Дело № 5-5/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Судья Интинского городского суда Республики Коми Махнева Л.В.
с участием представителя Администрации МО ГО "Инта" Донцовой М.А., и.о. государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г. Инте Канева С.А.,
рассмотрев 16 января 2018 года в г. Инте РК (169840, Республика Коми, город Инта, улица Социалистическая, дом № 4а) в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении юридического лица администрации муниципального образования городского округа «Инта»,
УСТАНОВИЛ:
11.12.2017 и.о. государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г. Инте Каневым С.А. поставлен протокол № 11 СС 040048 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении юридического лица администрации МОГО «Инта». В соответствии с указанным протоколом Администрация МО ГО "Инта", являясь лицом, ответственным за содержание улично-дорожной сети МО ГО "Инта" в безопасном для дорожного движения состоянии, не выполнило требования по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно 27.11.2017 года в 09 часов 10 минут на проезжей части дороги ул. Мира 3 ул. Мира 5, ул. Мира 12, ул. Мира 16, ул. Мира 20 «А», ул. Мира 23, ул. Мира 50 на пешеходных переходах, допустила недостатки улично-дорожной сети: формирование снежных валов ближе 5 (пяти) метров от пешеходного перехода, чем нарушило требования п. 3.1.8 ГОСТа Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Допущенные нарушения явились одной из причин совершения 27.11.2017 в 15 часов 45 минут дорожно-транспортного происшествия на переходном переходе напротив дома 20 «А» по ул. Мира, г. Инта, в результате которого несовершеннолетний пешеход получил телесные повреждения различной степени тяжести. Администрацией МО ГО "Инта" нарушены требования п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению по обеспечению безопасности дорожного движения.
В судебном заседании представитель администрации МО ГО «Инта» вину Администрации МО ГО "Инта" в указанном правонарушении не признала, пояснила, что вступившим в законную силу решением судьи Верховного Суда Республики Коми Машкиной И.М. от 18.10.2017 по делу № 12-390/2017 установлено, что Администрация МО ГО "Инта" не несет ответственности за состояние улично-дорожной сети на территории МО ГО "Инта", поскольку улично-дорожная сеть передана в оперативное управление МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом МО ГО "Инта"», которое и является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
И.о. государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г. Инте Канев С.А. настаивал на виновности Администрации МО ГО "Инта" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Материалами дела подтверждается, что 27.11.2017 с 09:00 до 10:00 государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г. Инте Возжаевым С.В. проведено обследование состояния улично-дорожной сети на ул. Мира МОГО «Инта». По результатам обследования был составлены акты № 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148 от 27.11.2017, в которых указано, что выявлено формирование снежных валов ближе 5 м от пешеходных переходов в районе домов № 5, 12, 16, 20А, 23, 50 на ул. Мира, чем нарушены требования п. 3.1.8 ГОСТа Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения. Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности. Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Исходя из положений приведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
В силу статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Анализ вышеизложенного свидетельствует, что законодатель применяет такие понятия как автомобильная дорога и улично-дорожная сеть.
При этом законодательно закреплено в статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ лишь понятие автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Понятие улично - дорожная сеть в действующем законодательстве отсутствует.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу части 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат в том числе: право оперативного управления, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся в том числе земельные участки и все, что прочно связано с землей (часть 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ).
Объект недвижимого имущества должен иметь тесную связь с землей, обладать полезными свойствами, которые могут быть использованы собственником независимо от земельного участка, на котором он находится, а также от других находящихся на общем земельном участке зданий, сооружений, иного недвижимого имущества.
Кроме того, недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может быть признан единый имущественный комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных объектов, неразрывно связанных физически или технологически (включая линейные объекты: железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы, автомобильные и железные дороги и др.).
Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Из разъяснений, данных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Приведенные выше нормы права позволяют сделать вывод о том, что право оперативного управления на автомобильную дорогу возникает у муниципального казенного учреждения с момента его государственной регистрации; право оперативного управления в отношении улично-дорожной сети государственной регистрации не подлежит, поэтому возникает у муниципального казенного учреждения с момента передачи данного имущества.
Из материалов дела следует, что Постановлением администрации МО ГО «Инта» от 15.09.2011 № 9/20144 утвержден Перечень улиц и проездов г. Инта и пгт. В. Инта общего пользования местного значения, находящихся в собственности МО ГО «Инта».
Администрацией МО ГО «Инта» учреждено МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом МО ГО «Инта», к основным видам деятельности которого, согласно пункту 2.3 Устава, относится содержание, ремонт, капитальный ремонт, реконструкция автомобильных дорог, улиц, проездов на территории МО ГО «Инта». В силу пункта 3.2 Устава имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Право оперативного управления имуществом, возникает с момента фактической передачи имущества, оформленной соответствующим актом приемо-передачи. Находящимся на праве оперативного управления имуществом, Учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено действующим законодательством. В соответствии с пунктом 3.3. в отношении закрепленного имущества Учреждение обязано, в том числе обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению; не допускать ухудшения технического состояния имущества; осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества с возможным его улучшением в пределах финансирования из бюджета МО ГО «Инта».
Распоряжением администрации МО ГО «Инта» № 223 от 26.03.2008 из казны МО ГО «Инта» на баланс МУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом» передано с 24.03.2008 имущество, согласно приложению. Передача имущества из казны МО ГО «Инта» на баланс МБУ «Агентства по управлению имуществом» с 28.06.2012 произведена также на основании постановления руководителя администрации МО ГО «Инта» № 6/1964 от 28.06.2012 и приложения к нему, о чем сторонами 28.06.2012 подписан акт приемо - передачи имущества.
Улица Мира, являющаяся частью улично-дорожной сети г. Инты, передана в оперативное управление МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом МО ГО «Инта». МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом МОГО «Инта» 15.09.2017 заключило муниципальный контракт № 0307300062917000051-0196287-01 с ООО «ВОСТЫМ» на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог, улиц площадей и проездов на территории МОГО «Инта» в зимний период на срок с 16.09.2017 по 31.12.2017. Согласно данному муниципальному контракту ООО «ВОСТЫМ» взяло на себя обязательства выполнять работы по очистке улиц, дорог, тротуаров от снега, в том числе на ул. Мира.
Таким образом, установлено, что Администрация МО ГО "Инта" выполнила муниципальные функции, надлежащим образом организовав очитку автомобильных дорог в зимний период. Сама по себе зимняя очистка дорог в обязанности администрации МО ГО "Инта" не входит. Выявленные недостатки улично-дорожной сети имели место на автомобильных дорогах, находящихся в оперативном управлении МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом МОГО «Инта», не принявшего всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства в части обеспечения безопасности дорожного движения. Также подрядчик по муниципальному контракту не обеспечил его выполнение надлежащим образом и в полном объеме. Следовательно, администрация МОГО «Инта» не является субъектом вмененного правонарушения, ее действия (бездействие) не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
На основании изложенного производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 3.12, 20.4 ч.1, ст. 29.7, ст. 29.6, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ (протокол № 11СС 040048), в отношении юридического лица администрации муниципального образования городского округа «Инта» в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Л.В. Махнева