Дело №12-77/2016
Сортавальский городской суд
Республика Карелия
РЕШЕНИЕ
29 августа 2016 года город Сортавала
Судья Сортавальского городского суда Республики Карелия Ратомская Е.В.,
при секретаре Колотовой Е.В.,
рассмотрев жалобу Государственного комитета Республики Карелия по транспорту на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ,
установил:
<Дата обезличена> постановлением начальника отделения ГИБДД Отделения МВД России по Сортавальскому району Государственный комитет Республики Карелия по транспорту (далее – Комитет) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
<Данные изъяты> Комитет обратился в суд с жалобой на указанное постановление, полагая, что назначенное наказание является несоразмерным указанному правонарушению. В дополнении к жалобе просят постановление отменить, производство по делу прекратить. Полагают, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений. В силу Положения о Государственном комитете Республики Карелия по дорожному хозяйству, транспорту и связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 №242-П, комитет является органом исполнительной власти Республики Карелия и осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации. Обязанности по содержанию, ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения на территории Республики Карелия возложены на КУ РК «Управдор РК», являющегося балансодержателем указанных в постановлении автодорог и находящегося в ведомственном подчинении Комитета, который, как главный распорядитель бюджетных средств, довел до КУ РК «Управдор РК» денежные средства на содержание автомобильных дорог, в том числе, расположенных в Сортавальском районе Республики Карелия. Полагают, что комитет не является лицом, осуществляющим содержание и ремонт автомобильных дорог, указанных в постановлении, и не является субъектом административного правонарушения, в связи с чем необоснованно привлечено к административной ответственности. Просят постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании представители Комитета Падчин И.В. и Кондрашин Д.С., действующие на основании доверенностей, доводы жалобы поддержали. Просили постановление отменить, производство по делу прекратить.
Начальник ОГИБДД ОМВД России по Сортавальскому району Ерополов С.А. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен.
Выяснив позицию привлекаемого лица, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
На основании ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Из материалов дела следует, что копия постановления по делу об административном правонарушении была получена Комитетом <Дата обезличена>. Жалоба на указанное постановление направлена в суд почтовой корреспонденцией <Дата обезличена>, то есть в пределах срока, установленного КоАП РФ.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления (ч.2), при этом, судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ч.3).
<Дата обезличена> государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Сортавальскому району в отношении Комитета оставлен протокол об административном правонарушении, согласно которому на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения <Дата обезличена> допущено нарушение п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных и иных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 №1090, выразившееся в том, что Комитет, являясь юридическим лицом, не выполнил требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании и ремонте следующих дорог: а/д Нуккуталахти - Ламберг, Вуорио - Тарулина, Сайконен - Койвусильта, Янникаеми - Сортавала, Воннисенмяки - Заозерный, Лахденкюля - Пуккари, Олонец - Вяртсиля, Вяртсиля - Корписелька, Пуйккола -Партала, Сюськюярви - Маткаселькя, Рускеала - Маткаселькя, Оппола - Рускеала, Воннисенмяки - Хелюля.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения <Дата обезличена> Комитета к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).
В соответствии с п.6 ст.3 данного Федерального закона, дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).
Согласно п.2 ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Исходя из положений приведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
В соответствии с ч.2 ст.15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Положению о Государственном комитете Республики Карелия по дорожному хозяйству, транспорту и связи, утвержденному Постановлением Правительства Республики Карелия от 05.08.2013 №242-П, Комитет является органом исполнительной власти Республики Карелия, проводящим государственную политику и осуществляющим функции в сфере дорожной деятельности непосредственно и через подведомственные организации.
Пунктом 3 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что в целях осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 данного Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
К числу перечисленных в пункте 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе, решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
В целях обеспечения выполнения функции в области содержания автомобильных дорог в Республике Карелия, в том числе расположенных в Сортавальском районе Республики Карелия, создано КУ РК «Управтодор РК», находящееся в ведомственном подчинении Комитета. Согласно п.2.1 Устава учреждения, оно создано для организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них Республики Карелия регионального или муниципального значения. В силу п.2.2 Устава учреждения, целью его деятельности являются: обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения; оценка технического состояния автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в целях классификации и отнесения автомобильных дорог к категории автомобильной дороги.
Распоряжениями Министерства природных ресурсов Республики Карелия от 20.03.2008 №176-р, Государственного комитета по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд от 05.04.2011 №211-р, автомобильные дороги регионального значения Нуккуталахти - Ламберг, Вуорио - Тарулина, Сайконен - Койвусильта, Янникаеми - Сортавала, Воннисенмяки - Заозерный, Лахденкюля - Пуккари, Подъезд к п.Вярсиля, Вяртсиля - Корписелька, Пуйккола - Партала, Сюськюярви - Маткаселькя, Рускеала - Маткаселькя, Оппола - Рускеала, Воннисенмяки -Хелюля закреплены на праве оперативного управления за КУ РК «Управтодор РК».
В соответствии с Законом Республики Карелия №1968-ЗРК от 24.12.2015 «О бюджете Республики Карелия на 2016 год», Комитетом были доведены до КУ РК «Управтодор РК» денежные средства на содержание автомобильных дорог региональной или межмуниципальной сети Республики Карелия.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что Комитет не является лицом, осуществляющим содержание и ремонт дорог, на участке которых были выявлены нарушения требований и стандартов по содержанию.
Таким образом, Комитет не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, и необоснованно привлечено к административной ответственности.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, на основании ст.30.7, п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Сортавальскому району капитана полиции Ерополова С.А. от <Дата обезличена> в отношении Комитета подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием состатва правонарушения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Сортавальскому району капитана полиции Ерополова С.А. от <Дата обезличена> в отношении Государственного комитета Республики Карелия по транспорту по ст.12.34 КоАП РФ - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение десяти суток с момента получения копии решения.
Судья Е.В. Ратомская