по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Хабаровск 21 июля 2016г.
Судья Хабаровского районного суда Хабаровского края Константинова М.Г.
рассмотрев протест и.о. прокурора Хабаровского района Хабаровского края Усевича В.К. на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 09.06.2016 года № 4-503-16-ППР\209\21\2 государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО1, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные сети «Ракитненское» по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ,
установил:
Постановлением прокурора Хабаровского района Хабаровского края от 27.05.2016 года возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении ООО «Коммунальные сети «Ракитненское». Прокурорской проверкой установлено, что по состоянию на 01.04.2016 года у ООО «Коммунальные сети «Ракитненское» имеется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2015 года в размере 207731 руб.
В отношении ООО «Коммунальные сети «Ракитненское» возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 5.27 ч. 1 КоАП РФ – нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 09.06.2016 года № 4-503-16-ППР\209\21\2 государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО1, прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные сети «Ракитненское» по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, по тому основанию, что неисполнение работодателем обязанностей по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды нельзя квалифицировать как административное правонарушение по ст. 5.27 КоАП РФ (вменяя нарушение требований ст. 22 ТК РФ), поскольку неисполнение обязанностей по перечислению в государственные внебюджетные фонды регулируется нормами другого закона – Закона № 212-ФЗ. Учитывая, что Гострудинспекция не обладает полномочиями по осуществлению надзора за уплатой страховых взносов страхователями, состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 5.27 КоАП РФ в случае неперечисления работником страховых взносов, отсутствует.
В протесте на указанное постановление и.о. прокурора Хабаровского района указал, что основными задачами трудового законодательства являются, в частности, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательствому социальному страхованию (включая пенсионное). Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, иные вида страхового обеспечения. Страховой стаж – суммарная продолжительность периодов работы, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. В страховой стаж включаются периоды работы при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Выявленные в ходе проверки нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. По этим основаниям, и.о. прокурора просит постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В судебном заседании помощник прокурора Хабаровского района ФИО2 поддержала протест по изложенным в постановлении основаниям.
Государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО1 поддержала вынесенное постановление, указала, что страхование работающих граждан не зависит от факта уплаты страховых взносов страхователем. Трудовой кодекс РФ не регулирует сроки внесения страховых взносов. ООО «Коммунальные сети «Ракитненское» не могут быть оштрафованы Государственной инспекцией труда, поскольку за указанные деяния привлекать к ответственности могут органы контроля за уплатой страховых взносов, в частности, Пенсионный фонд РФ. Инспекция по труду не является органом, контролирующим уплаты страховых взносов. КоАП РФ не содержит такого состава правонарушения, как несвоевременная уплата страховых взносов.
Исследовав материалы дела, суд отменяет обжалуемое постановление по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 5.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, по состоянию на 01.04.2016 года у ООО «Коммунальные сети «Ракитненское» имеется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2015 года в размере 207731 руб.
В соответствии с положениями абзаца 2 статьи 5 ТК РФ трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда, состоит из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
Статьей 22 ТК РФ установлена обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об основах обязательного социального страхования" (далее ФЗ N 165) - обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Статья 6 ФЗ N 165 устанавливает, что субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ст. 12 ФЗ 165 - страхователи (работодатели) обязаны уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы.
Как следует из смысла закона, под социальным страхованием понимается не только непосредственно обязательное социальное страхование от несчастных случае на производстве, но и обязательное пенсионное страхование, порядок и условия которого регулируются Законом Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статья 3) и Законом Российской Федерации "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" N 167-ФЗ, согласно части 2 статьи 14 которого, страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статья 20 Федерального закона от 16.07.1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" указывает на то, что уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").
Доводы относительно того, что контроль за отчислением страховых взносов, осуществляется Пенсионным фондом РФ, а не инспекцией труда являются не состоятельными.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме перечислять в Пенсионный фонд Российской Федерации дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в порядке, определенном Законом N 56-ФЗ, а также вести учет, связанный с исчислением, удержанием и перечислением указанных страховых взносов.
В силу ст. 3 Закона N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" уплата дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии является частью правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно положений ст.ст. 21 и 22 Трудового кодекса РФ работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами, а работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами.
Следовательно, невыполнение работодателем обязанностей, возложенных на него Законом N 56-ФЗ, необходимо квалифицировать как нарушение требований трудового законодательства РФ.
В соответствии с абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке, составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий
Бездействие ООО «Коммунальные сети «Ракитненское» квалифицировано прокурором по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
По этим основаниям, протест и.о. прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 30.7 ч. 1 п. 4, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 4 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 09.06.2016 года № 4-503-16-ППР\209\21\2 государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО1, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные сети «Ракитненское» по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, отменить, дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Государственную инспекцию. труда в Хабаровском крае.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в Хабаровский краевой суд, через Хабаровский районный суд.
Судья: М.Г. Константинова