Решение по делу № 2а-2693/2017 ~ М-1730/2017 от 10.07.2017

№ 2а-2693/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Емельяново                     01 августа 2017 года

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего Адиканко Л.Г.

при секретаре Баталовой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смирнова Вячеслава Юрьевича к Военному комиссариату Емельяновского и Козульского районов Красноярского края о признании действий незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Смирнов В.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к Отделу военного комиссариата Красноярского края по Емельяновскому и Козульскому районам, в котором просит признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в принудительном направлении на прохождение стационарного обследования в КПНД.

Заявленные требования Смирнов В.Ю. мотивировал тем, что 03.04.2017 года, в военном комиссариате Емельяновского и Козульского районов административный истец проходил мероприятия, связанные с призывом. В этот же день ему была вручена повестка, согласно которой Смирнов В.Ю. должен явиться в военный комиссариат Емельяновского и Козульского районов 24.04.2017 года для прохождения дальнейшего стационарного медицинского обследования в Клинической Психиатрической Больнице № 2. Позже истцом была получена еще одна повестка, обязывающая его явиться 12.07.2017 года в военный комиссариат Емельяновского и Козульского районов Красноярского края для прохождения медицинского обследования в Клинической Психиатрической Больнице № 2.

Действия ответчика по принудительному направлению административного истца на прохождение стационарного обследования в Психоневрологический диспансер незаконны и нарушают гарантированное частью 1 статьи 27 Конституции РФ право на свободу передвижения, поскольку в соответствии с пунктом 20 Постановления Правительства РФ от 04 июля 2013 года № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», начальник военного комиссариата, либо призывная комиссия, при невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе в ходе освидетельствования, вправе направить его в медицинскую организацию для проведения стационарного или амбулаторного обследования, то есть, призывник может быть направлен на дополнительное обследование только в случае наличия у него каких-либо признаков заболеваний, которые не могут быть диагностированы в рамках медицинского освидетельствования в военном комиссариате. Поскольку объективные признаки наличия у административного истца психических расстройств отсутствуют, объективных причин для его направления на стационарное обследование в Психоневрологический диспансер не имелось и не имеется. 24.04.2017 года административным истцом в военный комиссариат Емельяновского и Козульского районов было подано заявление об отказе в прохождении стационарного обследования в психоневрологическом диспансере, на которое 24.05.2017 года получен ответ, согласно которого военный комиссариат Емельяновского и Козульского районов принудительно направляет административного истца на прохождения стационарного обследования в Психоневрологическом диспансере. Вместе с ответом административному истцу была вручена еще одна повестка, обязывающая Смирнова явиться в военный комиссариат 12.07.2017 года для медицинского обследования в КПБ № 2. При этом основания для принудительного психиатрического освидетельствования лица содержатся в части 4 статьи 23 Федерального закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Так, психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает:

а)    его непосредственную опасность для себя или окружающих;

б)    его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные
жизненные потребности;

в)    существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния,
если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя, если обследуемый находится под диспансерным наблюдением. Поскольку в ходе медицинского освидетельствование административного истца не было установлено никаких данных, позволяющих предположить наличия у него тяжелого психического расстройства, а также факта нахождения под диспансерным наблюдением, то у ответчика не было никаких оснований для принудительного направления административного истца на психиатрическое освидетельствование.

В судебное заседание административный истец Смирнов В.Ю., надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, не явился, доверил представление свих интересов Забоеву И.В., который, действуя на основании доверенности, требования Смирнова В.Ю. поддержал в полном объеме, дав при этом пояснения, аналогичные вышеизложенному, пояснив, что направление Смирнова В.Ю. на прохождение стационарного обследования в психоневрологический диспансер могло быть выдано военным комиссариатом только при наличии объективных данных, свидетельствующих о наличии у административного истца психических расстройств, а также по его добровольному согласию. Поскольку данное согласие административного истца получено не было, военный комиссариат нарушил действующее законодательство, принудительно направив административного истца на психиатрическое освидетельствование.

В зал суда не явился представитель Военного комиссариата Красноярского края, предоставил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, и письменные возражения на административное исковое заявление Смирнова В.Ю., согласно которому с требованиями административного иска не согласен, поскольку нарушений прав истца направлением на амбулаторное исследование в психоневрологический диспансер не допущено. В ходе проведения медицинского освидетельствования у Смирнова В.Ю. обнаружены снижение когнитивной сферы (внимания, памяти), незрелость эмоционально-волевой сферы, в связи с чем потребовалось проведение дополнительного медицинского освидетельствования.

Представители ответчика – военного комиссариата по Емельяновскому и Козульскому районам Красноярского края, представитель заинтересованного лица - Призывной комиссии Емельяновского района, а также Врач, руководящий работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, в судебное заседание не явились, причины неявки не сообщили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем суд находит возможным рассмотрение дела по существу в их отсутствие.

Выслушав представителя административного истца и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп «а» п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

На основании п. 1 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту осуществляются военными комиссариатами.

Граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей - п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ.

В соответствии с п. 2 указанной статьи Федерального закона, врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:

-А - годен к военной службе;

-Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

-В - ограниченно годен к военной службе;

-Г - временно не годен к военной службе;

-Д - не годен к военной службе.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565.

Согласно п. 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.

При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.

По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.

В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.

В соответствии с п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565, при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.

Согласно пунктам 13, 14 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или начальника отдела (муниципального) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования. Решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки, а также предложения начальника отдела (муниципального) о предварительном предназначении призывника. При этом учитывается также потребность в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному плану.

Аналогичные положения закреплены в п. 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.

Таким образом, из приведенных выше положений законодательства следует, что граждане, подлежащие призыву на военную службу и состоящие на воинском учете, должны проходить медицинское освидетельствование врачами-специалистами, включая врача-психиатра. По результатам медицинского освидетельствования врачами даётся заключение о годности гражданина к военной службе, после чего призывной комиссией принимаются решения о призыве на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва, об освобождении от исполнения воинской обязанности и другие решения. При этом Положением о военно-врачебной экспертизе, Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации предусмотрено, что в случае невозможности вынесения в ходе освидетельствования медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья, призывник по решению призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, для уточнения диагноза заболевания направляется в медицинское учреждение на обследование в амбулаторных или стационарных условиях.

Исходя из содержания Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", а также положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как установлено в судебном заседании, Смирнов В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ состоит на воинском учете с 11.03.2015 года в Отделе военного комиссариата по Емельяновскому и Козульскому районам Красноярского края.

04.04.2017 года, в период весеннего призыва 2017 года, при прохождении мероприятий, связанных с призывом на военную службу, Смирнов В.Ю. явился в Отдел военного комиссариата для медицинского освидетельствования врачами специалистами.

По результатам обследования врачом-психиатром <данные изъяты> в связи с чем 04.04.2017 года Смирнову В.Ю. выдано направление о необходимости явки 24.04.2017 года в Отдел военного комиссариата для прохождения медицинского обследования в КПБ № 2.

24.04.2017 года Смирнов В.Ю. обратился в отдел военного комиссариата по Емельяновскому и Козульскому районам с заявлением, в котором указал об отказе от прохождения стационарного обследования в психоневрологическом диспансере КПБ № 2.

23.05.2017 года Смирновым В.Ю. получен ответ начальника Отдела военного комиссариата о том, что направление на медицинское освидетельствование в КПНД обусловлено выявленными врачом-психиатром <данные изъяты>; в этот же день Смирнову В.Ю. выдана повестка о необходимости явки 12.07.2017 года для мед. освидетельствования в КПБ № 2.

С учетом выявленных врачом-психиатром <данные изъяты>, суд находит, что доводы Смирнова В.Ю. о том, что у ответчика не имелось объективных причин для направления истца в медицинское учреждение, являются несостоятельными.

Факт того, что Смирнов В.Ю. ранее не состоял и не состоит на учете психиатра, а также в психоневрологическом диспансере, не имеют значения, поскольку выявленные у него во время медицинского обследования <данные изъяты> не позволили сделать вывод о годности истца к военной службе.

В этой связи военный комиссариат, в соответствии с Положениями «О военно-врачебной экспертизе», «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», обоснованно направил Смирнова В.Ю. на обследование в Красноярский краевой психоневрологический диспансер.

Мнение истца о том, что указанное направление носит принудительный характер, является ошибочным, поскольку направление истца на обследование преследовало цель установления точного диагноза и определения годности к военной службе.

По убеждению суда, ссылки истца на положения ч. 4 ст. 23 Федерального закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» о принудительном психиатрическом освидетельствовании лица, применению не подлежат, поскольку Смирнову В.Ю. было выдано направление на медицинское обследование, а не на психиатрическое освидетельствование. Необходимость проведения обследования в условиях психоневрологического диспансера обусловлена целью определения годности призывника к военной службе.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, а также из указанных выше положений законодательства, регулирующего призыв на военную службу, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика по направлению истца на медицинское освидетельствование соответствовали требованиям закона при направлении призывника на медицинское обследование в психоневрологический диспансер, поскольку у врача-специалиста возникли сомнения относительно состояния здоровья призывника, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Смирнова Вячеслава Юрьевича к Военному комиссариату Емельяновского и Козульского районов Красноярского края о признании действий незаконными отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко

2а-2693/2017 ~ М-1730/2017

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Смирнов В.Ю.
Ответчики
Военный комиссариат Емельяновского и козульского районов
Суд
Емельяновский районный суд
Судья
Адиканко Лариса Геннадьевна
10.07.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
10.07.2017[Адм.] Передача материалов судье
12.07.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
12.07.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2017[Адм.] Судебное заседание
01.08.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.08.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее