Решение по делу № 33-6168/2017 от 06.10.2017

Дело № 33-6168/2017

Апелляционное определение

г. Тюмень

23 октября 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего судьи         Лаврентьева А.А.,

судей:     Пуминовой Т.Н., Ситниковой Л.П.,

при секретаре                 Копановой М.С.,

с участием военного прокурора Девятерикова Д.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Министерства обороны Российской Федерации на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 22 марта 2017 года, которым постановлено:

«В исковых требованиях Министерству обороны РФ к Дацунову Николаю Ивановичу, Дацуновой Наталье Валерьевне, Дацуновой Екатерине Николаевне, Дацуновой Елизавете Николаевне о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета, обязании сдать жилое помещение по адресу: <.......> - отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., судебная коллегия Тюменского областного суда,

установила:

Истец Министерство обороны Российской Федерации обратился в суд с иском к Дацунову Н.И., Дацуновой Н.В., Дацуновой Е.Н., Дацуновой Е.Н. о признании утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <.......>, выселении, снятии с регистрационного учета, возложении обязанности сдать жилое помещение по акту с передачей ключей от жилого помещения и закрытием лицевого счета в управляющей компании.

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки использования по назначению жилых помещений специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, и в целях выявления лиц, незаконно их занимающих, должностными лицами ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации проведена проверка использования жилого помещения – квартиры № <.......>, расположенной по адресу: Тюменская <.......>. В ходе проверки установлено, что спорное жилое помещение в нарушение требований приказов Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», от 18 июля 2014 года №485 «Об утверждении Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» занято ответчиками. Указанные граждане на сегодняшний день связи с Министерством обороны Российской Федерации не имеют, то есть не проходят военную службу по контракту в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, не относятся к лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. В связи с тем, что ответчики не относятся к числу лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями от Министерства обороны Российской Федерации, в адрес ответчиков направлено уведомление об освобождении служебного жилого помещения Министерства обороны Российской Федерации. Однако добровольно ответчики жилое помещение не освободили, продолжают незаконно проживать в нем.

Представитель истца Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Ответчик Дацунов Н.И. и его представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

Ответчики Дацунова Н.В., Дацунова Е.Н., Дацунова Е.Н., представители третьих лиц ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Помощник военного прокурора в судебном заседании полагал, что исковые требования Министерства обороны Российской Федерации удовлетворению не подлежат.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец Министерство обороны Российской Федерации. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на ст.ст. 6, 28-31, 33, 42-43 Жилищного кодекса РСФСР, согласно которым основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилья – совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденное решением органа местного самоуправления, в то время как в материалах дела такое решение в отношении Дацунова Н.И. отсутствует. Указывает на оставление судом без должного внимания того обстоятельства, что спорное жилое помещение на момент предоставления его ответчикам находилось на территории закрытого военного городка, где жилые помещения могли быть предоставлены военнослужащим только в качестве служебного жилья вне зависимости от наличия решения об отнесении данных помещений к числу служебных. Считает, что ответчиками не представлено доказательств того, что они занимают спорное жилое помещение на условиях социального найма. Обращает внимание на то, что на беседе 14 сентября 2005 года, Дацунов Н.И. указал, что жильем от Министерства обороны Российской Федерации не обеспечивался, просил уволить его из Вооруженных Сил Российской Федерации до получения государственного жилищного сертификата с оставлением в списках кандидатов на получение государственного жилищного сертификата, что также подтверждается исковым заявлением Дацунова Н.И., поданным в Октябрьский районный суд г.Екатеринбурга, где он указал, что спорное жилое помещение не является для него постоянным жильем. По мнению истца, решение Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга не имело преюдициальное значения, поскольку на момент вынесения решения по данному делу не вступило в законную силу. Также обращает внимание на то, что суд первой инстанции не исследовал вопрос о возможности выселения ответчиков как лиц, не указанных в ч.2 ст.103 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании решения жилищной комиссии войсковой части № 61221 от 25 сентября 2002 года Дацунову Н.И. на состав семьи из трех человек было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <.......>, где ответчики зарегистрированы по настоящее время.

Протоколом заседания жилищной комиссии войсковой части 61221 №8а от 25 октября 2007 года принято решение о включении майора Данцунова Н.И. в списки очередников для получения жилья, согласно Приказу №125 МО РФ и на основании поданного рапорта военнослужащего.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции исходил из того, что Данцунов Н.И. вместе с членами своей семьи был вселен в спорное жилое помещение, не относящееся к ведомственному жилищному фонду, в связи со службой в войсковой части по последнему месту службы, доказательств отнесения спорного жилого помещения к числу служебного не представлено, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, так как они не противоречат обстоятельствам дела и сделаны на основании совокупности представленных сторонами доказательств.

На основании ч.3 ст.6 Жилищного кодекса Российской Федерации в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Статьёй 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

В соответствии с абз.8 ч.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации.

На основании п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Министерство обороны РФ.

Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны организаций. Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в введении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.

В силу пункта «и» ч. 2 настоящего постановления, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», №1054 «О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации» был изменен порядок управления федеральным имуществом, закрепленным на соответствующем праве за организациями Министерства обороны России.

Жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти (ч.1 ст.101 Жилищного кодекса РСФСР).

На основании п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года №1301), государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года №752-р в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности был включен военный городок №33, расположенный в Тюменском районе, поселок Богандинский.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации 17 марта 2010 года №349-р подраздел «Тюменская область» из Перечня был исключен.

Таким образом, в настоящее время занимаемое ответчиками жилое помещение, расположенное по адресу: <.......>, не относится к жилищному фонду закрытого военного городка.

При предоставлении Дацуновым спорной квартиры отношения по пользованию и владению жилым помещением не были надлежащим образом оформлены наймодателем. Так же суд первой инстанции обоснованно указал, что жилое помещение было предоставлено Дацунову Н.И. в установленном законом порядке.

При этом материалы дела не содержат сведений о том, что спорное жилое помещение на момент его предоставления ответчикам с учетом членов семьи имело статус служебного.

Обращаясь в суд с исковым заявлением о выселении ответчиков из жилого помещения, истец ссылался на Постановление Администрации муниципального образования рабочий посёлок Богандинский от 31 марта 2005 года №107 о присвоении спорной квартире войсковой части 61221 статуса служебного.

Однако, как следует из информационного письма администрации Богандского муниципального образования от 22 марта 2017 года №565 Постановление №107 от 31 марта 2005 года «О присвоении статуса «служебных» квартирам войсковой части № 61221» считается не действующим, так как противоречит п.1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Объекты государственной собственности, в том числе имущество вооружённых сил, пограничных и внутренних войск относятся исключительно к федеральной собственности. Распоряжаться федеральной собственностью, менять статус федерального жилого фонда, орган местного самоуправления не в праве (л.д.75).

Поскольку материалами дела подтверждено, что служебный ордер в отношении спорного жилого помещения ответчикам не выдавался, решения уполномоченного органа о включении спорной квартиры в число служебных, как было предусмотрено положениями ст.ст. 15, 101 Жилищного кодекса РСФСР и ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации не принималось, доказательств незаконности вселения и проживания Дацуновых в спорном жилом помещении не представлено, к возникшим между сторонами правоотношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы, не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую правильную оценку в постановленном по делу решении.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,

определила:

Решение Тюменского районного суда Тюменской области от 22 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий                подпись

    

Судьи коллегии:                        подписи

Копия верна.

Судья

33-6168/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Военная прокуратура Тюменского гарнизона
Министерство обороны РФ
Ответчики
Дацунов Николай Иванович
Дацунова Елизавета Николаевна
Дацунова Екатерина Николаевна
Дацунова Наталья Валерьевна
Другие
ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации
Отделение ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Пуминова Татьяна Николаевна
23.10.2017Судебное заседание
12.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2017Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее