Дело № 2-1969/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2015 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Коротковой О.И.,
при секретаре Коченковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Луканкина В.И. к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Луканкин В.И. обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании морального вреда.
В обоснование требований указал, что в период его содержания в ИВС г. Орла с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не были выполнены требования приказа МВД РФ № 950 от 22.11.2005 года «Об утверждении правил внутреннего распорядка в ИВС».
Исходя из требований приказа ИВС должны быть, оборудованы водопроводом, канализацией, вентиляцией, должны выдаваться средства и предметы для гигиенических и санитарных действий. Все перечисленное отсутствовало в период его содержания в ИВС, в связи, с чем он испытывал нравственные и физические страдания. Так как находился в античеловеческих условиях содержания.
Просит взыскать моральный вред в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истец Луканкин В.И. не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствии, содержится в ФКУ СИЗО № 1 УФСИН России по Орловской области.
Представитель РФ в лице Министерства Финансов РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель УМВД России по Орловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражал против удовлетворения требований истца, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители УМВД России по г. Орлу по доверенности Сеина Е.Л. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях.
Представитель ИВС в судебное заседание не явился, извещен надлежащем образом, ранее в заседании возражал против удовлетворения требований заявителя.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Из пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда от 20.12.1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) Моральный вред, в частности, может заключаться временным ограничением или лишением каких-либо прав.
Согласно п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 10.10.2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных норм международного права и международных договоров РФ» унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования
В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от ее имени выступает финансовый орган.
Как устанавливает ст. 125 ч. 3 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В силу ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 12.02.1998 года № 26 «О порядке организации и ведения Министерством финансов РФ работы по выступлению от имени казны РФ, а также по представлению интересов Правительства РФ в судах» (с учетом Приказов Министерства финансов РФ от 30.12.2004 года № 378, от 17.01.2005 года № 1) обязанность по организации и ведению в судах работы по выступлению от имени казны РФ возложены на Управления Федерального казначейства Минфина России по республикам, краям, округам, областям, каждому из которых Министерством финансов РФ выдаются соответствующие доверенности.
Из материалов дела усматривается, что Луканкин В.И., ДД.ММ.ГГ года рождения поступил в ИВС УМВД России по г. Орлу ДД.ММ.ГГ в <данные изъяты> мин. в порядке ст. <данные изъяты> УПК РФ по ст. <данные изъяты> УК РФ.
ДД.ММ.ГГ в <данные изъяты> мин. был арестован в порядке ст. <данные изъяты> УПК РФ.
ДД.ММ.ГГ в <данные изъяты> мин. конвоем ОБОКПО направлен в СИЗО-1 г. Орла.
Таким образом, Луканкин В.И. содержался в ИВС УМВД России по г. Орлу с ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> мин. до ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> мин.
Федеральный закон «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В силу ст. 4 названного Закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно ст. 9 Федерального закона № 103-ФЗ изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. Часть 2 указанной статьи предусматривает, что изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В силу ст. 22 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары.
В соответствии со ст.ст. 23, 24 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Истец, заявляя свои требования, указал суду, что в камерах, где он содержались, отсутствовал водопровод, спальное место, не было раковины для умывания, питьевая вода была ржавой, мыло, бритва, зубная щетка и паста не выдавались. В камере находилось ведро вместо санузла, которое не выносилось в течение дня, отсутствовала вентиляция и естественное освещение, небольшое окно было забито металлическим листом с отверстиями.
Согласно ст. 16 Закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Такие Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел утверждены Приказом МВД РФ от 22.11.2005 года № 950.
В соответствии с пп. 43-51 Приказа МВД РФ от 22.11.2005 года № 950 (ред. от 13.09.2010 года) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой.
Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование.
Бритвенные принадлежности (безопасные бритвы либо станки одноразового пользования, электрические или механические бритвы) выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю. Пользование этими приборами осуществляется этими лицами под контролем сотрудников ИВС.
Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей; настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды); издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств; предметы для уборки камеры; уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование с учетом их личности и под контролем сотрудников ИВС).
Камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее <данные изъяты> минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
При отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности.
Для написания предложений, заявлений и жалоб подозреваемым и обвиняемым по их просьбе выдаются письменные принадлежности (бумага, шариковая ручка).
В соответствии со статьей 26 Федерального закона администрация ИВС может обеспечивать подозреваемым и обвиняемым, при наличии соответствующих условий, оказание дополнительных платных бытовых и медико-санитарных услуг.
Правилами поведения подозреваемых и обвиняемых, являющими приложение № 1 к Приказу № 950 подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в ИВС, обязаны: соблюдать порядок содержания под стражей, установленный Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов вутренних дел; выполнять законные требования администрации ИВС; соблюдать требования гигиены и санитарии; соблюдать правила пожарной безопасности; бережно относиться к имуществу ИВС; проводить уборку камер и других помещений, мытье посуды в порядке очередности, установленной администрацией ИВС.
Дежурный по камере обязан: при входе в камеру сотрудников ИВС докладывать о количестве подозреваемых и обвиняемых, находящихся в камере; следить за сохранностью инвентаря, оборудования и другого имущества; получать для лиц, содержащихся в камере, посуду и сдавать ее; подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора по окончании прогулки; мыть бачок для питьевой воды, а также выносить, мыть и дезинфицировать бачок для оправления естественных надобностей (при отсутствии камерного санузла); присутствовать при досмотре личных вещей в камере в отсутствие их владельцев.
Доставка продуктов питания осуществляется ОПОиОТ при УВД Орловской области на договорной основе по нормам, определенным Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005г. № 205.
Задержанным лицам в установленном порядке оказывается медико-санитарное обеспечение, в ИВС имеется дезинфекционная камера, где осуществляется дезинфекция вещей и постельных принадлежностей, ежедневно подозреваемым и обвиняемым предоставляется помывка в душевой кабине с последующей заменой белья, в медицинском кабинете в соответствии СанПин 2.3.6.1079-01 и СанПин 2.1.3.2630-10 проведены работы по установке водопровода и канализации, согласно СП 12-95 МВД России «Сводом правил инструкции по проектированию объектов ОВД МВД России» п. 20.2. во всех камерах установлены люминесцентные лампы накаливания, уровень освещенности камерных помещений соответствует предъявляемым требованиям 50 лк, имеется договор на оказание прачечных услуг с ИП «Овсянников», осуществляются свидания с родственниками и иными лицами в комнате свиданий в соответствии правилами внутреннего распорядка, в ИВС имеется прогулочный двор, где ежедневно осуществляются прогулки подозреваемых и обвиняемых не менее одного часа, камеры оборудованы столами, шкафами, тумбочками, табуретками, вешалками для верхней одежды.
Установлено также, что межрайонный изолятор временного содержания (ИВС) является структурным подразделением полиции УМВД России по г. Орлу, предназначен для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Финансирование содержания ИВС производится за счет федерального бюджета через УМВД по Орловской области.
Помещение по <...> используется под ИВС на основании договора безвозмездного пользования имуществом от ДД.ММ.ГГ, заключенного между ФБУ «СИЗО -1 УФСИН России по Орловской области» и УМВД по Орловской области.
В <данные изъяты> году на капитальный ремонт зданий ИВС по области из федерального бюджета было выделено <данные изъяты> году было выделено <данные изъяты> тыс. руб.
Согласно справке начальника ИВС УМВД по г. Орлу, а также его пояснений в судебном заседании об условиях содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в ИВС на период <данные изъяты> года, в камерных помещениях здания ИВС размещение подозреваемых и обвиняемых производилось с учетом их личности и психологической совместимости. Покамерный учет не предусмотрен. Содержащимся были созданы бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и пожарной безопасности. Норма санитарной площади в камере на одного человека установлена в размере <данные изъяты> кв.м. Содержащиеся в ИВС обеспечивались ежедневно трехразовым питанием по установленным нормам. Камерные помещения были оборудованы индивидуальным спальным местом, вешалкой для верхней одежды, бачком для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственных программ, вентиляцией. В камерных помещениях ИВС отсутствовали кран с водопроводной водой, санитарный узел. В соответствии с приказом МВД России от 07.03.2006 г. № 140дсп «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» дежурный ИВС организует проведение покамерного вывода подозреваемых и обвиняемых под охраной в туалет. Предметы личной гигиены выдавались по установленным нормам, а именно, постельные принадлежности, мыло хозяйственное, бумага для гигиенических целей, зубная паста, зубная щетка, а также для поддержания чистоты в камере выдавался уборочный инвентарь, тазы для гигиенических целей по просьбе), настольные игры (шашки, шахматы) выдавались по просьбе подозреваемых и обвиняемых. Прогулка предоставлялась ежедневно, согласно графика (не менее 1 часа в день). Помывка в душе предоставлялась не реже 1 раза в неделю не менее 15 минут.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела были установлены нарушения порядка содержания лиц в ИВС со стороны УМВД по г. Орлу и УМВД по Орловской области.
Так, в камерах, на момент нахождения там истца, отсутствовали кран с водопроводной водой, санитарный узел.
На основании изложенного, суд полагает, что нахождение истца в закрытом помещении, при отсутствии санитарного узла с соблюдением норм приватности, а также крана с водопроводной водой, является жестоким обращением с человеком, так как лишает законного права на надлежащие условия содержания, нахождение в этом помещении негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии человека, вызывает нервное напряжение.
Остальные доводы истца в обоснование заявленных требований не нашли своего подтверждения, в связи с чем, иск подлежит частичному удовлетворению.
При определении размера морального вреда суд учитывает установленные в ходе разбирательства по делу фактические обстоятельства и время нахождения истца в ИВС.
На основании изложенных обстоятельств суд считает разумным и справедливым определить размер денежной компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу истца за период его содержания в ИВС в сумме <данные изъяты> коп.
Мнение представителя Министерства финансов РФ о том, что истцом пропущен установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок обращения в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, является не обоснованным, поскольку истец обратился в суд не с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органов, указанных в качестве ответчиков, а в порядке искового производства.
Поскольку ст. 208 Г РФ предусмотрено, что исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом, указанный довод представителя ответчика не может повлечь отказ в удовлетворении требований Луканкина Виктора Ивановича.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 151, 1069 ГК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Луканкина Виктора Ивановича о взыскании морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации через Министерство финансов РФ в пользу Луканкина Виктора Ивановича в счет возмещения морального вреда <данные изъяты> рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента его вынесения.
Судья О.И. Коротков