Дело № 2-61/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2016 года г. Жуковка Брянской области
Жуковский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Конториной А.С.,
при секретаре Недосек О.И.,
с участием истца Комиссарова Р.В. и его представителя Дударенкова А.Н.,
представителя органа опеки и попечительства – управления образования администрации Жуковского района Брянской области – Пешковой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комисарова Р. В. к администрации муниципального образования «Жуковский район» о признании права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма,
УСТАНОВИЛ:
Комиссаров Р.В. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с письменным заявлением к главе администрации Жуковского района Брянской области о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма.
ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении его заявления было отказано. Свой отказ ответчик мотивировал тем, что включению в вышеуказанный список подлежат дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в возрасте до 23 лет, а на момент его обращения ему уже исполнилось 23 года.
Истец считает, что он имеет право быть включенным в данный список, так как он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать Комиссарова (после регистрации брака М) Н.Д. умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце - ФИО3 в актовую запись внесены со слов матери.
В связи с этим он был передан на воспитание в ГБООУ «Жуковский санаторный детский дом», где находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени, он, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не обеспечен жилым помещением.
Истец просит признать решение администрации Жуковского района Брянской области об отказе во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма, незаконным и обязать ответчика включить его в данный список.
В ходе рассмотрения указанного иска истец уточнил свои исковые требования, просил признать за ним право на жилое помещение и включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма.
В судебном заседании истец Комиссаров Р.В. и его представитель Дударенков А.Н. поддержали заявленные исковые требования в полном объеме, по основаниям указанным в иске.
Истец Комиссаров Р.В. дополнительно пояснил, что до достижения 23 летнего возраста он неоднократно обращался в орган опеки и попечительства администрации Жуковского района. Его в начале направили в <адрес>, где они ранее жили, затем в Брасовский, где проживал его опекун, потом в Трубчевский. Только после всех выяснений, он вновь обратился в отдел опеки и попечительства Жуковского района, где ему выдали перечень документов, которые необходимо было представить. Но так как для сбора документов необходимо было также время, он не смог вовремя их собрать. Дополнительно сообщил, что дом, в котором ? доля принадлежала ему, получена им после смерти бабушки. Размер полученной доли составлял менее 14 кв.м (а жилая где-то 8 кв.м). Так как большая часть дома принадлежала его дяде, который и принял решение о продажи этого дома. Дом был продан. Дом он в собственность не оформлял.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Жуковский район» - Офицеров О.С. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Суд в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика - администрации муниципального образования «Жуковский район».
Представитель третьего лица Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица - Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
Представителем третьего лица представлены письменные возражения на исковые требования, в которых представлено нормативно-правовое обоснование своей позиции, а также указано, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно Порядку формирования и ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма, утвержденному Постановлением Правительства Брянской области №-и от ДД.ММ.ГГГГ, уполномоченным органом по формированию и ведению сводного и уточненного списков является Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области. Комиссаров Р.В. в данном списке не состоит. В целях реализации права на обеспечение жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений до 23 лет.
Поскольку Комиссаров Р.В. в данном списке не состоит, он утратил право социальной поддержки лиц указанной категории, в том числе и по включению в данный список (л.д.20-21).
Представитель органа опеки и попечительства – управления образования администрации Жуковского района Брянской области – Пешкова Е.Л. не возражала против удовлетворения иска. Но пояснила, что действительно Комиссаров Р.В. обращался в органы опеки попечительства администрации Жуковского района в 2014 году до достижения им 23 летнего возраста и ему был выдан перечень документов, который необходимо было собрать. А также его направили по месту его рождения и проживания, чтобы выяснить не поставлен ли он был ранее на учет. Повторно Комиссаров Р.В. обратился лишь в марте 2015 года, но не был включен в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что на тот момент ему исполнилось 23 года.
Свидетель ФИО11 в судебном заседании пояснила, что она работает в детском доме, где находился Комиссаров Р.В. и его младшая сестра. В 2008 году при проверке документов было установлено, что Р. получил в наследство долю в жилом доме, но учитывая то, что доля была менее нормы (жилая площадь где-то 8 кв.м), было принято решение поставить его на учет как ребенка-сироту. Но пока направлялись запросы по прежнему месту жительства, чтобы установить, не поставлен ли он на учет, время прошло и Комиссаров Р.В. выбыл из детского дома. Поэтому они не успели его поставить на учет. Его сестра была поставлена на учет, хотя тоже получила ? долю в доме, оставшегося в наследство от бабушки. Считает, что Комиссаров Р.В. должен быть поставлен на учет.
Судом установлено, что Комисарова Р. В. родился ДД.ММ.ГГГГ, в графе родители указано: мать ФИО2, отец ФИО3. Сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д. 5, 6).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 вступила в брак с ФИО4. После заключения брака ей присвоена фамилия М (л.д. 7).
В соответствии со свидетельством о смерти 1-МР № мать Комиссарова Р.В. – ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
Согласно постановлению администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Комиссаровым Р.В. была установлена опека (л.д. 67).
Из справки, выданной ГБООУ «Жуковский санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что Комиссаров Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения являлся воспитанником данного учреждения и находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГГГ Комиссаров Р.В. закончил очное обучение в ГОУ НПО «Профессиональное училище №» по профессии «мастер общестроительных работ с получением среднего (полного) общего образования», что подтверждено копией диплома о среднем профессиональном образовании (л.д.).
ДД.ММ.ГГГГ Комиссаров Р.В. обратился в администрацию Жуковского района с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 28).
ДД.ММ.ГГГГ отдел опеки и попечительства управления образования администрации Жуковского района отказал Комиссарову Р.В. во включении его в данный список в связи с тем, что ему на момент обращения исполнилось 23 года (л.д. 4).
В соответствие со свидетельствами о праве на наследство по закону <адрес>3 и <адрес>4 от ДД.ММ.ГГГГ, Комиссаров Р.В. является собственником в праве общей долевой собственности (? доля) жилого дома, общей площадью 56,6 кв. м (в том числе жилой 34,1) и земельного участка площадью 1400 кв. м, расположенного в п. Локоть Брасовского района Брянской области, ул. Луговая, д. 45 (л.д. 61-65).
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Жуковским филиалом ГУП «Брянскоблтехинвентаризация», квартир, индивидуальных домовладений в <адрес> в собственности Комисарова Р.В. не значится (л.д. 70).
В соответствие с уведомлением Управления Росреестра по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ, сведений о правах Комиссарова Р.В. на объекты недвижимого имущества не имеется (л.д. 71-72).
Комиссаров Р.В. зарегистрирован в г. Жуковка Брянской области, ул. Крупской, д. 1 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3).
С ДД.ММ.ГГГГ Комиссаров Р.В. обучается на очной форме инженерно-технического факультета в ФГБОУ ВО Брянском ГАУ. Период обучения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.85).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно абз. 4 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме данных лиц, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч.3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абз.1 ч.1 ст.8 Закона и достигшие возраста 14 лет.
В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, введенной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На территории Брянской области порядок предоставления жилых помещений указанной категории граждан регламентируется Законом Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области».
В силу ст.1 вышеназванного Закона Брянской области жилые помещения указанной категории лиц предоставляются однократно, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в соответствующем муниципальном образовании Брянской области.
Как установлено судом Комиссаров Р.В., приобрел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, он не имел жилых помещений в собственности или закрепленного за ним жилого помещения. Доля в жилом помещении, полученная им в порядке наследования, незначительная (жилая 8,52 кв.м), которая в последствии была продана, поэтому суд считает, что Комиссаров Р.В. имеет право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы ответчика о том, что Комиссаров Р.В. обратился с заявлением о постановке на учет после достижения 23 возраста, суд считает несостоятельным. В суде установлено, что фактически Комиссаров Р.В. обратился в органы опеки и попечительства до достижения 23 лет, но из-за потраченного времени на выяснение вопроса о постановке его на учет в местах, где он ранее проживал, он подал документы лишь в марте 2015 года.
Данные обстоятельства участники процесса не опровергали, поэтому суд приходит к выводу, что пропуск срока обращения Комиссаровым Р.В. с заявлением о постановке на учет до достижения 23 летнего возраста, произошел по уважительной причине.
При таких обстоятельствах Комиссаров Р.В. имел право в возрасте до 23 лет на внеочередное обеспечение жилой площадью.
По смыслу статьи 1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и положений ст.121 Семейного кодекса РФ обязанность по обеспечению социальных гарантий вышеуказанной категории лиц, в том числе гарантий по обеспечению жильем, возлагается на опекунов и попечителей.
Согласно ст.121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Орган опеки и попечительства администрации Жуковского района свою обязанность по постановке Комиссарова Р.В. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения не выполнил, несмотря на предпринятые им меры к реализации своего права на получение жилья. Имевшие место и не опровергнутые ответчиком в судебном заседании факты устных обращений истца в орган опеки и попечительства в период до достижения истцом возраста 23 лет, остались без удовлетворения: Комиссаров Р.В. не был принят на учет по улучшению жилищных условий и своевременно не включен в единую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, истец не может нести ответственность за бездействие органа опеки администрации Жуковского района Брянской области.
Принимая во внимание положения ч.9 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которым право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями и, учитывая то обстоятельство, что в настоящее время истец не имеет жилых помещений в собственности, суд приходит к выводу об удовлетворении его исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Комисарова Р. В. удовлетворить.
Признать за Комисарова Р. В. право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Администрации Жуковского района Брянской области включить Комисарова Р. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Жуковский районный суд Брянской области в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья подпись А.С. Конторина
.
Решение не вступило в законную силу