Решение по делу № 2-234/2018 (2-4586/2017;) ~ М-4221/2017 от 25.10.2017

Дело № 2- 234(2018)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 января 2018 года                                г.Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Шматковой О.В.,         

при секретаре Силаковой Е.А.,

с участием представителя истца по доверенности Андросенко Е.А., Швароб А.Д., действующая в том числе в интересах Ш.В., <дата> г.р., Ш.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Володарского района г. Брянска в интересах Швароб А.Д. и Ш.В. к Брянской городской администрации о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Володарского района г. Брянска обратился в суд с указанным иском в интересах Швароб А.Д. и Ш.В., ссылаясь на то, что прокуратурой Володарского района г. Брянска проведена проверка по обращению Швароб А.Д., прож. <адрес>, по вопросу нарушения жилищных прав ее семьи. Проведенной проверкой установлено, что комната по <адрес>, общей площадью 18 кв.м., в которой проживает Швароб А.Д. и Ш.В., является муниципальной собственностью и занята указанной семьей на основании договора социального найма от 19.08.2013 года. Швароб А.Д. состоит на жилищном учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 24.08.2016 года составом семьи 2 человека, включая Ш.В. Решением районной жилищно-бытовой комиссии Володарской районной администрации от 14.09.2016 г. семья Швароб А.Д. признана малоимущей, нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Проверкой установлено, что на основании решения межведомственной комиссии Брянской городской администрации по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания дом <адрес>, Постановлением Брянской городской администрации от 09.06.2016 года № 1936-п признан ветхим и включен в список и очередность сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда г. Брянска. Согласно результатам технического обследования указанного дома общий физический износ жилого дома составляет 61,71%, здание имеет большой моральный износ, сроки службы основных несущих конструкций, прочих конструктивных элементов, отделки, инженерного оборудования и всего здания в целом превысили нормативные усредненные сроки службы, дом подлежит сносу. Однако, до настоящего времени переселение граждан из указанного дома Брянской городской администрацией не осуществлено.

Ссылаясь на требования ст. ст. 2, 57, 89 ЖК РФ, прокурор Володарского района г. Брянска просил обязать Брянскую городскую администрацию предоставить Швароб А.Д. на состав семьи 2 человека, включая Ш.В., вне очереди жилое помещение по договору социального найма в границах соответствующего населенного пункта муниципального образования «город Брянск» общей площадью не менее занимаемого в настоящее время.

В судебном заседании помощник прокурора Володарского района г. Брянска по доверенности Андросенко Е.А., Швароб А.Д., действующая в том числе в интересах несовершеннолетней Ш.В., Ш.В. исковые требования поддержали и просили суд их удовлетворить.

Представители Брянской городской администрации, Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, Володарской районной администрации г. Брянска в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежаще, ходатайств об отложении дела по уважительной причине не завялено, в силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В письменных возражениях на иск представитель Брянской городской администрации просит в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что жилое помещение <адрес>, не признано в установленном п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ порядке не подлежащим ремонту или реконструкции. Брянской городской администрацией не принято решение о сносе жилого дома, поскольку дом аварийным и подлежащим сносу в установленном законом порядке не признавался. Согласно заключению межведомственной комиссии дом был признан непригодным для проживания, что не является идентичными понятиями.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, Швароб А.Д., Ш.В., <дата> г.р., проживают и зарегистрированы в жилом помещении <адрес>, что подтверждается поквартирной карточкой, справкой паспортно-регистрационного участка ООО «РИРЦ» Брянской области.

На основании договора социального найма жилого помещения от 19.08.2013 г. № 184/13 Володарская районная администрация г.Брянска, действующая от имени собственника жилого помещения – муниципального образования г.Брянск, передала несовершеннолетней Ш.В. в лице Швароб А.Д. в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 1-й комнаты в общежитии, общей площадью 18,0 кв.м, по <адрес>.

Решением межведомственной комиссией Володарской районной администрации г.Брянска (протокол №2 от 05.04.2016 г.) помещения жилого дома <адрес> признаны непригодными для проживания. В протоколе указано, что по результатам технического обследования, выполненного ГУП «Брянсккоммунпроект» в 2016 г., все несущие конструкции указанного дома находятся в ограниченно работоспособном состоянии. Кроме того, существующая внутренняя планировка не соответствует действующим нормативным документам, т.е. здание имеет полный моральный износ и в том виде, в котором находится на момент обследования, является непригодным для постоянного проживания в нем людей. Выполнение работ по реконструкции здания экономически нецелесообразно. Следовательно, данный дом подлежит сносу.Согласно заключению межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции № 2 от 05.04.2016 г., все несущие конструкции дома находятся в ограниченно работоспособном состоянии. Общий износ – 61,71%. Здание имеет полный моральный износ и в том виде, в котором находится на момент обследования, является непригодным для постоянного проживания в нем людей. Межведомственная комиссия приняла заключение о выявлении оснований для признания помещений жилого дома <адрес> непригодным для проживания.

Постановлением Брянской городской администрации от 09.06.2016 г. № 1936-п утверждено решение районной межведомственной комиссии по <адрес>, (о признании жилых помещений непригодными для проживания); включен в список и очередность сноса аварийного и непригодного для постоянного проживания жилищного фонда г.Брянска, подлежащего переселению, дом, расположенный <адрес>.

Решением жилищно-бытовой комиссии Володарской районной администрации г.Брянска (протокол № 19 от 14.09.2016 г.) Швароб А.Д. признана малоимущей, нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Распоряжением Володарской районной администрации г.Брянска от 15.09.2016 г. № 399-р Швароб А.Д. с составом семьи 2 человека, в том числе Ш.В. – дочь, с 24.08.2016 г. (п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ), как проживающая в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, признана нуждающейся в жилых помещениях и принята на жилищный учет.

Иного жилья в собственности Швароб А.Д. и Ш.В. не имеется.

Как разъяснено в разделе 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

В ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и издание распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов.

Разрешая спор, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанная процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, установленная Правительством Российской Федерации, соблюдена. Соответствующее заключение межведомственной комиссии в материалах делах имеется.

Доводы ответчика о том, что жилое помещение <адрес>, не признано в установленном п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ порядке не подлежащим ремонту или реконструкции, не могут быть приняты судом во внимание.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 28.05.2013 года №34-КГ 13-2, признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38,47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года №47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежат.

Исходя из положений приведенных выше правовых норм, учитывая, что жилое помещение, где проживают Швароб А.Д., Ш.В., признаны непригодными для проживания на основании заключения межведомственной комиссии от 05.04.2016 г. и постановления Брянской городской администрации от 09.06.2016 г. № 1936-п, согласно которому дом <адрес>, включен в список и очередность сноса аварийного и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда г.Брянска, которые не оспорены и незаконными не признаны, Швароб признаны малоимущими, состоят на учете нуждающихся в жилом помещении, суд приходит к выводу, что у органа местного самоуправления возникла обязанность предоставить данным лицам жилое помещение по договору социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Володарского района г. Брянска в интересах Швароб А.Д. и Ш.В. к Брянской городской администрации о предоставлении жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.

Брянской городской администрации предоставить Швароб А.Д. на состав семьи 2 человека, включая Ш.В., вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для проживания, расположенное в границах г. Брянска, площадью не менее занимаемого жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                Шматкова О.В.

Мотивированное решение суда изготовлено 29 января 2018 года.

2-234/2018 (2-4586/2017;) ~ М-4221/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Швароб Анна Дмитриевна
Швароб Вера Владимировна
Прокурор Володарского района г.Брянска в интересах Швароб А.Д. и Швароб В.В.
Ответчики
Брянская городская администрация
Суд
Советский районный суд г. Брянска
Судья
Шматкова Оксана Викторовна
25.10.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.10.2017[И] Передача материалов судье
26.10.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2017[И] Судебное заседание
10.01.2018[И] Судебное заседание
22.01.2018[И] Судебное заседание
29.01.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2018[И] Дело оформлено
13.07.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее