Дело № 2-2/131/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 апреля 2015 года г. Белая Холуница Кировской области
Слободской районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Лумповой И.Л.,
при секретаре Михалёвой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Слободском районе в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Союз» об обязании разработать проекты зон санитарной охраны водозаборов и получить в установленном порядке санитарно-эпидемиологическое заключение,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Слободском районе (далее – Управление) в порядке ст.46 ГПК РФ обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Союз» (далее – ООО «Союз») о возложении обязанности разработать проекты зон санитарной охраны водозаборов и получить в установленном порядке санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанные проекты зон санитарной охраны.
В обоснование иска указано, что со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка деятельности ООО «Союз» за соблюдением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, предупреждения вредного воздействия на человека факторов среды обитания, профилактики инфекционных заболеваний. В ходе проверки установлено, что ООО «Союз» в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения осуществляет пользование подземными источниками - артезианскими скважинами № <адрес>, № д. <адрес>, № <адрес>, № <адрес>, № д. <адрес>, №, № д. <адрес>, № д.<адрес>. Указанные источники питьевого водоснабжения переданы ООО «Союз» на основании договоров аренды, заключенных с администрациями сельских поселений Белохолуницкого района, на территории которых они расположены. В настоящее время артезианские скважины не затампонированы, используются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В нарушение норм законодательства (ч.1 ст.7.1, ст.43 Водного кодекса РФ, ст.18 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», п.п.1.4, 1.5, 1.6, 1.12, 1.16, 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения») ООО «Союз» не разработаны проекты зон санитарной охраны используемых подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, а именно: артезианских скважин № <адрес>, № № д.<адрес>, № <адрес>, № <адрес>, № д.<адрес> №<адрес>, № д.<адрес>, № д.<адрес> в установленном порядке не получены санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны. Отсутствие разработанных проектов зон санитарной охраны водозаборов создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, случайного или умышленного загрязнения и повреждения мест водозаборов, а также угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) населения, что является недопустимым.
По результатам проверки Управлением в адрес ООО «Союз» выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил от ДД.ММ.ГГГГ № по разработке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения скважин № № с оформлением санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В установленные сроки вынесенного предписания была запрошена информация от ООО «Союз» о наличии проектов зон санитарной охраны источников зон санитарной охраны на эксплуатируемые источники водоснабжения и санитарно-эпидемиологические заключения на проект зон санитарной охраны. ООО «Союз» направило ответ, в котором указано, что Обществом заключены договоры возмездного оказания услуг с КОГБУ «<данные изъяты>» на составление проектов зон санитарной охраны по скважинам № <адрес>, № <адрес>, № д<адрес>, №, № д.<адрес>, № д.<адрес>.
С целью устранения выявленных нарушений ООО «Союз» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ При таких обстоятельствах понуждение к устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Поэтому, ТО Управление Роспотребнадзора по Кировской области в Слободском районе обращается с иском в суд в порядке ст. 46 ГПК РФ, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Истец просит обязать: ООО «Союз» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны следующих водозаборов, расположенных на территории <адрес> – скважина № №, расположенная на территории <адрес>, скважина №, расположенная на территории <адрес>, скважина № №, расположенная на территории д. <адрес>, скважины № № № расположенные на территории д. <адрес>, скважина № № расположенная на территории д. <адрес>.
В судебном заседании представитель истца – ФИО10 на иске настаивала.
В судебном заседании представитель ответчика ООО Союз» ФИО11 иск признал в полном объеме, указав, что ст.173 ГПК РФ (последствия признания иска ответчиком) ясна. Пояснил, что выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства на момент проверки действительно имели место. ДД.ММ.ГГГГ для составления проекта зон санитарной охраны ООО «Союз» заключило договоры возмездного оказания услуг с КОГБУ «<данные изъяты>. Финансово-хозяйственная деятельность ООО «Союз» регулируется региональной службой по тарифам по Кировской области. В расходную часть тарифа данный вид затрат не включается, иного вида деятельности ООО «Союз» не ведет. ООО «Союз» примет меры для устранения выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ при наличии финансирования.
Третье лицо департамент экологии и природопользования <адрес> о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в отзыве на исковое заявление требования истца поддержало.
Представители третьих лиц глава администрации Ракаловского сельского поселения ФИО4, глава администрации Прокопьевского сельского поселения ФИО5, глава администрации Поломского сельского поселения ФИО6 в судебном заседании пояснили, что считают требования истца обоснованными, но полагают, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ не смогут выполнить заявленные требования, поскольку в бюджетах нет достаточных денежных средств на выполения всех мероприятий.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя департамента экологии и природопользования Кировской области.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы, имеющиеся в деле, суд приходит к следующему:
Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации (ст.ст.41, 42, 45).
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Аналогичные гарантии установлены гражданам в ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ № 52 от 30.03.1999).
Согласно ч.1 ст.7.1 Водного кодекса Российской Федерации водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 Кодекса или лицами, использующими водные объекты.
Часть 2 ст.43 Водного кодекса РФ устанавливает, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст.18 ФЗ № 52 от 30.03.1999 проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее - Правила).
В соответствии с п. 1.4 Правил зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима ЗСО является санитарная охрана источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Пунктом 1.5 Правил устанавливается, что ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала. Его назначение - защита места водозабора и водопроводных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1.11 Правил).
В соответствии с п. 1.12 Правил в состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается установленном порядке. Отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими Правилами.
В соответствии с ч.1 ст.46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства (п.2 ч.1 ст.51 № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно п.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области данный орган является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человеке, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В судебном заседании установлено, что ООО «Союз» зарегистрировано в качестве юридического лица в налоговом органе за основным государственным регистрационным номером <данные изъяты>. Согласно Уставу ООО «Союз» одним из видов деятельности, осуществляемым Обществом, является обеспечение бесперебойной подачи питьевой воды, а также приема, отвода, транспортировки и очистки сточных вод ( л.д.6-16).
Из договоров аренды имущества следует, что ООО «Союз» переданы в аренду администрацией Ракаловского сельского поселения, Поломского сельского поселения, водозаборные скважины, расположенные на территории данных муниципальных образований для использования в хозяйственной деятельности (л.д. 17-23). Также ООО «Союз» заключены договоры аренды имущества на скважины с Гуренским сельским поселением и Прокопьевским сельским поселением Белохолуницкого района ( л.д.24-29).
В ходе проверки Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Слободском районе деятельности ООО «Союз» были выявлены нарушения специального режима осуществления хозяйственной деятельности на территории зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в части использования зон санитарной охраны с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ на артезианские скважины № <адрес>, №№ № д.<адрес>, № <адрес>, № <адрес>, № д.<адрес>, №№, № д.<адрес>, № д.<адрес>, находящиеся в аренде у ООО «Союз», отсутствуют разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения с оформленными санитарно-эпидемиологическими заключениями о соответствии санитарным правилам (л.д. 29-32).
По результатам проверки ООО «Союз» внесено предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил № от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 33-34).
Из представленных ответчиком документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ для составления проекта зон санитарной охраны ООО «Союз» заключило договоры возмездного оказания услуг с КОГБУ «<данные изъяты>» №№ № (л.д. 37-40).
В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. В этом случае суд, на основании ст.173 ГПК РФ, выносит решение об удовлетворении исковых требований. Суд не принимает признания иска ответчиком, если оно противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Положения ст.173 ГПК РФ (последствия признание иска ответчиком) сторонам разъяснены.
В данном случае указанных в ГПК РФ препятствий для принятия признания иска ответчиком судом не установлено, интересы других лиц не нарушены, заявленные требования законны и обоснованны, поэтому суд принимает признание исковых требований Управления Роспотребнадзора по Кировской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц ответчиком.
Иск подан государственным органом в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом, в целях предупреждения и пресечения нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства неопределенного круга лиц, и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию юридического лица, так как невыполнение ответчиком санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении деятельности по обеспечению бесперебойной подачи питьевой воды населению Белохолуницкого района угрожает безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц, существенно ущемляет гарантированные Конституцией РФ и ФЗ «Об охране окружающей среды» права на благоприятную окружающую среду.
Срок (до ДД.ММ.ГГГГ) для выполнения действий по разработке проектов зон санитарной охраны и получения санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны 6 водозаборных скважин, в том числе и обеспечения их финансирования, суд считает разумным и достаточным.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования Белохолуницкий муниципальный район Кировской области в размере 300 рублей (пп.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ), от уплаты которой истец освобожден в силу пп.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст.173, 194-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Принять признание иска ответчиком обществом с ограниченной ответственностью «Союз».
Иск территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Слободском районе в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании разработать проекты зон санитарной охраны водозаборов и получить в установленном порядке санитарно-эпидемиологическое заключение удовлетворить.
Обязать ООО «Союз» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны следующих водозаборов:
- скважины № №, расположенной на территории <адрес>,
- скважины № №, расположенной на территории <адрес>,
- скважины № №, расположенной на территории д. <адрес>,
- скважин № № №, расположенных на территории д. <адрес>,
- скважины № №, расположенной на территории д. <адрес>.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Союз» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Белохолуницкий муниципальный район Кировской области в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд Кировской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 10 апреля 2015 года.
Судья подпись И.Л. Лумпова
Копия верна.
Судья И.Л. Лумпова