Решение по делу № АПЛ-775/2013 от 08.11.2013

Судья Туаршев А.Р.                             Дело № 33-775/13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Черкесск     27 ноября 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего Дзыба З.И.,

судей Сыч О.А., Гречкина О.А.,

при секретаре Урусове Р.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах Койчевой А.Ф. к администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, Правительству Карачаево-Черкесской Республики и Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным бездействия и взыскании с администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате отопления жилого помещения как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, за отопительный период 2011 года, за счет средств казны Карачаево-Черкесской Республики

по апелляционным жалобам Правительства Карачаево-Черкесской Республики и Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики на решение Хабезского районного суда КЧР от 27 сентября 2013 года.

Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Дзыба З.И., объяснения представителя Правительства Карачаево-Черкесской Республики Гришина К.С. и прокурора Мурадовой А.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Хабезский межрайонный прокурор КЧР обратился в порядке ст. 45 ГПК РФ с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что ими проведена проверка по обращению Койчевой А.Ф. о нарушении ее прав, связанных с невыплатой компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг, полагающихся ей как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности. Проверкой установлено, что Койчевой А.Ф. как педагогическому работнику МКОУ «СОШ а. Эльбурган», постоянно проживающей в а. Эльбурган, полагаются меры социальной поддержки по оплате сетевого газа за 2011 год.

С учетом уточненных требований прокурор просил суд: признать бездействие администрации Абазинского муниципального района КЧР,

Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики и Правительства Карачаево-Черкесской Республики незаконным и взыскать с администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в пользу Койчевой А.Ф. задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате отопления жилого помещения как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, за отопительный период 2011 года в сумме <данные изъяты>. за счет средств казны Карачаево-Черкесской Республики.

В ходе судебного разбирательства участвующий в деле прокурор поддержал уточненные исковые требования, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - Правительства КЧР просил в удовлетворении исковых требований прокурора отказать в полном объеме.

Представитель ответчика - Министерства финансов КЧР в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, в своих возражениях просил в удовлетворении исковых требований прокурора отказать в полном объеме.

Истец Койчева А.Ф., представитель ответчика - администрации Абазинского муниципального района, а также представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора -Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц (ст. 167 ГПК РФ).

Решением Хабезского районного суда КЧР от 27 сентября 2013 года исковые требования Хабезского межрайонного прокурора в интересах Койчевой А.Ф. удовлетворены.

В апелляционной жалобе Правительство КЧР просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с тем, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права. В частности, ответчик указывает, что, поскольку финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета, взыскание судом задолженности из бюджета субъекта противоречит закону. По мнению ответчика, в силу требований ст. 1069 ГК РФ ответственность за незаконные действия (бездействие) муниципальных органов должна нести казна муниципального образования. Полагает, что суд нарушил нормы процессуального права, не применив последствия пропуска заявителем трехмесячного срока на подачу заявления об оспаривании бездействия органа местного самоуправления; суд не исследовал вопрос обращения педагога с соответствующим заявлением в образовательное учреждение о предоставлении ему мер социальной поддержки. Кроме того, не представлено соответствующих расчетов, свидетельствующих о том, что Койчева А.Ф. произвела затраты только на отопление. По мнению подателя жалобы, принятие Закона КЧР о республиканском бюджете на 2013 год, в котором предусмотрены субвенции бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий КЧР, свидетельствует о том, что органами исполнительной власти принимались меры для погашения задолженности, то есть отсутствует бездействие. Считает, что при вынесении решения суд первой инстанции не принял во внимание, что истцом не представлено надлежащих расчетов подлежащей взысканию суммы задолженности; суд не учел, что орган местного самоуправления не направлял заявки в Министерство образования и науки КЧР на возмещение соответствующих расходов, а также то, что Правительство КЧР предпринимало необходимые меры для погашения возникшей задолженности, так как в проекте республиканского бюджета на 2013 год предусмотрены средства на погашение задолженности педагогическим работникам КЧР по коммунальным услугам, в том числе и за 2011 год.

В апелляционной жалобе Министерства финансов КЧР ставится вопрос об отмене судебного решения как необоснованного и принятии нового решения в связи с тем, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права. Министерство не согласно с вынесенным решением в части признания незаконным бездействия Министерства Финансов КЧР, поскольку оно является лишь исполнителем бюджета, а бюджет принимается Народным Собранием КЧР. Судом в нарушение норм материального права в резолютивной части решения не указано, что Правительство КЧР является в данном случае представителем казны КЧР. Податель жалобы не согласен с размером взысканной суммы, поскольку она является отражением начисленной истцу суммы за отопительный сезон, а возмещению подлежат фактически произведенные расходы, подтвержденные платежными документами.

В своих письменных возражениях на апелляционные жалобы прокурор просит оставить решение суда без изменения, а апелляционные жалобы Правительства КЧР и Министерства финансов КЧР - без удовлетворения, считая доводы жалоб несостоятельными.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Правительства КЧР просил решение суда первой инстанции отменить по изложенным в апелляционной жалобе доводам.

Участвующий в деле прокурор полагал решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене. При этом прокурор представил суду уточненный расчет подлежащей взысканию в пользу истца суммы возмещения расходов по оплате отопления, исключив из общей начисленной к оплате суммы за газоснабжение стоимость газа, затраченного на пищеприготовление и подогрев воды (по нормативам потребления), и просил изменить решение в части, снизив взысканную в пользу Койчевой А.Ф. сумму до <данные изъяты>

Представитель Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание не явился, в своем письменном ходатайстве просил суд рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие.

Истец Койчева А.Ф., администрация Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, Министерство образования и науки КЧР, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, не направили в суд своих представителей, о причинах неявки суд не уведомили.

В соответствии с требованиями ст. 167 и ст. 327 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом первой инстанции установлено, что Койчева А.Ф. в 2011 году работала воспитателем МКОУ «СОШ а. Эльбурган», зарегистрирована и проживает по адресу: КЧР, <адрес>, и имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Компенсационные выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг в 2011 году Койчевой А.Ф. не выплачивались.

За период отопительного сезона 2011 года Койчевой А.Ф. согласно справки-расчету, представленного прокурором, было начислено <данные изъяты>., оплачено ею за газ в 2011 г. <данные изъяты> рублей (информационной листок).

За указанный период истец не пользовалась иными мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг.

Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции, исследовав обстоятельства по делу, оценив предоставленные доказательства, с учетом закона, который подлежит применению, пришел к выводу об удовлетворении иска.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции.

Так, в соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ), педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Условия и порядок предоставления мер социальной поддержки сельским учителям в Карачаево-Черкесской Республике в 2011 году регламентированы Законом КЧР № 40-РЗ от 05.07.2011г. «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения

педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики, и наделении органов местного самоуправлении КЧР отдельными государственными полномочиями» (далее - Закон № 40-РЗ). Действия указанного закона распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года (ст. 15 Закона № 40-РЗ).

Согласно ст.2 Закона № 40-РЗ возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, по оплате жилого помещения, отопления и освещения, производится в размере 100 процентов и рассчитывается согласно пункту 2 методики расчета объема субвенций бюджетам органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики для осуществления отдельных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики (далее - методика), являющейся приложением к Закону. Объем возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, не может превышать расходы за фактически предоставленные педагогическому работнику жилищно-коммунальные услуги.

В соответствии со ст. 3 Закона № 40-РЗ возмещению подлежат расходы за отопление (за потребленные услуги теплоснабжения в жилом помещении, имеющем централизованное отопление, или за потребленные услуги газоснабжения в части отопления от газовых приборов или других энергоносителей), либо оплата твердого топлива и его доставки в дома, при наличии печного отопления. При наличии у педагогического работника права на возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по федеральному закону и (или) иному нормативному правовому акту, возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки производится либо по настоящему Закону, либо по федеральному закону и (или) иному нормативному правовому акту по выбору педагогического работника.

Государственными полномочиями по возмещению расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) наделены органы местного самоуправления, в том числе и Абазинский муниципальный район (ст.5-6 Закона № 40-РЗ).

В силу ст.ст.8-9 Закона № 40-РЗ органы местного самоуправления при осуществлении указанных полномочий обязаны осуществлять их надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами КЧР, а органы государственной власти КЧР- обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления отдельных полномочий, в порядке, определяемом Правительством КЧР, оказывать содействие органам местного самоуправления в разрешении вопросов, связанных с осуществлением ими отдельных полномочий, а также выполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством КЧР.

Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе КЧР о республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на очередной финансовый год в форме субвенций (ст. 10 Закона № 40-РЗ).

Правительство КЧР через уполномоченный орган исполнительной власти КЧР осуществляет организационное, методическое руководство и контроль за осуществлением переданных органам местного самоуправления отдельных полномочий и использованием переданных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов и осуществляет контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных полномочий и использованием органами местного самоуправления финансовых средств, предоставленных им для осуществления отдельных полномочий, через уполномоченный орган исполнительной власти КЧР (ст.ст. 11-12 Закона № 40-РЗ).

Постановлением Правительства КЧР от 22 июля 2011 года № 226 утвержден «Порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики» (далее - Порядок), в соответствии с которым возмещение расходов педагогическому работнику на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения в виде ежемесячной денежной компенсации осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики, на территории которых проживают педагогические работники (далее - органы местного самоуправления), в пределах объема субвенций, получаемых из республиканского бюджета в соответствии с заявлением педагогического работника и при предоставлении им необходимых документов.

Средства направляются Министерством финансов КЧР Министерству образования и науки КЧР на предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения.

Субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов предоставляются на основании ежемесячных заявок органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления представляют свои

заявки в Министерство образования и науки КЧР не позднее 25 числа отчетного месяца.

Таким образом, совокупностью вышеприведенных норм установлена обязанность субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления предоставления меры социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности. При этом средства, необходимые органам местного самоуправления для реализации передаваемых государственных полномочий должны ежегодно предусматриваться в республиканском бюджете в форме субвенций.

В связи с вышеуказанным, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие администрации Абазинского муниципального района КЧР, Правительства КЧР и Министерства финансов КЧР, выразившееся в неисполнении ими требований как законодательства Российской Федерации, так и законодательства Карачаево-Черкесской Республики, регламентирующих права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на получение компенсационных выплат на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Так, в ходе судебного разбирательства было установлено, что истец
Койчева А.Ф. вместе с другими педагогическими работниками неоднократно обращалась в администрацию Абазинского муниципального района и в Управление образования и культуры администрации Абазинского муниципального образования с просьбами рассмотреть вопрос о выплате ей компенсаций на оплату отопления, однако заявления от педагогических работников не принимались, поскольку денежные средства на указанные цели не выделялись. В связи с отсутствием финансирования администрация не составляла ежемесячные заявки на получение субвенций из республиканского бюджета и не направляла их в Министерство образования и науки КЧР.

То есть орган местного самоуправления - администрация Абазинского муниципального района в нарушение требований действующего в 2011 году Закона РФ № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» (п.5 ст.55), требований республиканского Закона № 40-РЗ (ст.ст.5-8) не исполнила свои обязанности по принятию заявлений от педагогических работников, составлению и направлению ежемесячных заявок на предоставление субвенций бюджету муниципального района на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения.

Правительство КЧР в нарушение требований п.2 ст. 11 и п.п. 2-3 ст. 12 Закона № 40-РЗ не приняло никаких мер для осуществления контроля за исполнением органами местного самоуправления отдельных полномочий. В данном случае, Правительством КЧР не представлено доказательств того, что в целях осуществления такого контроля проводились проверки, запрашивались необходимые документы или информация об осуществлении отдельных полномочий.

Министерство финансов КЧР, являющееся в соответствии с Положением

о Министерстве финансов КЧР, утвержденным постановлением Правительства КЧР от 22.10.2008 г. № 382, исполнительным органом государственной власти КЧР, в соответствии с возложенными на него задачами организует в соответствии с законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики разработку проекта республиканского бюджета, организует в установленном порядке исполнение консолидированного и республиканского бюджетов.

Однако в бюджете на 2011 год средства на возмещение расходов, связанных с оплатой жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим в сельской местности и рабочих поселках, не были предусмотрены, и, соответственно, Министерством финансов КЧР в Министерство образования и науки КЧР для направления в орган местного самоуправления такие средства не перечислялись.

Таким образом, доводы апелляционных жалоб Правительства КЧР и Министерства финансов КЧР о том, что судом необоснованно признано незаконным их бездействие, судебная коллегия находит несостоятельными.

Ссылки в апелляционных жалобах на отсутствие в республиканском бюджете необходимых финансовых средств, что не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан, на отсутствие финансирования само по себе не освобождает ответчиков от предоставления предусмотренных законом мер социальной поддержки.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях №12-П от 17 июня 2004 года и № 5-П от 15 мая 2006 года, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что Российская Федерация как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения.

При установленных судом обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы Правительства КЧР, не могут в настоящем случае применяться положения ст. 1069 ГК РФ в части взыскания средств из муниципальной казны, поскольку обязательства по выплатам, взятые на себя субъектом Российской Федерации, подлежат исполнению. Исходя из того, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки установлены законом субъекта, соответственно эти выплаты являются расходным обязательством субъекта, то есть Карачаево-Черкесской Республики.

Довод апелляционной жалобы о том, что прокурором пропущен срок, установленный ст.256 ГПК РФ, на обжалование действий (бездействия) должностных лиц и государственных органов, не может являться основанием к отмене решения суда, поскольку бездействие, выразившееся в непринятии должных мер по исполнению требований законодательства Российской Федерации и законодательства Карачаево-Черкесской Республики, регламентирующего реализацию прав педагогических работников на получение компенсационных выплат на оплату жилищно-коммунальных услуг, незаконность которого просил признать прокурор, по своей природе носит длящийся характер и не устранено до обращения заявителя в суд с указанными выше требованиями. В связи с этим применить в данном случае срок, установленный указанной нормой права, нет оснований.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие администрации Абазинского муниципального района КЧР, Правительства КЧР и Министерства финансов КЧР, выразившееся в неисполнении ими требований законодательства Российской Федерации и законодательства Карачаево-Черкесской Республики, регламентирующих права педагогических работников на получение компенсационных выплат на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Что касается размера подлежащей взысканию суммы, то прокурор, обратившийся с иском в интересах Койчевой А.Ф., представил в суд апелляционной инстанции уточненный расчет, исключив из общей начисленной к оплате суммы за газоснабжение стоимость газа, затраченного по нормативам потребления на пищеприготовление и подогрев воды. Согласно указанному расчету размер задолженности по возмещению расходов на оплату отопления составляет <данные изъяты> рублей, то есть фактически понесенные Койчевой А.Ф. расходы на отопление жилого помещения в отопительный период 2011 года, подтвержденные материалами дела и представленными суду сторонами доказательствами, составили <данные изъяты> рублей. Судебная коллегия находит расчет верным, представитель Правительства КЧР не отрицает правильность представленного расчета.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в части размера задолженности, взысканной в пользу педагогического работника, в остальной части решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы ответчиков без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Хабезского районного суда КЧР от 27 сентября 2013 года изменить в части размера взысканной суммы.

Взыскать с администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в пользу Койчевой А.Ф. задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате отопления жилого помещения педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, за отопительный период 2011 года в сумме <данные изъяты> за счет средств казны Карачаево-Черкесской Республики.

В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционные жалобы Правительства Карачаево-Черкесской Республики и Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

АПЛ-775/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Койчева Айщат Фуадовна
Другие
Министерство финансов КЧР
Министерство образования и науки КЧР
Администрация Абазинского муниципального района
Правительство КЧР
Суд
Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики
Судья
Дзыба Зарема Ибрагимовна
27.11.2013Судебное заседание
05.12.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее