Решение по делу № 2-2544/2015 от 12.02.2015

№ 2-2544/15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Федеральный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Омаровой М. А, при секретаре Маликовой А. З.,

с участием истца Алиева И. И., представителя ответчика Салимгереева М. П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алиева И. И. к УФК РФ по РД о взыскании стоимости домостроения выплаченного во время купли-продажи от Абакаровой Нужав по договору от ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации на день выплаты.

УСТАНОВИЛ:

Алиев И. И. обратился в суд с исковым заявлением к УФК РФ по РД о взыскании стоимости домостроения выплаченного во время купли-продажи от Абакарова Н по договору от ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации на день выплаты, мотивируя тем, что он признан репрессированным НКВД по политическим мотивам. На основании закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от ДД.ММ.ГГГГ. он был реабилитирован. Право на меры социальной поддержки, приобретающие на основании справки выданной компетентными органами Государственной власти, т. е. с даты ДД.ММ.ГГГГ с которой следует исчислять правонарушения в отношении личности.

После реабилитации, на протяжении 13-ти лет, он в течении 4-х лет, жил в антисанитарных условиях, так как принадлежавшее в прошлом его семье, их домостроение оказалось переданное и заселенное другой, переселившейся из <адрес>, семьи Абакарова Н.

Находясь вбезвыходной ситуации, семья его в тот период состояла
из 6-х человек, он вынужден был совершить акт купли-продажи от
Абакаровой Нужават домостроения, которое до их выселения являлось их собственностью.

За домостроение, на дату совершения купли-продажи им выплачено Абакарова Н. <данные изъяты> теми деньгами.

Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 28.10.1991г. № 1761-1, Постановление Правительства РФ от 12.08.1994г. «Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения имущества», предусмотрены меры и порядок возврата принадлежавших им до выселения имущества и их компенсации.

В судебном заседании истец Алиев И. И. исковые требования поддержал, по указанным в исковом заявлении основаниям и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика – Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РД Салимгереев М. П. в судебном заседании поддержал возражения и просил отказать в удовлетворении искового заявления по тем основаниям, что льготы, которые устанавливались федеральным законодателем для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в их материальном (финансовом) выражении входят в признанный государством объем возмещения вреда, включая моральный вред.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не обоснованными и подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из представленных документов, Алиев И. И., родился ДД.ММ.ГГГГ в местах ссылки в <адрес>, Киргизской ССР, куда были сосланы его родители по национальному признаку, где находился на учете спецпоселения под административным надзором. На основании статьи 3-1 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации репрессированных народов» и статьи 3 п.«в» Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» истец реабилитирован. Данное обстоятельство подтверждается справкой о реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акта МО <адрес> РД о передаче жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ домостроение Абакарова Н. выкуплено и передается репрессированному гражданину Алиеву И. И.

Согласно договора купли продажи жилого дома, Абакарова продала Алиеву за десять тысяч рублей жилой дом.

Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О реабилитации жертв политических репрессий", исходя из цели обеспечения жертв политических репрессий посильной в настоящее время компенсацией материального и морального ущерба (преамбула) и в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусматривает комплекс мер, направленных на социальную защиту этой категории граждан. По своей правовой природе данные виды государственной социальной поддержки являются льготами, носящими компенсаторный характер, установление порядка предоставления которых законодателем возложено на Правительство Российской Федерации (статья

Право на такого рода льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому определение правовых оснований их предоставления и круга субъектов, на которых они распространяются, входит в компетенцию законодателя.

Предоставление реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, льгот (именуемых теперь мерами социальной поддержки) было направлено на создание благоприятных условий для реализации прав и свобод названными категориями граждан и обеспечение их социальной защищенности. По своей правовой природе эти льготы носили компенсаторный характер и в совокупности с иными предусмотренными Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" мерами были призваны способствовать возмещению причиненного в результате репрессий вреда.

В соответствии с требованиями статей 71 пункт "в" и 76 часть 1 Конституции Российской Федерации были установлены порядок и последствия реабилитации, определены формы, способы восстановления прав жертв политических репрессий, способы, формы и размеры возмещения государством вреда реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в целях компенсации как материального, так и морального ущерба, общие принципы предоставления им мер социальной поддержки, а также гарантируемый минимальный (базовый) уровень такой поддержки.

На основании позиции Конституционного Суда РФ, положения Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О реабилитации жертв политических репрессий", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам, однако используемые в нем специальные публично-правовые механизмы компенсации не предусматривают - в отличие от гражданского законодательства -разграничение форм возмещения материального и морального вреда. (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 383-О-П "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В.И.В. на нарушение его конституционных прав Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий").

Последствия реабилитации определены в ст. ст. 12 - 18 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".

Так, согласно п. 6 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 (ред. от 06.02.2007) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (пункт 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации).

Поскольку моральный вред истцу причинен действиями, имевшими место до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, согласно положениям п. 1 ст. 54 Конституции РФ и ч. 1 ст. 4 ГК РФ данные нормы права не подлежат применению к спорным правоотношениям.

Порядок и условия реабилитации жертв политических репрессий в Российской Федерации определены в Законе РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" и принятыми во исполнение данного Закона постановлениями Правительства РФ, законами субъектов РФ, установившими конкретные меры социальной поддержки реабилитированных лиц, что нормативными актами, регулирующими вопрос реабилитации жертв политических репрессий выплата компенсации морального вреда не предусмотрена.

До 1991 года какие-либо компенсации жертвам политических репрессий при обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении, законодательством РСФСР либо СССР не предусматривались.

Согласно части 1 статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей

собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. К имуществу по смыслу статьи 1 Протокола N 1 Европейский Суд по правам человека (далее Европейский Суд) относит как наличное (реально существующее) имущество, так и имущество, получения которого мог "законно ожидать" заявитель.

Между тем, право истца на денежную компенсацию морального и материального вреда не возникло, ущемление прав истца на имущество, которое он мог законно ожидать, не имело место, а потому оснований считать, что нарушены положения статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции, как об этом утверждается в исковом заявлении, не имеется.

Указанные выводы соответствуют Конституции Российской Федерации, Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", а также правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека.

На основании изложенного, признание государством необоснованности и анти законности указанных политических репрессий, принятие соответствующих законодательных актов, а также предоставление реабилитированным лицам соответствующих льгот в целях создания благоприятных условий для реализации ими своих прав и свобод и обеспечение их социальной защищенности являются формами возмещения реабилитированным вреда, уже включающего в себя возмещение морального вреда.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии со ст.1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст.12 ФЗ РФ "О введении в действие части второй ГК РФ" действие статьи 1069 ГК РФ распространяется также на случаи, когда причинение вреда жизни и здоровью гражданина имело место до ДД.ММ.ГГГГ, но не ранее ДД.ММ.ГГГГ и причиненный вред остался не возмещенным.

Согласно п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 (ред. от 06.02.2007) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (пункт 1 ст.54 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, поскольку вред истцу причинен до введения в действие Гражданского кодекса РФ, то его нормы не могут распространяться на возникшие правоотношения.

В силу ст.3.1 указанного Закона РСФСР на граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной или иной принадлежности, распространяется действие Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий".

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам, однако используемые в нем специальные публично-правовые механизмы компенсации не предусматривают - в отличие от гражданского законодательства - разграничение форм возмещения материального и морального вреда. (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 383-О-П "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Волик И.В. на нарушение его конституционных прав Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий").

Последствия реабилитации определены в ст.ст. 12-18 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", которые предусматривают компенсацию материального и морального ущерба путем предоставления льгот реабилитированным лицам и возмещения стоимости изъятого имущества на основании утвержденных Правительством РФ ДД.ММ.ГГГГ Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации. В ином виде указанные нормативные акты возмещение ущерба не предусматривают.

Учитывая, что истцу предоставлено право на льготы и меры социальной поддержки, установленные Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», указанный закон возмещение ущерба в ином виде не предусматривает. До 1991 года какие-либо компенсации жертвам политических репрессий при обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении, законодательством РСФСР либо СССР не предусматривались. Следовательно, заявленные требования истца о взыскании стоимости домостроения выплаченного во время купли-продажи от Абакаровой Нужав по договору от ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации на день выплаты, удовлетворению не подлежат.

В связи с чем, в удовлетворении заявленного требования Алиева И. И. суд считает необходимым отказать.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Алиева И. И. к УФК РФ по РД о взыскании стоимости домостроения выплаченного во время купли-продажи от Абакаровой Нужав по договору от ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации на день выплаты – отказать.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья Омарова М. А.

2-2544/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Алиев И.И.
Ответчики
Правительство РД
Суд
Советский районный суд г. Махачкала
Дело на странице суда
sovetskiy.dag.sudrf.ru
12.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.02.2015Передача материалов судье
12.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2015Судебное заседание
06.04.2015Судебное заседание
10.04.2015Судебное заседание
15.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2015Дело оформлено
10.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее