Судья: Минина Н.А.

Докладчик: Акинина Е.В. Дело № 33-5860

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«12» мая 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Акининой Е.В.

и судей: Сорокина А.В., Хомутовой И.В.

при секретаре: Паниной Т.А.

с участием прокурора Самойлова А.А.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Акининой Е.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Главы Мариинского муниципального района Кривцова А.А. на решение Мариинского городского суда Кемеровской области

от 02 марта 2016 года

по иску прокурора города Мариинска в интересах ФИО1 к администрации Мариинского муниципального района о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

установила:

Прокурор города Мариинска в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Мариинского муниципального района о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, указывая на то, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Просил обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное в черте г.Мариинска Кемеровской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. в пределах выделенных муниципальному образованию «Мариинский муниципальный район» субвенций из бюджета Кемеровской области.

Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 02 марта 2016 года постановлено:

Обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома или квартиры, отвечающее установленным требованиям, в черте г.Мариинска, Кемеровской области по норме предоставления площади жилого помещения не менее 18 кв.м., в пределах выделенных субвенций из бюджета Кемеровской области.

В апелляционной жалобе Глава Мариинского муниципального района Кривцов А.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное в связи с неправильным применением норм материального права. Указывает, что суд не учёл, что ФИО1 имеет право на предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Законом Кемеровской области № 134-ОЗ согласно списку детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Суд не принял во внимание информацию комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района от 09.02.2016, согласно которой в настоящее время в казне Мариинского муниципального района свободные жилые помещения, приобретенные (построенные) за счёт средств субвенций на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, отсутствуют.

В резолютивной части решения суд не указал, за счёт каких субвенций, выделяемых из бюджета Кемеровской области администрация Мариинского муниципального района обязана предоставить ФИО1 жилое помещение.

Суд не принял во внимание, что в Межрайонном отделе судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области на принудительном исполнении находится 5 судебных постановлений, вынесенных Мариинским городским судом, по категории «дети-сироты», должником по которым является администрация Мариинского муниципального района.

Согласно информации финансового управления по Мариинскому району от 05.02.2016 размер субвенций, запланированных в бюджете Кемеровской области для распределения бюджету Мариинского муниципального района на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений на 2016 год составляет <данные изъяты> руб. По состоянию на 05.02.2016 в бюджет Мариинского муниципального района денежные средства не поступали.

Прокурором города Мариинска поданы возражения на апелляционную жалобу.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился представитель ответчика, 3-го лица и не сообщили о причине неявки, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании статьи 327, п.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав пояснения ФИО1, просившей решение суда оставить без изменения, заслушав пояснения прокурора Самойлова А.А., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, проверив в соответствии с частью статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда правильным и не усматривает оснований для его отмены.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей.

В льготной очереди детей-сирот в качестве нуждающейся в жилом помещении она состоит с 30.04.2009, по состоянию на 20.01.2016 номер по списку 118 (л.д.18, 8).

Судом также установлено, что до настоящего времени жилое помещение по договору специализированного найма ФИО1 не предоставлено, в собственности жилого помещения она не имеет.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 3 Закона Кемеровской области» от 27.12.2012 N134-ОЗ, пришёл к выводу, что ФИО1 имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, в связи чем иск удовлетворил.

Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда является правильным исходя из следующего.

В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

В соответствии с ч.1 ст.155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1,3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, как следует из содержания приведённых правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очерёдность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования (объём субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Довод жалобы о том, что на данный момент в Реестре муниципальной собственности Мариинского муниципального района жилые помещения отсутствуют, субвенции, запланированные в бюджете Кемеровской области для распределения бюджету Мариинского муниципального района на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений на 2016 год, по состоянию на 20.02.2016 в бюджет не поступали, является несостоятельным, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности, что согласуется с правовой позицией Европейского Суда, согласно которой власти государства-ответчика не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных средств, например, отсутствие жилого помещения (Постановление Европейского суда по делу «Малиновский против Российской Федерации от 07.07.2005»).

Довод жалобы о том, что в резолютивной части решения суд не указал, за счет каких субвенций, выделяемых из бюджета Кемеровской области администрация Мариинского муниципального района обязана предоставить ФИО1 жилое помещение, также не влечёт отмену постановленного решения, поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения возложена судом именно на администрацию Мариинского муниципального района, так как субвенции, предоставляемые на жилые помещения детям сиротам, зачисляются в счёт средств муниципального бюджета, а затем расходуются на приобретение жилых помещений. Само по себе отсутствие финансирования не является основанием к отказу в удовлетворении законных требований истца.

Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, изложенную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.

Судебная коллегия считает, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным им обстоятельствам и основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании, которым дана всесторонняя, полная и объективная оценка, нормы процессуального и материального права применены верно, а потому оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1 частью 1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 02 ░░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-5860/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Хисматова А.К.
Прокурор г.Мариинска в интересах Хисматовой А. К.
Ответчики
Орган опеки и попечительства Управления образования администрации Мариинского м/р
Администрация г.Мариинска
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Акинина Елена Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
12.05.2016Судебное заседание
16.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее