрации МО <данные изъяты>» предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства суд не находит. Правом самостоятельного рассмотрения вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения, в силу конституционного принципа разделения властей суд не наделен.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации муниципального образования <данные изъяты>» о признании незаконным отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление Администрации МО <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № А об отказе ФИО1 в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Обязать Администрацию муниципального образования <данные изъяты> повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о возложении обязанности на Администрацию МО <данные изъяты> предоставить ФИО1 разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1161 кв.м., расположенного по адресу: УР, <адрес>, за пределами которого запрещено строительство зданий, строений, сооружений, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.И. Трудолюбова