Решение по делу № 2-504/2016 (2-4708/2015;) ~ М-4952/2015 от 30.11.2015

Дело № 2 - 504/2016                                Копия    

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 мая 2016 года                           г. Новосибирск

Калининский районный суд г. Новосибирска

в с о с т а в е :

Председательствующего судьи                      Авериной О.А.

При секретаре                      Ширяевой Е.С.

рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Калинниковой Л. М. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании приобретшей право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации и по встречному иску Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ к Калинниковой Л. М. о признании договора социального найма недействительным и признании не приобретшей право пользования служебных жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л:

Калинникова Л.М. первоначально обратилась в суд с иском к Министерству обороны РФ с требованием признать за ней право собственности на квартиру, общей площадью кв.м., расположенную по адресу: <адрес>А <адрес> порядке приватизации.

В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что ее дочь Шмидт В.А. работала в войсковой части 40851 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Стаж ее работы составил 10 лет 13 дней. В период работы Шмидт В.А. была предоставлена двухкомнатная <адрес>, общей площадью кв.м. по адресу: <адрес>, куда она была вселена на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, имеющему отметку «служебный», вместе с членами семьи: мужем Франком А.И., дочерью Франк С.А. и дочерью Франк А.А. Истец была вселена в указанное жилое помещение в ДД.ММ.ГГГГ в качестве члена семьи дочери Шмидт В.А. В ДД.ММ.ГГГГ Шмидт В.А. вместе с мужем и дочерями выехала на постоянное место жительство в Германию, где проживают до настоящего времени. С момента выезда дочери и членов ее семьи истец осталась проживать в спорной квартире, является главным квартиросъемщиков и несет все обязанности. ДД.ММ.ГГГГ с ней, как с нанимателем, был заключен договор социального найма жилого помещения, по которому она получила в бессрочное владение и пользование вышеуказанную квартиру. Наймодателем являлось Домоуправление № 1 (войсковая часть 40851). В соответствии со с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» она решила приватизировать квартиру, поскольку ранее никогда не участвовала в приватизации, в связи с чем обратилась с заявлением в Министерство обороны РФ, на которое получила ответ от ДД.ММ.ГГГГ, что в полномочия командования соединения не входят полномочия по распоряжению жилищным фондом МО РФ, а также сообщено, что квартира закреплена на праве оперативного управления за ФГКУ «СТУИО» МО РФ. На обращение в указанный орган истец также получила ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФГКУ «СТУИО» не уполномочено принимать решения о приватизации жилых помещений. Из ответов следует, что МО РФ и ФГКУ «СТУИО» не возражают против оформления в собственность в порядке приватизации спорной квартиры. МО РФ в своем ответе также ссылается на то, спорное жилое помещение имеет статус служебного с ДД.ММ.ГГГГ, однако истец полагает, что данный довод нельзя принимать во внимание, поскольку с ней в ДД.ММ.ГГГГ заключен договор социального найма, по которому жилое помещение передано ей не в связи с трудовыми отношениями и не для временного проживания, а в п. 3.2.3 договора найма предусмотрено право нанимателя приобрести жилое помещение в собственность. Кроме того, договор найма специализированного жилого помещения с ней никогда не заключался. Истец полагает, что квартира была предоставлена для постоянного проживания по договору социального найма, статус служебной она не приобрела, а потому подлежит передаче в собственность (л.д. 5-8).

ДД.ММ.ГГГГ от истца поступило уточненное исковое заявление (л.д. 71-74), по которому Калинникова Л.М. просит признать ее приобретшей право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.

В обоснование уточнения исковых требований истец дополнительно указала, что она была вселена в спорную квартиру в соответствии с ч.1 ст. 54 ЖК РФ в качестве члена семьи к своей дочери, постоянно зарегистрирована по этому адресу и с ДД.ММ.ГГГГ никто не оспорил законность ее вселения. Полагает, что в соответствии с ч.2 ст. 54 ЖК РФ она приобрела равное с нанимателем право пользования жилым помещением, т.к. вселилась в жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства, проживала вместе с дочерью до момента ее отъезда единой семьей.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42-43) к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ и ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.

ДД.ММ.ГГГГ от ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ поступило встречное исковое заявление к Калинниковой Л.М. (л.д. 55-58), по которому истец по встречному иску просит признать договор социального найма, заключенный между Калинниковой Л.М. и Домоуправлением № в/ч 40851, недействительным и признать Калинникову Л.М. не приобретшей право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

В обоснование встречного истца истец указал, что спорное жилое помещение является собственностью Российской Федерации, правообладателем является ФГКУ «СТУИО» МО РФ. Жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду на основании Решения Исполкома Калининского районного Совета народных депутатов г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ , указанный статус жилым помещением не утрачен, в муниципальную собственность оно не передавалось. Спорное жилое помещение было предоставлено Шмидт В.А. как служащей Советской Армии на семью из четырех человек и на вселение ей был выдан служебный ордер. На момент предоставления квартиры военный городок Пашино имел статус закрытого военного городка. Шмидт В.А. в ДД.ММ.ГГГГ выехала из квартиры и снялась с регистрационного учета, в связи с чем расторгла в отношении себя договор найма. В связи с чем договор найма служебного жилого помещения подлежит прекращению и в силу ч.4 ст. 31 ЖК РФ имеются основания для прекращения права пользования указанным жилым помещением у бывшего члена семьи нанимателя. Калинникова Л.М. не приобрела самостоятельного права пользования этим помещением, ее права производны от права лица, которое получила служебное жилое помещение. В связи с тем, что Шмидт В.А. и члены ее семьи прекратили право пользования жилым помещением, истец по встречному иску полагает, что и Калинникова Л.М. не приобрела право пользования им. При этом, предоставленный договор социального найма является недействительным, поскольку заключен неуправомоченным лицом, а также в нарушение ч.1 ст. 60 ЖК РФ. Домоуправление в/ч 40851 не являлось ни собственником спорного жилого помещения ни управомоченным собственником лицом. В полномочия Домоуправления в/ч 40851 не входило предоставление жилых помещений военнослужащим и заключение с ними договоров найма. Заключение договора найма не изменило статус жилого помещения. Калинникова Л.М. на учете нуждающихся не состояла, решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в отношении нее не принималось, вследствие чего договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ является ничтожным.

Истец и ответчик по встречному иску Калинникова Л.М. в судебном заседании свои исковые требования поддержала в полном объеме, встречные исковые требования не признала, заявила о пропуске истцом по встречному иску срока исковой давности и дала пояснения, аналогичные изложенному в исках.

Представитель ответчика и истца по встречному иску ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ – Осинцева Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год (л.д. 86), в судебном заседании первоначальные исковые требования Калинниковой Л.М. не признала в полном объеме, встречные исковые требования поддержала и дала пояснения, аналогичные изложенному по встречном иске.

Представитель ответчиков ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ и Министерства обороны РФ – Корнева И.В., действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51) и от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40) в судебном заседании исковые требования Калинниковой Л.М. не признала в полном объеме, представила возражения на иск (л.д. 35-36) и дала соответствующие пояснения. Кроме того, поступили возражения на иск Калинниковой Л.М. от представителя ФГКУ «СТУИО» МО РФ Махмудовой В.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45-47, 48).

Представитель 3-го лица – Департамента имущественных отношений МО РФ в судебное заседание не явился, извещен, письменные пояснения по искам в суд не поступали,

Представитель 3-го лица – ФГ КЭУ «57 ЭТК» (войсковая часть 62682) Чернов Е.П., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 100) в настоящее судебное заседание также не явился, извещен, письменные пояснения по иску в суд не поступали.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, полагает, что оснований для удовлетворения иска Калинниковой Л.М., а также встречного иска ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ, не имеется.

С 1 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс РФ, а Жилищный кодекс РСФСР прекратил свое действие (ст.ст.1,2 ФЗ РФ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ»), однако в соответствии со ст.5 вводного закона, к жилищным правоотношениям, возникшим до введение в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ.

В соответствии с ч.1 ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение, а в соответствии с ч.3 ст. 47 ЖК РСФСР выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

В соответствии со ст.101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Согласно ст.104 ЖК РСФСР в соответствии с законодательством РФ служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

На основании ст.105 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством СССР, ЖК РСФСР и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министром РСФСР.

Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.

На основании пункта 2 Постановления Совета Министров СССР от 06 мая 1983 года N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения", ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.

В соответствии с абзацем 4 п.п. "а" п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным, в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавших на момент предоставления данного жилого помещения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов.

Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). В закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения.

В судебном заседании установлено, что военный городок Пашино-1 г. Новосибирска был отнесен к закрытым военным городкам,

Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года № 1470-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года № 752-р» военный городок Пашино-1 г. Новосибирска, исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.

Федеральное недвижимое имущество согласно акту закрепления было закреплено за ФГ КЭУ «57 ЭТК» на праве оперативного управления, в том числе и <адрес>, в соответствии с распоряжением N от ДД.ММ.ГГГГ, ФГ КЭУ "57 ЭТК" (войсковая часть 62682) РВНС, является правопреемником войсковой части 62682 (57 ЭТК) РВСН.

Приказом М. обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ право оперативного управления недвижимым имуществом ФГ КЭУ «57 ЭТК» (войсковая часть 62682) РВСН прекращено и закреплено на праве оперативного управления за ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

На основании передаточного акта № 3/1739 от 26 ноября 2012 года «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления и предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ «СТУИО» МО РФ) приняло, а ФГ КЭУ «57 ЭТК» передало имущество, а также все права и обязанности в отношении имущества, указанного в перечне; права и обязанности на имущество, передаваемое по настоящему акту, переходят к ФГКУ «СТУИО» МО РФ со дня подписания передаточного акта (л.д. 37, 38).

Согласно решения Исполнительного комитета Калининского районного Совета народных депутатов г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 60, 61, 87) «О жилищных вопросах» <адрес>, находившаяся в закрытом военном городке, включена в список служебной жилой площади войсковой части 40851.

Из копии ордера от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), следует, что двухкомнатная <адрес> была предоставлена Шмидт В.А. на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ на семью из четырех человек: саму Шмидт В.А., а также мужа – Франка А.И. и дочерей Светлану, ДД.ММ.ГГГГ. рождения и Анну, ДД.ММ.ГГГГ рождения. Указанный ордер имеет отметку – «Служебный».

Согласно справки войсковой части 40851 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20) Шмидт В.А. являлась гражданской служащей и работала в войсковой части 40851 с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, юридические признаки служебного жилого помещения: назначение помещения; заселение определенным кругом лиц (военнослужащими и служащими РА); нахождение помещения вблизи войсковой части, в военном городке; включение помещения в число служебных соответствующим органом, соблюдены и спорная <адрес> по <адрес> являлась служебным жилым помещением.

На основании приказа М. обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, часть квартир в домах по <адрес> и <адрес> передана в собственность муниципального образования – г. Новосибирска.

В перечне к приказу Министра обороны РФ № 3627 от 03 декабря 2012 года о передаче квартир из федеральной собственности в собственность муниципального образования <адрес> в <адрес> не значится, в связи с чем спорное жилое помещение в муниципальную собственность не передано, что подтверждается справкой МКУ г. Новосибирска «ГЖА» (л.д. 21) и находится в собственности Министерства обороны РФ.

Согласно свидетельства о рождении Шмидт В.А. (л.д. 75) и свидетельства о расторжении брака (л.д. 76), истец Калинникова Л.М. является матерью Шмидт В.А. и была вселена в спорное жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ в качестве члена ее семьи, что представителями ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ и ФГКУ «СТУИО» МО РФ не оспаривается.

Как следует из выписки из домовой книги (л.д. 13) Калинникова Л.М. зарегистрирована в спорной квартире с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени, а в период с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ на регистрационном учете в квартире также состояли Шмидт В.А. и члены ее семьи, которые сняты с учета в связи с выездом в Германию.

На л.д. 10-12 представлена копия договора социального найма жилого помещения в домах федерального жилищного фонда МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Домоправлением войсковой части 40851 и Калинниковой Л.М., согласно которому последней предоставлена двухкомнатная <адрес>.

В соответствии со ст. 106 ЖК РСФСР, действовавшей в период вселения Шмидт В.А. и истца в данную квартиру, составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось.

Согласно ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Из Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» усматривается, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

Согласно положений Порядка включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда, являющегося приложением № 1 к указаниям Начальника службы расквартирования и обустройства от 24 апреля 2007 года N 155/4/694, органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом в Министерстве обороны Российской Федерации, является Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны РФ. Заявителем по вопросам включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда является квартирно-эксплуатационная часть района, отделение морской инженерной службы, войсковые части, обладающие правами КЭЧ района, за которыми жилые помещения закрепляются на праве оперативного управления.

Как следует из Постановления Правительства РФ от 25 марта 2010 года «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам: включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда.

Мероприятия по исключению жилых помещений из специализированного жилого фонда в рамках действия нового порядка обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, установленного приказом Министра обороны РФ № 1280 от 30 сентября 2010 года, осуществляются в целях реализации программы по обеспечению военнослужащих, уволенных с военных службы жилыми помещениями по договорам социального найма; военнослужащие, установленным порядком признанные нуждающимися в получении жилья, изъявившие желание на повторное заселение занимаемого специализированного жилого помещения на условиях договора социального найма, при условии принятия уполномоченным органом соответствующего решения, могут получить договор социального найма на занимаемое ими жилое помещение с одновременным исключением с учета нуждающихся.

По мнению суда, исключение жилого помещения из числа служебных в силу изложенных выше норм права является правом органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом, а не обязанностью, что нашло свое подтверждение и в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года № 1541-1, из которой видно, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»     граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В силу ст.4 вышеуказанного закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Учитывая то обстоятельство, что <адрес> включена в число служебных, решений об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не принималось, согласия собственника либо управомоченного лица на приватизацию занимаемого истцом жилого помещения, не имеется, оснований для признания Калинниковой Л.М. приобретшей право пользования жилым помещением – квартирой , расположенной по <адрес> на условиях договора социального найма и признании за ней права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации не имеется.

У суда отсутствуют правовые основания для изменения статуса жилого помещения, так как жилищным законодательством предусмотрено, что это является правомочием жилищных органов, которые осуществляют управление этим фондом.

Также, в случае прекращения договора найма специализированного жилого помещения без исключения жилого помещения из числа служебного жилого помещения, по мнению суда, оно не может быть предоставлено по договору социального найма, так как в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования (совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов), специализированный жилищный фонд (совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела 4 ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов) (ст.19 ЖК РФ), при этом суд отмечает и то обстоятельство, что как ст.33 ЖК РСФСР, так и ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учет.

В судебном заседании в силу ст.56 ГПК РФ не было представлено доказательств тому обстоятельству, что Калинникова Л.М. состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, суд, проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что в удовлетворении иска Калинниковой Л.М. необходимо отказать в полном объеме, в силу того, что действующее законодательство содержит запрет на приватизацию служебных жилых помещений, а оснований для признания прекращенным договора найма служебного жилого помещения не имеется.

Вместе с тем, суд не находит оснований и для удовлетворения встречных исковых требований ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ к Калинниковой Л.М. о признании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.

В соответствии с п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Однако, в соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса, а в соответствии с п. 2 ст. 196 ГК РФ срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 02.07.2009 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным ст. 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также п. 1 ст. 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Впервые с исковыми требованиями о признании недействительным договора социального найма спорного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении более 10 лет.

В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Следовательно, требования ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ к Калинниковой Л.М. о признании недействительным договора социального найма, заключенного между ней и Домоуправлением в/ч 40851 от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворению не подлежат.

Что касается требования ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ о признании Калинниковой Л.М. не приобретшей право пользования спорным жилым помещением, то данное требование также удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст. 106 ЖК РСФСР, действовавшей на момент регистрации и вселения Калинниковой Л.М., к пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила статей 50 - 61, 66, 75, 81 - 84, 89 - 93, 96, 97, части первой статьи 98, статей 99 и 100 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.1 ст. 54 ЖК РСФСР наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи.

В соответствии с ч.2 ст.54 ЖК РСФСР граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.

Судом установлено, что Калинникова Л.М. была вселена ДД.ММ.ГГГГ в спорное жилое помещение нанимателем служебного жилого помещения Шмидт В.А. в качестве члена ее семьи, как мать, в установленном законом порядке, что истцом по встречному иску не оспорено.

Следовательно, никаких оснований полагать, что Калинникова Л.М. не приобрела право пользования служебным жилым помещением как член семьи Шмидт В.А., не имеется, и в удовлетворении требования о признании Калинниковой Л.М. не приобретшей право пользования спорным жилым помещением должно быть отказано.

При этом, судом не рассматривался вопрос об основаниях прекращения права пользования Калинниковой Л.В. служебным жилым помещением, поскольку такое требование истцом по встречному иску не заявлялось.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

     В удовлетворении исковых требований Калинниковой Л. М. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании приобретшей право пользования жилым помещением – квартирой , расположенной по <адрес> на условиях договора социального найма и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - отказать в полном объеме.

В удовлетворении встречных исковых требований Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ к Калинниковой Л. М. о признании договора социального найма недействительным и признании не приобретшей право пользования служебных жилым помещением – квартирой , расположенной по <адрес> - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья: (подпись)

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

«Копия верна»:

Подлинник решения находится в гражданском деле Калининского районного суда <адрес>.

    

Решение не вступило в законную силу «_____» ______________ 20 ____ г.

    

Судья: О.А. Аверина

Секретарь: Е.С. Ширяева

    

Решение не обжаловано (обжаловано) и вступило в законную силу

«_____» _________________ 20____ г.

        

Судья:

                

2-504/2016 (2-4708/2015;) ~ М-4952/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Калинникова Лидия Михайловна
Ответчики
ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ
ФГКУ "СТУИО" МО РФ
Министерство обороны РФ
Другие
Департамент имущественных отношений МО РФ
Суд
Калининский районный суд г. Новосибирска
Судья
Аверина Ольга Анатольевна
30.11.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.12.2015[И] Передача материалов судье
01.12.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2015[И] Подготовка дела (собеседование)
18.12.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2016[И] Подготовка дела (собеседование)
12.01.2016[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2016[И] Судебное заседание
29.02.2016[И] Судебное заседание
27.04.2016[И] Судебное заседание
31.05.2016[И] Судебное заседание
14.06.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2016[И] Дело оформлено
18.01.2017[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее