Дело №2-1405/15
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2015 года г. Махачкала
Ленинский районный суд г. Махачкала РД в составе:
председательствующего – Онжолова М.Б.,
при секретаре – Асеевой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД к Гаджиеву Салиху Мусаевичу о признании незаконными строительных работ по возведению многоэтажного жилого дома и приостановлении строительства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РД в лице Управления Государственного строительного надзора обратился в суд с иском к Гаджиеву С.М. о признании незаконным строительство здания «6 этажного жилого дома» расположенного на земельном участке №22 в районе Турали-1 с кадастровым номером: 05:40:000069:0111, запретить гр. Гаджиеву С.М. строительство и дальнейшую эксплуатацию объекта капитального строительства: « 6 этажного многоквартирного жилого дома» расположенного на земельном участке №22 в районе Турали-1 с кадастровым номером: 05:40:000069:0111 - до устранения нарушений федерального законодательства о градостроительной деятельности и привидения объекта в соответствие с требованиями строительных норм и правил, технических регламентов и иных нормативных документов в области строительства и получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. В обосновании иска указали, что гражданином Гаджиевым С.М. осуществляется строительство 6 этажного многоквартирного жилого дома расположенного на земельном участке №22 в районе Турали-1 с кадастровым номером: 05:40:000069:0111. Перед началом строительства по указанному объекту застройщиком в нарушение требований ч.5 ст. 52 ГрК РФ не направлено в орган исполнительной власти субъекта РФ уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора извещение о начале работ. Также застройщиком не разработана проектная документация на строительство объекта. Перед налом строительства застройщиком не получено положительное заключение экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, строительство осуществляется без разрешения на строительство. Выполнение строительно-монтажных работ по объекту осуществляется застройщиком в нарушение требований п.2 и 3 ст. 52 ГрК РФ, а именно без свидетельства о допуске выданного саморегулируемой организацией на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. По результатам проведенной управлением государственного строительного надзора Минстроя РД 18.03.2015 г. проверкой в отношении застройщика по указанному объекту выявленные следующие недостатки: нет разрешения на строительство – ч.2 ст. 52 ГК РФ; нет положительного заключения результатов инженерных изысканий и проектной документации – ч.1 ст. 49 ГрК РФ; нет исполнительной документации - -6.13 СП 48.13330.2011; лестничные шахты выполнены без поэтажной разрезки – п.6.4.2 СП 14.13330.2011; для наружной облицовки стен применен не предусмотренный нормами стройматериал – Серия 2.030.-2.01 «Стены многослойные с эффективной теплоизоляцией»; застройка земельного участка осуществляется в отсутствие генерального плана участка учитывающего требования пожарной безопасности; обоснование положений касающихся проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности должны входить в пояснительные записки к материалам по обоснованию проектов - п.15.1 СП 42.13330.2011; 65 №123-ФЗ от 22.07.2008 г.; помещения здания не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией – ФЗ №123 от 22.07.2008 г., Приложение «А», СП 5.13130.2009; для целей наружного тушения пожара на кольцевой водопроводной сети D - 100 мм. И более, не установлен пожарный гидрант – ФЗ №123 от 22.07.2008 г., п. 4.1, СП 8.13130.2009; при строительстве данного дома нарушены нормативные показатели плотности застройки, по требованиям обязательного приложения «Г» СП 42.13330.2011 – «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», коэффициент застройки должен быть не более 0,2 коэффициент плотности застройки не более 0.4; строительство осуществляется без привлечения индивидуального предпринимателя или юридического лица имеющих выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к видам работ по строительству объекта капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства - ч.2 ст. 52 ГрК РФ.
В судебном заседании представитель Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД Меджидова Г.А. исковые требования просил удовлетворить в полном объеме по основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Ответчик Гаджиев С.М. надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах в неявки суду не сообщил. Представитель истца просил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика и согласился принять заочное решение. Определением суда принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Гаджиевым С.М. осуществляется строительство 6 этажного многоквартирного жилого дома на земельном участке <адрес>.
Так, перед началом строительства по указанному объекту застройщиком в нарушение требований ч.5 ст. 52 ГрК РФ не направлено в орган исполнительной власти субъекта РФ уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора извещение о начале работ.
В соответствии с п. 16 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В силу п. 19 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ «Застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта».
Таким образом, исходя из терминологии ст. 1 «Градостроительного Кодекса РФ», следует считать Гаджиева С.М. «Застройщиком» по вышеуказанному объекту.
В соответствии с п. 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса РФ «Архитектурно-строительное проектирование»: «Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функциональнотехнологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)».
Также судом установлено, что застройщиком Гаджиевым С.М. не разработана проектная документация на строительство объекта.
В силу части 1 статьи 49 Градостроительного Кодекса РФ: «Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение экспертизы.
Как усматривается из материалов дела, перед налом строительства застройщиком Гаджиевым С.М. не получено положительное заключение экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, тем самым последним при строительстве указанного выше объекта нарушены требования ч.1 ст.49 Градостроительного Кодекса РФ.
Кроме того, строительство Гаджиевым С.М. осуществляется без разрешения на строительство.
Между тем, в силу части 2 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ «Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство».
В силу пункта 2 и 3 ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ, Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Судом установлено, что выполнение строительно-монтажных работ по «указанному выше объекту» осуществляется Газиевым А.М. в нарушение требований пункта 2 и 3 статьи 52 Кодекса, а именно без свидетельства о допуске выданного саморегулируемой организацией на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствие с требованиями п. 1 ст. 54 Градостроительного Кодекса РФ, государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствие со статьёй 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или её модификацией.
В силу пункта 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В силу ч. 11 ст. 6 № 69 ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности», в случае, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Более того, из материалов дела, усматривается, по результатам проведенной управлением государственного строительного надзора Минстроя РД 18.03.2015 г. проверкой в отношении застройщика по указанному объекту установлено, что выполняются СМР на 4-м этаже, выявленные следующие недостатки:
- нет разрешения на строительство – ч.2 ст. 52 ГК РФ;
- нет положительного заключения результатов инженерных изысканий и проектной документации – ч.1 ст. 49 ГрК РФ;
- нет исполнительной документации - 6.13 СП 48.13330.2011;
- лестничные шахты выполнены без поэтажной разрезки – п.6.4.2 СП 14.13330.2011;
- для наружной облицовки стен применен не предусмотренный нормами стройматериал – Серия 2.030.-2.01 «Стены многослойные с эффективной теплоизоляцией»;
- застройка земельного участка осуществляется в отсутствие генерального плана участка учитывающего требования пожарной безопасности; обоснование положений касающихся проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности должны входить в пояснительные записки к материалам по обоснованию проектов - п.15.1 СП 42.13330.2011; 65 №123-ФЗ от 22.07.2008 г.;
- помещения здания не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией – ФЗ №123 от 22.07.2008 г., Приложение «А», СП 5.13130.2009;
- для целей наружного тушения пожара на кольцевой водопроводной сети D - 100 мм. И более, не установлен пожарный гидрант – ФЗ №123 от 22.07.2008 г., п. 4.1, СП 8.13130.2009;
- при строительстве данного дома нарушены нормативные показатели плотности застройки, по требованиям обязательного приложения «Г» СП 42.13330.2011 – «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», коэффициент застройки должен быть не более 0,2 коэффициент плотности застройки не более 0.4;
- строительство осуществляется без привлечения индивидуального предпринимателя или юридического лица имеющих выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к видам работ по строительству объекта капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства - ч.2 ст. 52 ГрК РФ.
Кроме того, отдельные квартиры указанного 5 этажного многоквартирного четырёх подъездного жилого дома заселены, эксплуатируются. Подвальный этаж используется под цех приспособленный для выполнения заготовок окон, дверей и пр., что также свидетельствует о незаконной эксплуатации объекта.
В силу ч. 1 ст. 55 «Кодекса»: «Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации».
В соответствии с ч. 2 ст. 55 «Кодекса»: «Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления».
В связи с чем допущенные Гаджиевым С.М. при строительстве и последующей эксплуатации Объекта отклонения от требований федерального градостроительного законодательства указанные в акте проверки создают угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации № от 01.02.2206г., а именно п. 24.: «Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют следующие полномочия: п. п. ж) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ».
Согласно ч.1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утверждённым проектам с соблюдением требований технических регламентов в области окружающей среды.
Также ч.2 ст. 34 того же Федерального закона предусматривает в качестве санкции за нарушение требований в области охраны окружающей среды приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Следовательно, продолжение строительства и последующей эксплуатации многоэтажного жилого дома, возведенного без положительного заключения экспертизы результатов инженерных взысканий и проектной документации, без получения разрешения на строительство, а также эксплуатация многоквартирного жилого дома без разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, создают оговоренную законом опасность для всех находящихся в этом доме и вблизи него граждан.
Кроме того, иск обусловлен необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, поскольку строящийся объект является многоквартирным жилым домом и должен отвечать требованиям градостроительного законодательства, строительным нормам и правилам по соответствию качества строительства, безопасности и эксплуатационной конструктивной надежности здания.
Таким образом, последствием строительства здания с нарушением строительных требований может стать обрушение этого объекта и причинение вреда жизни и здоровью граждан.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При указанных обстоятельствах заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД к Гаджиеву Салиху Мусаевичу о признании незаконными строительных работ по возведению многоэтажного жилого дома и приостановлении строительства удовлетворить.
Признать строительство и эксплуатацию Гаджиевым Салихом Мусаевичем здания «6 этажного жилого дома», расположенного на земельном участке № 22 в районе Турали-1 с кадастровым номером: 05:40:00 00 69:0111 в гор. Махачкала незаконным.
Запретить гр. Гаджиеву С.М. строительство и дальнейшую эксплуатацию объекта капитального строительства: «6 этажного многоквартирного жилого дома», расположенного на участке № 22 в районе Турали-1 с кадастровым номером: 05:40:00 00 69:0111 в гор. Махачкала - до устранения нарушений федерального законодательства о градостроительной деятельности и приведения Объекта в соответствие с требованиями строительных норм и правил, технических регламентов и иных нормативных документов в области строительства и получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.Б. Онжолов