Решение по делу № 2-193/2015 ~ М-190/2015 от 17.07.2015

Дело № 2-193/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 августа 2015 года Красноярский край

город Игарка

Игарский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Безруковой О.В.,

при секретаре судебных заседаний Моор И.Н.,

с участием исполняющего обязанности города Игарки Шульгина М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Игарки в интересах Ефимовой С.Г. к муниципальному казенному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа города Игарки» им. В.П. Астафьева о взыскании заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Игарки в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Ефимовой С.Г.обратился в суд с иском к муниципальному казенному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа города Игарки» им. В.П. Астафьева о взыскании заработной платы. Требования мотивирует тем, что Ефимова С.Г. на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ работает гардеробщиком в учреждении ответчика, который начисляет и выплачивает ей заработную плату, не соблюдая требования статей 133, 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Просит взыскать с ответчика в пользу Ефимовой С.Г. не начисленную за май месяц 2015 года заработную плату в сумме <данные изъяты> (л.д. 4-6).

Исполняющий обязанности прокурора города Игарки Шульгин М.В. в судебном заседании исковые требования, заявленные в интересах Ефимовой С.Г., поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил иск удовлетворить, взыскав с ответчика в пользу Ефимовой С.Г. не начисленную заработную плату за май месяц 2015 года в сумме <данные изъяты>

Истец Ефимова С.Г. в судебное заседание не явилась. О месте и времени слушания дела извещена своевременно и надлежащим образом. Представила суду заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 21, 22).

Представитель ответчика муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа города Игарки» им. В.П. Астафьева в судебное заседание не явился. МКОУ «СОШ города Игарки» им. В.П. Астафьева о месте и времени слушания дела извещено своевременно, представило суду заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика (л.д. 17, 23). Возражений против заявленных исковых требований суду не представило.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - администрация Туруханского района, извещенной о месте и времени слушания дела своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился (л.д. 18, 19). Возражения против заявленных исковых требований администрация Туруханского района суду не представила.

Определением от 30.07.2015 года Игарского городского суда Красноярского края к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление образования администрации Туруханского района (л.д. 13).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - Управления образования администрации Туруханского района в судебное заседание не явился. Управление образования о месте и времени слушания дела извещено своевременно и надлежащим образом (л.д. 18, 19). Возражения против заявленных исковых требований Управление образования администрация Туруханского района суду не представило.

В силу ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявка лиц, перечисленных в ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не может рассматриваться как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.

В этой связи, полагая, что лица, участвующие в деле, определили порядок защиты процессуальных прав истца, суд с учетом приведенных выше норм права, руководствуясь требованиями частей 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания гражданского дела.

Выслушав исполняющего обязанности прокурора города Игарки, изучив материалы гражданского дела в полном объеме, оценивая представленные доказательства в их совокупности с позиции достоверности, достаточности и объективности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований. При этом суд руководствуется следующим.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании пунктов 1, 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствие с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений…

Из материалов дела следует, что заявление подано прокурором в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом иск прокурора заявлен на основании обращения истца в прокуратуру города Игарки о защите нарушенных прав в сфере трудовых правоотношений.

Таким образом, заявление подано прокурором в защиту прав истцов в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Однако действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере (статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации). Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда.

Эти нормы конкретизированы в статьях 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих, что оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размеры и порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Аналогичное правовое регулирование содержится в Законе Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.

На федеральном уровне до настоящего времени соответствующих постановлений не принято, поэтому в силу части первой статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации к заработной плате работников подлежат применению районные коэффициенты (для производственных и непроизводственных отраслей экономики) и процентные надбавки, установленные органами государственной власти бывшего Союза ССР или органами государственной власти Российской Федерации.

Процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года N 1980-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совет СССР от 10.02.1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 года N 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в районах Крайнего Севера к заработной плате работников начисляется надбавка к их месячному заработку в размере 80%.

Согласно п. 4 Приложения к Постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04 сентября 1964 года N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (с изм., внесенными Постановлением Госкомтруда СССР от 23.06.1965 года № 401) в городе Игарке Красноярского края к заработной плате работников применяется районный коэффициент 1,60.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 01.12.2014 N 408-ФЗ) минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен с 01.01.2015 года в размере 5.965 рублей в месяц.

Таким образом, заработная плата работников, осуществляющих работу в городе Игарке Красноярского края, отнесенному к районам Крайнего Севера, при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнении норм труда с 01.01.2015 года должна быть не ниже 5.965 рублей без учета районного коэффициента и полярной надбавки за стаж работа в районах Крайнего Севера, а с учетом указанных компенсационных выплат – не ниже 14.316 рублей 00 копеек в месяц: 5.965 рублей (минимальный размер оплаты труда) + 3.579 рублей 00 копеек (районный коэффициент 60 %) + 4.772 рубля 00 копеек (максимальная процентная надбавка 80%).

Судом установлено, что Ефимова С.Г. работает в муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ города Игарки» имени В.П. Астафьева гардеробщиком с ДД.ММ.ГГГГ. По условиям трудового договора работнику установлен должностной оклад и выплаты компенсационного характера: надбавка за работу в районах Крайнего Севера 80 %, северный коэффициент в размере 60 % (л.д. 7-10).

С учетом всех компенсационных выплат в мае месяце 2015 года истцу была начислена и выплачена заработная плата, размер которой меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда работников, работающих в районах Крайнего Севера.

Так, из расчетного листка следует, что истцу за фактически отработанное время была начислена заработная плата в размере <данные изъяты> куда включены оклад - <данные изъяты>, районный коэффициент - <данные изъяты>, северная надбавка - <данные изъяты> (л.д. 11).

Доводы прокурора о том, что минимальный размер заработной платы с учетом выплаты районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате должен составлять с 01.01.2015 года не менее 14.316 рублей 00 копеек ежемесячно за полностью отработанную норму рабочего времени, суд находит обоснованными, поскольку в силу приведенных выше положений закона работнику, работающему в районах Крайнего Севера, гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда в сумме 5.965 рублей в месяц с 01.01.2015 года, но и повышенный размер оплаты труда, который обеспечивается выплатой надбавок (в данном случае это районный коэффициент и северная процентная надбавка).

Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за полностью отработанную норму рабочего времени в месяц должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Учитывая, что в мае месяце 2015 года Ефимовой С.Г. начислена заработная плата в размере, менее гарантированного законом, суд находит исковые требования о взыскании с ответчика в пользу работника не начисленной заработной платы обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд приходит к выводу, что с муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа города Игарки» им. В.П. Астафьева в пользу Ефимовой С.Г. за спорный период 2015 года за фактически отработанное рабочее время должна быть взыскана не начисленная заработная плата в сумме <данные изъяты>, исходя из следующего расчета: <данные изъяты> (подлежащая начислению заработная плата за фактически отработанное время) – <данные изъяты> (фактически начисленная заработная плата за фактически отработанное время).

В силу положений ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании п.1 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истцы по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому с ответчика в соответствии с положениями п.1 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Игарки в интересах Ефимовой С.Г. к муниципальному казенному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа города Игарки» им. В.П. Астафьева о взыскании заработной платы удовлетворить.

Взыскать с муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа города Игарки» им. В.П. Астафьева в пользу Ефимовой С.Г. не начисленную за май месяц 2015 года заработную плату в сумме <данные изъяты>

Взыскать с муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа города Игарки» им. В.П. Астафьева государственную пошлину в размере <данные изъяты> в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Игарский городской суд Красноярского края.

Председательствующий О.В. Безрукова

2-193/2015 ~ М-190/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор г.Игарка в интересах Ефимовой Светланы Геннадьевны
Ответчики
МКОУ "СОШ г.Игарка"
Суд
Игарский городской суд
Судья
Безрукова Ольга Васильевна
17.07.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2015[И] Передача материалов судье
20.07.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.07.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2015[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2015[И] Судебное заседание
21.08.2015[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2015[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее