Дело № 2-306/2019 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Осташковский городской суд Тверской области
в составе:
председательствующего судьи Кокаревой Н.А.,
при секретаре Федоровой М.В.,
с участием помощника Осташковского межрайонного прокурора Архангельского М.В.,
представителя ответчика Егорова И.Ю. – адвоката Хрящева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове
03 июня 2019 года
гражданское дело по иску исполняющего обязанности Осташковского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, Осташковского городского округа в лице Осташковской городской Думы к Администрации Осташковского городского округа, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа, Егорову И. Ю. о признании недействительным постановления главы МО "Мошенское сельское поселение" №95 от 07 августа 2017 г., договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Осташковского межрайонного прокурора обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, Осташковского городского округа в лице Осташковской городской Думы с исковым заявлением к Администрации Осташковского городского округа, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа, Егорову И.Ю., в котором просит:
- признать недействительным постановление главы МО "Мошенское сельское поселение" №95 от 07 августа 2017 г. «О предоставлении в аренду земельного участка Егорову И.Ю. по адресу: д.Заполек, Мошенское сельское поселение, Осташковский район, Тверская область»;
- признать договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером № площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: д.Заполек, Мошенское сельское поселение, Осташковский район, Тверская область, заключенный 07 августа 2017 года между Администрацией МО «Мошенское сельское поселение» и Егоровым И.Ю. недействительной (ничтожной) сделкой;
- применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязав Егорова И.Ю. передать по акту приёма-передачи Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа земельный участок с кадастровым номером № площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: д.Заполек, Мошенское сельское поселение, Осташковский район, Тверская область.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой по результатам проведения проверки исполнения земельного законодательства при предоставлении органами местного самоуправления земельных участков выявлены нарушения земельного законодательства при предоставлении Администрацией МО «Мошенское сельское поселение» земельного участка с кадастровым номером № площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: д.Заполек, Мошенское сельское поселение, Осташковский район, Тверская область.
Проверкой установлено, что главой Администрации МО «Мошенское сельское поселение» по результатам рассмотрения заявления Егорова И.Ю. о предварительном согласовании месторасположения границ и площади земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, издано постановление №357 от 26 декабря 2016 г. «Об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка по адресу: д.Заполек, Мошенское с/п, Осташковский р-н, Тверская обл.».
Согласно постановлению утверждена схема расположения земельного участка площадью 1500 кв.м., образованного из земельного участка с кадастровым номером № с сохранением исходного в измененных границах из земель населенных пунктов, расположенного в территориальной зоне Ж1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), имеющего адресные ориентиры: Тверская область, Осташковский район, Мошенское сельское поселение, д.Заполек.
10 июля 2017 г. Администрацией МО «Мошенское сельское поселение» принято постановление №71 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: д.Заполек, Мошенское сельское поселение, Осташковский район, Тверская область, с кадастровым номером №», согласно которому земельному участку изменен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
Постановлением Администрации МО «Мошенское сельское поселение» №95 от 07 августа 2017 г. Егорову И.Ю. предоставлен в аренду спорный земельный участок сроком на 20 лет.
07 августа 2017 г. между Администрацией и Егоровым И.Ю. заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка.
24 сентября 2017 г. договор прошел государственную регистрацию.
Поскольку спорный земельный участок предстояло образовать, Администрация по истечении тридцати дней с момента размещения извещения о предоставлении земельных участков должна была в соответствии с подп.2 п.5 ст.39.18 Земельного кодекса РФ принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка Егорову И.Ю. в соответствии со ст.39.15 Земельного кодекса РФ. Такое решение Администрацией не принималось, а было принято постановление о предоставлении земельного участка. Вместе с тем, такая процедура возможна только для уже сформированного земельного участка.
По результатам рассмотрения заявления Егорова И.Ю. о предварительном согласовании местоположения границ и площади земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Администрацией МО «Мошенское сельское поселение» на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» moshenka-adm.ru было дано объявление о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
Вместе с тем, в нарушение ч.1 ст.39.18 Земельного кодекса РФ Администрация извещение о предоставлении спорного земельного участка на официальном сайте www.torgi.gov.ru, не разместила, что подтверждается информацией Администрации Осташковского городского округа от 12 апреля 2019 г. №1260.
Кроме того, Администрацией МО «Мошенское сельское поселение» постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка не принималось, в связи с чем, в силу ст.4 Федерального закона №334-ФЗ от 03 июля 2016 г. полномочия по предоставлению спорного земельного участка у Администрации МО «Мошенское сельское поселение» отсутствовали.
Поскольку Администрацией была нарушена процедура предоставления Егорову И.Ю. земельного участка, находящегося в государственной собственности для ведения личного подсобного хозяйства, которая направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок, Администрацией нарушены интересы неопределенного круга лиц, желающих принять участие в аукционе, то есть нарушены принципы публичности, открытости и прозрачности предоставления земельного участка, нарушены интересы Осташковского городского округа связанные с эффективным использованием земель по их целевому назначению, полагает, что постановление Администрации главы муниципального образования «Мошенское сельское поселение» № 95 от 07 августа 2017 года «О предоставлении в аренду земельного участка Егорову И.Ю. по адресу: Тверская область, Осташковский район, д.Заполек» является недействительным, а заключенный на его основании договор аренды в силу ст.167 ГК РФ недействительной сделкой с момента ее совершения.
Определением суда от 24 апреля 2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (л.д.3-8).
Представитель материального истца председатель Осташковской городской Думы Волков М.А. о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без его участия, возражений против удовлетворения исковых требований не представил (л.д.195).
Помощник Осташковского межрайонного прокурора Архангельский М.В. в судебном заседании поддержал исковые требования.
Ответчик Егоров И.Ю. о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявил, о рассмотрении дела без его участия не просил, суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании ч.4 ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело без его участия (л.д.189).
Представитель ответчика Егорова И.Ю. адвокат Хрящев С.А. исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д.199-200).
Представители ответчиков Администрации Осташковского городского округа, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям МО «Осташковский городской округ» о времени и месте рассмотрения дела уведомлены в установленном законом порядке, в направленных суду ходатайствах просили о рассмотрении дела без их участия, возражений против удовлетворения исковых требований прокурора не представили (л.д.176, 180, 196, 197).
Представитель третьего лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении разбирательства дела не просил, суд на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело без его участия (л.д.194).
Выслушав помощника Осташковского межрайонного прокурора Архангельского М.В., представителя ответчика Егорова И.Ю. адвоката Хрящева С.А., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Осташковского межрайонного прокурора в защиту интересов Осташковского городского округа в лице Осташковской городской Думы, неопределенного круга лиц, подлежащими удовлетворению.
Статья 1 Земельного кодекса РФ предусматривает в качестве основных принципов регулирования земельных правоотношений сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Закрепленные в указанной статье принципы должны соблюдаться при владении, пользовании, распоряжении земельными участками независимо от того, к какой форме собственности относится земельный участок.
На основании ст.6 Земельного кодекса РФ земельные участки являются объектами земельных отношений. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Согласно ст.39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
На основании п.1 ст.39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с подп.15 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Статьей 39.18 Земельного кодекса РФ закреплено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и при отсутствии предусмотренных п.8 ст.39.15 и ст.39.16 Земельного кодекса РФ оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. №909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности определен адрес сайта www.torgi.gov.ru.
В силу п.2 ст.39.18 Земельного кодекса РФ в извещении указываются: 1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; 2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка и другая информация.
Материалами дела установлено, что главой Администрации МО «Мошенское сельское поселение» по результатам рассмотрения заявления Егорова И.Ю. о предварительном согласовании местоположения границ и площади земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка от 20 ноября 2016 г., поступившего в Администрацию 25 ноября 2016 г. №1040, издано постановление №357 от 26 декабря 2016 г., которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: д.Заполек, Мошенское с/п, Осташковский р-н, Тверская обл. (л.д.41, 100).
Извещение Администрации МО «Мошенское сельское поселение» о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды сроком на 20 лет земельного участка с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов по адресу: Тверская область, Осташковский район, д.Заполек площадью 1500 кв.м., номер кадастрового квартала № было опубликовано на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» moshenka-adm.ru (л.д.34).
Спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 25 апреля 2017 г. (л.д.53).
Постановлением Администрации МО «Мошенское сельское поселение» №71 от 10 июля 2017 г. изменен вид разрешенного использования земельного участка из состава земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Тверская область, Осташковский район, Мошенское сельское поселение, д.Заполек, с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.102).
07 августа 2017 г. Егоров И.Ю. обратился с заявлением в Администрацию МО «Мошенское сельское поселение» о заключении в порядке ст.39.18 Земельного кодекса РФ договора аренды земельного участка с кадастровым номером № сроком на 20 лет (л.д.109).
Постановлением Администрации МО «Мошенское сельское поселение» №95 от 07 августа 2017 г. Егорову И.Ю. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером № из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: д.Заполек, Мошенское сельское поселение. Осташковский район, Тверская область, для использования в целях: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1500 кв.м., сроком на 20 лет (л.д.35).
07 августа 2017 г. между Администрацией и Егоровым И.Ю. заключен договор аренды находящегося в государственной собственности спорного земельного участка. 24 сентября 2017 г. договор прошел государственную регистрацию в Управлении Росреестра по Тверской области (л.д.39-42). При этом со стороны арендатора договор подписан представителем Бородиновой М.М., полномочиякоторой на представление интересов Егорова И.Ю. возникли на основании нотариально удостоверенной доверенности от 08 сентября2017 года (л.д.37).
Законом Тверской области №27-ЗО от 17.04.2017 создан и наделен статусом городского округа Осташковский городской округ, муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории МО «Осташковский район»: городское поселение – город Осташков, Ботовское сельское поселение, Ждановское сельское поселение, Залучьенское сельское поселение, Замошское сельское поселение, Мошенское сельское поселение, Свапущенское сельское поселение, Святосельское сельское поселение, Сиговское сельское поселение, Мошенское сельское поселение, Хитинское сельское поселение, объединены во вновь образованное муниципальное образование, наделенное статусом городского округа с наименованием Осташковский городской округ. В силу п.2 ст.1 Устава Осташковского городского округа органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Осташковский городской округ в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Осташковского района, городского поселения – г.Осташков, Ботовского сельского поселения, Ждановского сельского поселения, Залучьенского сельского поселения, Замошского сельского поселения, Мошенского сельского поселения, Свапущенского сельского поселения, Святосельского сельского поселения, Сиговского сельского поселения, Сорожского сельского поселения, Хитинского сельского поселения.
Согласно сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет 25 апреля 2017 г., имеет площадь 1500 кв.м., расположен по адресу: Тверская область, Осташковский район, Мошенское сельское поселение, д.Заполек, имеет категорию земель земли населенных пунктов, разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства, имеются сведения о регистрации 24 сентября 2017 г. за Егоровым И.Ю. договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка на срок с 24 сентября 2017 г. по 06 августа 2037 г. (л.д.104-106).
В силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
Согласно ст.60 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Судом установлено, что опубликованная информация о принятии письменных заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды в отношении спорного земельного участка соответствует п.2 ст.39.18 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 6 статьи 44 Устава МО «Мошенское сельское поселение» установлено, что официальным обнародованием муниципальных правовых актов считается размещение их полных текстов в трехдневный срок со дня подписания, на информационных стендах поселения, где они должны находиться в течение не менее 10 календарных дней со дня их официального обнародования. Муниципальные правовые акты могут быть также размещены на официальном сайте Администрации МО «Мошенское сельское поселение»: http://moshenka-adm.ru (л.д.160).
Материалами дела подтверждается, что извещение Администрации МО «Мошенское сельское поселение» о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды сроком на 20 лет земельного участка было опубликовано на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» moshenka-adm.ru.
Вместе с тем, Администрация МО «Мошенское сельское поселение» приняла оспариваемое постановление и заключила договор аренды с Егоровым И.Ю. в отношении спорного земельного участка без опубликования извещения на официальном сайте Российской Федерации с адресом: www.torgi.gov.ru, что прямо нарушает требования подпункта 1 пункта 1 ст.39.18 Земельного кодекса РФ.
На момент обращения Егорова И.Ю. за предоставлением спорного земельного участка информация о его предоставлении подлежала опубликованию не только в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения по месту нахождения земельных участков, но и на официальном сайте органа местного самоуправления и официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом размещение сведений о спорном земельном участке на данных сайтах являлось обязательным.
Бремя доказывания факта осуществления размещения извещений на официальном сайте Российской Федерации с адресом: www.torgi.gov.ru, лежит на органе местного самоуправления, обязанном в силу ст.39.18 Земельного кодекса РФ обеспечить опубликование указанных извещений.
Таких доказательств органом местного самоуправления суду не представлено. Представитель ответчика Администрации Осташковского городского округа не отрицал невыполнения Администрацией МО «Мошенское сельское поселение» требований по размещению извещений на официальном сайте Российской Федерации с адресом: www.torgi.gov.ru.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что извещение о предоставлении спорных земельных участков и о возможности подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе с целью приобретения прав на испрашиваемый Егоровым И.Ю. участок на официальном сайте Российской Федерации с адресом: www.torgi.gov.ru не размещалось.
Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.
Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в ст.39.18 Земельного кодекса РФ. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Аукцион проводится с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором аукциона наибольшей цены за реализуемое имущество, в связи с этим неустановленное законодательством ограничение в доступе к аукциону ущемляет как право каждого желающего принять у них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также публичные интересы.
Из материалов дела следует, что испрашиваемый Егоровым И.Ю. земельный участок предстояло образовать в соответствии с прилагаемой к заявлению схемой. Администрация МО «Мошенское сельское поселение» по истечении тридцати дней с момента размещения извещения о предоставлении земельного участка должна была в соответствии с подп.2 п.5 ст.39.18 Земельного кодекса РФ принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка Егорову И.Ю. в соответствии со ст.39.15 Земельного кодекса РФ.
Однако, в нарушение требований п.5 ст.39.18, ст.39.15 Земельного кодекса РФ такое решение Администрацией не принималось, а было принято оспариваемое постановление № 95 от 07 августа 2017 г. о предоставлении земельного участка в аренду.
Между тем, такая процедура возможна исключительно для уже сформированного земельного участка, что не имело места в данном случае. Земельный участок формировался на основании заявления Егорова И.Ю., по результатам рассмотрения которого Администрация МО «Мошенское сельское поселение» начала выполнять предусмотренную ст.39.18 Земельного кодекса РФ процедуру. Основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения. Однако решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлению Егорова И.Ю. органом местного самоуправления не принималось.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что, не опубликовав извещение о проведении аукциона на сайте Российской Федерации с адресом: www.torgi.gov.ru, Администрация МО «Мошенское сельское поселение» объективно не обеспечила возможность подачи потенциальными участниками заявок на участие в аукционе, что привело к ограничению доступа к участию в аукционе и могло привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции при проведении аукциона, в связи с чем, является не предусмотренным законом ограничением доступа к участию в аукционе всем желающим принять в нем участие, что является существенным нарушением закона.
В связи этим доводы представителя ответчика адвоката Хрящева С.А. о том, что отсутствие извещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www/torgi.gov.ru не может служить основанием для признания договора аренды недействительным, а также, что в данном случае отсутствует нарушение публичных интересов, несостоятельны.
Согласно статье 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 года) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», с 01 января 2017 года предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В силу статьи 4 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которого до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, осуществляется органом местного самоуправления, который принял указанное решение или который обеспечил размещение указанного извещения.
Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что Администрацией МО «Мошенское сельское поселение» решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка не принималось, извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не размещалось.
При таких обстоятельствах у Администрации МО «Мошенское сельское поселение» полномочия по предоставлению спорного земельного участка отсутствовали.
Принятие Администрацией МО «Мошенское сельское поселение» постановления № 95 от 07 августа 2017 г. в нарушение предусмотренной законом процедуры извещения, а также в отсутствие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и в отсутствие полномочий по предоставлению спорного земельного участка, являются достаточным основанием для признания оспариваемого постановления главы Администрации МО «Мошенское сельское поселение» недействительным.
Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 74, 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Поскольку договор аренды земельного участка между Администрацией МО «Мошенское сельское поселение» и Егоровым И.Ю. заключен на основании недействительного решения органа местного самоуправления, посягающего на интересы Осташковского городского округа, неопределенного круга лиц, то есть публичные интересы, оспариваемый договор аренды земельного участка от 07 августа 2017 г. является ничтожной сделкой.
Согласно п.1 и п.2 ст.167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечёт юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Вопрос о приведении сторон в первоначальное положение, а именно возложении на Егорова И.Ю. обязанности возвратить земельный участок в государственную собственность подлежит разрешению одновременно с признанием сделки недействительной, поскольку факт передачи по ничтожной сделке спорного земельного участка в аренду Егорову И.Ю. подтверждён актом приема-передачи земельного участка.
В соответствии с п.2 ст.167 Гражданского кодекса РФ полученное по недействительному договору аренды для арендатора выражается в пользовании предоставленным ему имуществом.
В соответствии со статьей 1103 Гражданского кодекса РФ к требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке правила о неосновательном обогащении могут применяться, если иное не вытекает из существа соответствующих отношений. Равный размер взаимных обязательств сторон исключает наличие неосновательного обогащения.
Нормы о неосновательном обогащении (статья 1107 Гражданского кодекса РФ) могут быть применены к отношениям сторон лишь при наличии доказательств, подтверждающих, что полученная одной из сторон денежная сумма явно превышает стоимость переданного другой стороне. Денежные средства, уплаченные за пользование имуществом, предоставленным по недействительному договору, могут считаться неосновательно полученным лишь в части, превышающей размер причитающегося собственнику имущества возмещения.
Подпунктом 7 п.1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплён принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Исследованными доказательствами подтверждено, что Егоров И.Ю. пользовался предоставленным ему земельным участком, поэтому уплаченную им по договорам арендную плату суд признает формой оплаты за пользование переданным в аренду земельным участком, которую следует зачесть в счет возмещения стоимости пользования имуществом.
Доказательств, подтверждающих внесение Егоровым И.Ю. арендной платы, превышение перечисленных арендодателю денежных средств размера установленной сторонами арендной платы, обогащения на стороне собственника имущества за счет арендатора, сторонами не представлено.
Администрация Осташковского городского округа зарегистрирована в качестве юридического лица 13 декабря 2017 г.
Администрация Осташковского городского округа реорганизована путем присоединения к ней, в том числе Администрации МО «Городское поселение – г.Осташков» и является её правопреемником, о чем свидетельствуют Закон Тверской области от 30 марта 2017 г., решения Осташковской городской Думы № 92, 93 от 28.12.2017, п.2 ст.1 Устава Осташковского городского округа.
Согласно Положению о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа Комитет осуществляет полномочия по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности Осташковского городского округа, в связи с чем, спорные земельные участки подлежат передаче по акту приёма-передачи Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа.
Решение суда является основанием для погашения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрационных записей об аренде спорных земельных участков.
Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства в соответствии со статьей 35 ФЗ «О прокуратуре РФ».
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Европейским Судом по правам человека указывалось, что сторонами гражданского разбирательства являются истец и ответчик, имеющие равные права, включая право на юридическую помощь. Поддержка прокуратурой одной из сторон, несомненно, может быть оправданной при определенных обстоятельствах, например, для защиты прав уязвимых групп - детей, инвалидов и так далее, - которые считаются неспособными защитить свои интересы самостоятельно, или когда данным нарушением затронуты многие граждане, или если требуют защиты государственные интересы (пункт 35 Постановления Европейского Суда по правам человека от 15 января 2009 года по делу "Менчинская против Российской Федерации").
Статьей 125 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени субъекта Российской Федерации могут выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований могут осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из анализа приведенных положений законодательства следует, что при обращении в суд общей юрисдикции в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор преследует публично-правовой интерес, который соответствует интересу граждан проживающих на территории МО «Осташковский городской округ», а также интересу органа, осуществляющего публичные полномочия в данной сфере. Право прокурора на обращение в суд с иском о признании недействительным постановление главы Администрации МО «Мошенское сельское поселение» о предоставлении в аренду земельного участка, о признании сделки недействительной не существует само по себе, а обусловлено наличием публично-правового интереса, который подлежит восстановлению по итогам рассмотрения иска прокурора.
Из искового заявления прокурора, его пояснений в судебном заседании следует, что данные требования предъявлены в интересах неопределенного круга лиц и публично-правового образования – муниципального образования «Осташковский городской округ».
В основание иска положен факт нарушения Администрацией процедуры предоставления земельного участка, установленной ст.39.18 Земельного кодекса РФ, направленной на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка (муниципального образования «Осташковский городской округ) и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Стороной оспариваемой в рамках настоящего процесса сделки является Администрация МО «Мошенское сельское поселение», правопреемником которой является Администрация МО «Осташковский городской округ».
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии у и.о.Осташковского межрайонного прокурора полномочий для подачи рассматриваемого иска.
В соответствии со ст.25 Устава Осташковского городского округа структуру органов местного самоуправления Осташковского городского округа составляют Осташковская городская Дума, Глава Осташковского городского округа, Администрация Осташковского городского округа, Контрольно-счетная комиссия Осташковского городского округа.
Осташковская городская Дума является представительным органом муниципального образования. К компетенции Осташковской городской Думы относится, в том числе, контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; рассмотрение на заседаниях Осташковской городской Думы отчетов Администрации, муниципальных учреждений о выполнении решений Осташковской городской Думы по вопросам использования муниципальной собственности, земельных ресурсов, землеустройству.
При таких обстоятельствах Осташковская городская Дума, входящая в структуру органов местного самоуправления МО «Осташковского городского округа» и обладающая указанными полномочиями, является надлежащим материальным истцом.
В соответствии со ст.38 Гражданского процессуального кодекса РФ сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик.
Состав лиц, участвующих в деле указан в статье 34 Гражданского процессуального кодекса РФ. Возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличием материально-правового интереса.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда N 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются его стороны.
Таким образом, поскольку Егоров И.Ю. является стороной оспариваемого договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, заключенного 07 августа 2019 г. на основании постановления Администрации МО «Мошенское сельское поселение» №95, он, является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Прокурор при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, она подлежит взысканию с ответчика Егорова И.Ю., поскольку орган местного самоуправления на основании подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
При обращении прокурора в суд с требованиями неимущественного характера при удовлетворении его требований государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, в котором ее должно было уплатить лицо, в чьих интересах прокурор обращается с заявлением, поскольку оно в соответствии с требованиями ст.45 ГПК РФ является истцом по делу.
Иск прокурора подан, в том числе и в интересах неопределенного круга лиц, таким образом, в интересах физических лиц. В силу ст.333.19 НК РФ при обращении в суд с требованиями неимущественного характера гражданин уплачивает пошлину в размере 300 рублей.
Таким образом, с Егорова И.Ю. в доход бюджета Осташковского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Принятые определениями Осташковского городского суда Тверской области 22 апреля 2019 года обеспечительные меры следует отменить после исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление исполняющего обязанности Осташковского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать недействительным постановление главы МО "Мошенское сельское поселение" №95 от 07 августа 2017 г. «О предоставлении в аренду земельного участка Егорову И.Ю. по адресу: д.Заполек, Мошенское сельское поселение, Осташковский район, Тверская область».
Признать недействительной (ничтожной) сделкой договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером № площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: д.Заполек, Мошенское сельское поселение, Осташковский район, Тверская область, заключенный 07 августа 2017 года между Администрацией МО «Мошенское сельское поселение» и Егоровым И. Ю..
Применить последствия недействительности ничтожной сделки:
- обязать Егорова И. Ю. возвратить земельный участок № площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: д.Заполек, Мошенское сельское поселение, Осташковский район, Тверская область, по акту приёма-передачи Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа.
Взыскать с Егорова И. Ю. государственную пошлину в доход бюджета МО «Осташковский городской округ» в размере 300 рублей.
Принятые определением Осташковского городского суда Тверской области 22 апреля 2019 года обеспечительные меры в виде запрета Егорову И. Ю. совершать действия по строительству, осуществлению общестроительных работ на земельном участке с кадастровым номером: №, расположенном по адресу: Тверская область, Осташковский район, д.Заполек, площадью 1500 кв.м., запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области совершать государственную регистрацию права, перехода прав в отношении земельного участка с кадастровым номером: №, расположенном по адресу: Тверская область, Осташковский район, д.Заполек, площадью 1500 кв.м., а также регистрацию права собственности на объекты недвижимости, расположенные на указанном земельном участке, отменить после исполнения решения суда.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский городской суд Тверской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме – 10 июня 2019 года.
Судья Н.А.Кокарева