Судья Хафизова Р.Р. дело № 33-5336/2016
учет № 35
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 марта 2016 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Шакировой З.И. и Нурмиева М.М.
при секретаре судебного заседания Ахмади К.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гилманова Р.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Поповой С.С. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан
от 11 января 2016 года, которым Поповой С.С. отказано в удовлетворении иска к некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», нотариусу Набережночелнинского нотариального округа Республики Татарстан Ждановой Г.С. о включении прав и обязанностей, вытекающих из договора социальной ипотеки и договора целевого денежного займа в наследственную массу, возложении обязанности выдать свидетельство о праве на наследство.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения Поповой С.С., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА :
Попова С.С. обратилась в суд с иском к некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» (далее – НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан»), нотариусу Набережночелнинского нотариального округа Республики Татарстан Ждановой Г.С. о включении прав и обязанностей, вытекающих из договора социальной ипотеки и договора целевого денежного займа в наследственную массу, возложении обязанности выдать свидетельство о праве на наследство.
В обоснование иска указано, что истица является племянницей Репиной К.Ф., умершей 16 июля 2014 года и единственной наследницей всего ее имущества по завещанию. При жизни Репина К.Ф. была принята на учет в качестве нуждающейся в приобретении жилого помещения. Она была уведомлена о праве на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в размере <данные изъяты> руб. Ею был открыт отдельный лицевой счет в ОАО «АК БАРС», а также заключен договор социальной ипотеки .... с СИПК «Строим будущее», действующим от имени НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан». Согласно предварительному протоколу участия и выбора будущей собственной квартиры от 10 июня 2014 года Репиной К.Ф. была определена и передана будущая собственная квартира со строительным <адрес>, проектной площадью
39,07 кв. м. 04 июля 2014 года между Репиной К.Ф. и ответчиком заключен договор .... целевого денежного займа на приобретение (строительство) жилья на сумму <данные изъяты> руб. под 7% годовых. Однако, при жизни Репиной К.Ф. данная субсидия перечислена не была. В сентябре 2015 года ОАО «АК БАРС» сообщил ей о поступлении указанной субсидии в размере <данные изъяты> руб. на лицевой счет категории «Жилье ветеранам» и что лицевой счет не заблокирован. Истица в установленном законом порядке обратилась к нотариусу за оформлением наследства и выдачей свидетельства о праве на наследство по завещанию на права и обязанности, вытекающие из договора социальной ипотеки. Однако, ею получен отказ по тому мотиву, что Репиной К.Ф. при жизни не реализовано право на получение указанной меры социальной поддержки. С данным отказом истица не согласна, поскольку считает, что Репина К.Ф. при жизни предприняла все необходимые действия, позволяющие четко определить ее намерения, права и законные интересы на получение указанной квартиры.
Представитель ответчика НО «ГЖФ при Президенте РТ», ответчик нотариус Набережночелнинского нотариального округа Республики Татарстан Жданова Г.С., представители третьих лиц – ИК МО г. Набережные Челны и ОАО «АК БАРС» Банк в суд не явились.
Представитель третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Кутявин А.В. разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Судом в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе Попова С.С. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска. В жалобе отмечается, что при жизни Репина К.Ф. выразила свою волю на получение полагающейся ей субсидии на улучшение жилищных условий и выполнила действия, направленные на реализацию права на получение указанной субсидии.
Ответчики и третьи лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены, сведений о причинах неявки не представлено. Поскольку сведений о наличии существенных препятствий для участия указных лиц в данном судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с положениями статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
В силу п.п. 1, 2 статьи 23.2. Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Согласно пп. 2 п. 3 указанной статьи объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
В соответствии с п. 8 вышеприведенной статьи, средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Пунктом 1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 № 275 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан» установлено, что обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»,
от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья.
В соответствии с п. 3 указанного Постановления, функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
В соответствии с п. 2 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, для членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидий устанавливается в размере 36 кв.м.В соответствии с п.п. 6 и 7 указанного Положения, Министерство финансов Республики Татарстан в двухдневный срок после получения информации о поступлении субвенций осуществляет перечисление средств Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в течение 7 рабочих дней после поступления субвенций в порядке очередности граждан - получателей субсидий, определенной в пункте 4 настоящего Положения, в пределах поступивших средств формирует и направляет в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан списки граждан, которым выделены субсидии.
В соответствии с п. 8 данного Положения исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан:
в месячный срок осуществляют актуализацию списков в части нуждаемости в улучшении жилищных условий и совместно с территориальными органами социальной защиты Министерства в части принадлежности к льготной категории. Актуализированные списки, заверенные подписью и печатью уполномоченного органа исполнительного комитета муниципального образования Республики Татарстан, представляются в Министерство;
уведомляют получателя субсидии о выделении ему средств из федерального бюджета и возможности выбора квартир в жилых помещениях, строительство которых профинансировано специализированной организацией, под расписку.
В течение одного месяца со дня получения из Министерства списка получателей субсидий уведомляют Министерство о состоянии дел по каждому получателю субсидии.
В соответствии с п. 11 данного Положения, в целях приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, получателю субсидий необходимо представить в территориальный орган социальной защиты:
договор, заключенный со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина;
договор купли-продажи жилого помещения либо иной договор, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающий лицо из числа ветеранов, инвалидов, детей-инвалидов (получателя субсидии) жильем общей площадью не менее 18 квадратных метров.
В случае, если приобретаемое жилое помещение расположено в здании, строительство которого завершено, оно принято в установленном порядке в эксплуатацию, но акт приема-передачи жилых помещений (квартир) не составлялся и право собственности на них не зарегистрировано, вместо договора купли-продажи жилого помещения в территориальный орган социальной защиты предъявляется договор уступки права требования на жилое помещение, заключенный в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации получателем денежных средств и лицом, имеющим право требования на это жилое помещение, и свидетельство о государственной регистрации права собственности на него, полученное в результате реализации условий этого договора, оформленное на имя получателя денежных средств либо на имя получателя денежных средств и членов его семьи.
В случае, если стоимость жилого помещения по договору превышает размер субсидии, недостающая сумма подлежит оплате за счет собственных средств гражданина.
В соответствии с п.п. 13 и 14 Положения, после получения от территориального органа социальной защиты информации о представленных гражданами договорах Министерство обеспечивает поступление соответствующих денежных средств на счета соответствующих отделений уполномоченного банка с приложением реестров получателей субсидий по каждому отделению на электронном (формат ТХТ) носителе. В реестре должны указываться номер и дата платежного поручения и содержаться следующие данные получателя субсидии: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес регистрации, причитающаяся получателю сумма субсидии, номер текущего (банковского) счета.
Отделение уполномоченного банка не позднее 3 рабочих дней с момента поступления средств на корреспондентский счет банка и реестра получателей субсидий зачисляет денежные средства на блокированные целевые лицевые счета получателей субсидий.
Уполномоченный банк после поступления денежных средств (субсидии) на счет получателя субсидии на основании письменного заявления получателя субсидии перечисляет денежные средства продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение.
Субсидия считается использованной, а получатели субсидий утрачивают статус нуждающихся в жилых помещениях после перечисления денежных средств со счета отделения уполномоченного банка продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение.
Из материалов дела следует, что ИК МО г. Набережные Челны вдове участника Великой Отечественной войны Репиной К.Ф. было выдано письменное уведомление о предоставлении субсидии на приобретение жилья в размере <данные изъяты> руб.
На основании данного уведомления Репиной К.Ф. в ОАО «АК БАРС» Банк открыт банковский (текущий) счет .... категории «Жилье ветеранам».
19 марта 2014 года между Поповой С.С., действующей по доверенности от имени Репиной К.Ф., и НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» заключен договор социальной ипотеки .....
10 июня 2014 года Поповой С.С., действующей по доверенности от имени Репиной К.Ф., и НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» подписан предварительный протокол участия и выбора будущей собственной квартиры.
02 июля 2014 года Поповой С.С., действующей по доверенности от имени Репиной К.Ф., и НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» заключено соглашение о намерениях к договору .... от 19 марта 2014 года.
04 июля 2014 года Поповой С.С., действующей по доверенности от имени Репиной К.Ф., и НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» заключен договор целевого денежного займа на приобретение (строительства) жилья
.....
Субсидия в размере <данные изъяты> руб. была перечислена на счет Репиной К.Ф. в ОАО «АК БАРС» Банк 21 июля 2014 года.
Согласно свидетельству о смерти Репина К.Ф. умерла 16 июля 2014 года.
Истица Попова С.С. является единственным наследником Репиной К.Ф. по завещанию.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что предоставление субсидии на улучшение жилищных условий является мерой социальной поддержки отдельных категорий граждан, а средства, выделяемые на реализацию указанных мер, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. При этом в силу требований действующего законодательства субсидия считается использованной, а получатели субсидий утрачивают статус нуждающихся в жилых помещениях после перечисления денежных средств со счета отделения уполномоченного банка продавцу жилого помещения или лицу, уступившему получателю субсидии право требовании жилого помещения на основании договора уступки права требования.
Судом также указано, что при жизни Репина К.Ф. имела право на меру социальной поддержки в виде получения субсидии на улучшение жилищных условий как вдова умершего участника Великой Отечественной войны, право на получение которой, неразрывно связано с личностью наследодателя.
До момента своей смерти она не реализовала свое право на получение вышеприведенной меры социальной поддержки, так как социальная выплата была перечислена на именной блокированный счет получателя после ее смерти. Соответственно, денежные средства не были перечислены со счета отделения уполномоченного банка продавцу жилого помещения – НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан», в то время как субсидия считается использованной только при данных условиях. Таким образом, Репина К.Ф. не приобрела и имущественных прав на квартиру, являющуюся предметом договора приобретения будущего собственного жилого помещения.
В этой связи суд правомерно указал на отсутствие оснований для включения прав и обязанностей по договору целевого займа, заключенного
04 июля 2014 года между Поповой С.С., действующей по доверенности от имени Репиной К.Ф., и НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан», поскольку данный договор неразрывно связан с договором социальной ипотеки. Более того, договор займа не был исполнен, заем на счет Репиной К.Ф. не поступил.
Доводы апелляционной жалобы Поповой С.С. о том, что Репина К.Ф. при жизни выразила свою волю на получение полагающейся ей субсидии на улучшение жилищных условий и выполнила действия, направленные на реализацию права на получение указанной субсидии, не опровергают правильности принятого судом решения, поскольку субсидия на улучшение жилищных условий не была использована Репиной до момента ее смерти.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы истицы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 11 января 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Поповой С.С. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий -
Судьи: