Дело № 2-218/17
Заочное решение
именем Российской Федерации
2 марта 2017 года с. Пестрецы
Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Алексеева И.Г.,
с участием представителя истцов Болонин Ю.К., Кириллов Ю.В., Коршунова А.А., Курочкина Г.В. и Нуруллина Р.Р. - Бажанова П.Р.,
представителей третьего лица СНТ «Заречье-2» Добряковой Р.Н. и Клюкина А.С.,
при секретаре Денисовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям Болонин Ю.К., Кириллов Ю.В., Курочкина Г.В., Коршунова А.А. и Нуруллина Р.Р. к Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района РТ и Исполнительному комитету Шигалеевского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ об обязании определить местонахождение, территориальную целостность и местоположение фактических границ земельных участков,
установил:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным с иском в обоснование указывая на то, что им на основании Государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования от ДД.ММ.ГГГГ принадлежат земельные участки: Болонин Ю.К. с кадастровым номером №, Кириллов Ю.В. с кадастровым номером №, Коршунова А.А. с кадастровым номером №, Курочкина Г.В. с кадастровым номером № и Нуруллина Р.Р. с кадастровым номером №, расположенные по адресу: РТ, <адрес>, Шигалеевское сельское поселение, СТ «Заречье», право собственности на которые ими надлежащим образом зарегистрировано. С момента предоставления данных земельных участков они несли бремя их содержания, оплачивали необходимые платежи и налоги, однако в последнее время из-за ухудшения состояния здоровья не могли использовать свои земельные участки. В настоящее время, из-за активной застройки местности, не представляется возможным определить местоположение и фактические границы принадлежащих им земельных участков, в связи с чем, они были вынуждены обратиться к ответчикам с просьбой определения местоположения границ, однако просьба осталась без ответа. Исходя из изложенного, истцы просят обязать ответчиков определить местоположение принадлежащих им земельных участков.
Представитель истцов Бажанов П.Р. требования исков поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представители ответчиков Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района РТ и Исполнительного комитета Шигалеевского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ будучи, надлежащим образом, извещенными о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явились, и суд, с согласия представителя истца, счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке заочного производства.
Представители третьего лица СНТ «Заречье-2» Добрякова Р.Н. и Клюкин А.С. разрешение иска оставили на усмотрение суда, пояснив при этом, что на территории СНТ «Заречье-2» свободных земельных участком не имеется, более того, указали, что квартал № относится к СНТ «Заречье».
Представители третьих лиц Управления Росреестра по РТ и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РТ в судебное заседание не явились, согласно представленным ходатайствам просили рассмотреть гражданское дело в их отсутствие, результат рассмотрения оставили на усмотрении суда.
Представитель СНТ «Заречье» в судебное заседание также не явился, извещен.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из приведенных норм права следует, что обязанность по совершению определенных действий может быть возложена на гражданина или юридическое лицо только в случае, если она возникла у него в силу закона, договора или иного законного основания.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, помимо прочего, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.
В силу статьи 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Порядок предоставления земельных участков, том числе, находящихся в муниципальной собственности и полномочия органов местного самоуправления при этом определены в главе V Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определённой вещи.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно ч. 2 ст. 7 этого же закона Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости ( кадастр недвижимости).
Исходя из положений ст. 8 вышеуказанного Закона, в кадастр недвижимости вносятся, среди прочего, такие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, как описание местоположения границ объекта недвижимости.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 14 того же Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
В соответствии со ст. 37 Федерального закона №221-ФЗ от 24 июля 2007 года (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ) «О кадастровой деятельности» результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
Из материалов дела следует, что на основании Государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования от ДД.ММ.ГГГГ истцам на праве собственности принадлежат земельные участки: Болонин Ю.К. с кадастровым номером № (Государственный акт №), Кириллов Ю.В. с кадастровым номером № (Государственный акт №), Коршунова А.А. с кадастровым номером № (Государственный акт №), Курочкина Г.В. с кадастровым номером № (Государственный акт №) и Нуруллина Р.Р. с кадастровым номером № (Государственный акт №), расположенные по адресу: РТ, <адрес>, Шигалеевское сельское поселение, СТ «Заречье» (свидетельства о государственной регистрации права и дела правоустанавливающих документов).
Согласно сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости, данным земельным участкам были присвоены кадастровые номера ДД.ММ.ГГГГ, их границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились с коллективным заявлением в Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района РТ с просьбой о предоставлении информации о фактическом местоположении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, № №.
Разрешая заявленные исковые требования и приходя к выводу об отказе в их удовлетворении суд исходит из того, что в соответствии с п. 7 ст. 69 Земельного кодекса РФ порядок проведения землеустройства, включающего в себя и установление на местности границ объектов землеустройства (пункт 1 статьи 68 Земельного кодекса Российской Федерации), устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 17 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Из пунктов 2, 3 Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года №688, следует, что установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства. Установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с пунктом 1.1. Инструкция по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08 апреля 1996 года, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.
Межевание земель выполняют проектно-изыскательские организации Роскомзема, а также граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии на право выполнения этих работ (пункт 1.4. указанной Инструкции).
Из содержания приведенных норм следует, что земельный участок всегда индивидуализируется на местности при его отводе, представляя собой конкретно определенную вещь, и характеризуется такими признаками, как общая площадь, границы и местоположение.
Каких-либо подтверждающих документов о местоположении границ земельного участка истца, в том числе сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, а также убедительных и бесспорных доказательств о наличии границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка, истцовой стороной суду не представлено.
Следовательно, определение границ земельных участков не входит в компетенцию Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района РТ и Исполнительного комитета Шигалеевского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ, а поскольку истцами не указаны правовые основания для возложения на органы местного самоуправления обязанности по определению границ земельного участка, оснований для удовлетворении иска о понуждении ответчиков к совершению данных действий у суда не имеется.
Не указывают истцы и на наличие таких оснований, предусмотренных законом или договором, в связи с чем, их доводы об обстоятельствах предоставления им земельных участков, также не могут служить основанием для удовлетворения иска.
В соответствии с п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
При таких обстоятельствах, предъявленные истцами требования об обязании определить местонахождение, территориальную целостность и местоположение фактических границ земельных участков, по заявленным основаниям, являются необоснованными.
При этом, суд считает необходимым указать на то, что поскольку право собственности истцов на земельные участки не оспорено, они вправе реализовать принадлежащие им как собственникам права, в том числе право на судебную защиту, путем выбора иных предусмотренных законом способов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 198, 233-235 ГПК РФ, суд заочно
решил:
Болонин Ю.К., Кириллов Ю.В., Курочкина Г.В., Коршунова А.А. и Нуруллина Р.Р. в иске к Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района РТ и Исполнительному комитету Шигалеевского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ об обязании определить местонахождение, территориальную целостность и местоположение фактических границ земельных участков, отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: