Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 мая 2018 года г.Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Воронцова А.В.,
при секретаре Фадиной Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1910/18 по исковому заявлению Тихомировой Елены Алексеевны к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о присвоении звания «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
Истец Тихомирова Е.А. обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о присвоении звания «Ветеран труда», мотивировав свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ года обратилась к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».
Ответчик отказал по тем основаниям, что ведомственный знак «Х лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации» не включен в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2005 года №103-п.
Истец обладает трудовым стажем ДД.ММ.ГГГГ года приказом Федеральной службы лесного хозяйства России № награждена знаком «Х лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации».
В связи с чем истец просит признать ведомственный знак «Х лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации» основанием для присвоения звания «Ветеран труда», обязать ответчика присвоить звание «Ветеран труда с оформлением и выдачей соответствующего удостоверения.
Истец Тихомирова Е.А., представитель ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истец Тихомирова Е.А. награждена нагрудным знаком «Х лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации» Федеральной службы лесного хозяйства России за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране Российской Федерации (приказ от №
Тихомирова Е.А. начала свою трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается трудовой книжкой №
Истец обратилась в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Тихомировой Е.А. в присвоении звания «Ветеран труда» отказано, поскольку истец не награждена ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики); в разделе IV Перечня наград, которым установлены ведомственные знаки отличия в труде, являющиеся основаниями для присвоения звания «Ветеран труда», отсутствует знак «Х лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации», что подтверждается ответом ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации, соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п.2 п.4 ст.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года №115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» ветеранами труда являются лица, награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, или награжденные ведомственными знаками отлития в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет мужчин и 35 лет для женщин.
Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 04 июня 1993 года №144 «Об утверждении положения о значке за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране Российской Федерации», утверждено Положения о значке за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране Российской Федерации.
Согласно п. 1 Положения о значке за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране Российской Федерации (приложение №1 к приказу Федеральной службы лесного хозяйства России от 04 июня 1993 года №144 далее Положение о значке) - в соответствии с Положением о государственной лесной охране Российской Федерации лица, прослужившие в государственной лесной охране России непрерывно и безупречно десять и более лет награждаются нагрудными значками за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране за 10, 20, 30 и более лет.
Согласно п.2.2 Положения о значке - награждение работников государственной лесной охраны Российской Федерации значками за долголетнюю и безупречную службу производится органами управления лесами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, учреждениями, организациями непосредственного подчинения Федеральной службы - работников государственной лесной охраны подведомственных лесхозов, авиабаз и работников органов управления лесами.
В трудовой книжке награжденного делается запись о награждении значком со ссылкой на приказ о награждении.
Таким образом, знак «Х лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации», выданный Тихомировой Е.А., является ведомственной наградой, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда».
Ответчик в обоснование своего решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» Тихомировой Е.А., ссылается на ст.7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», согласно которого «Ветеранами труда» являются лица награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В силу положений ч.3 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года №388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Таким образом, анализируя представленные материалы дела, суд полагает, что решение ответчика об отказе истцу в присвоении звания «Ветеран труда» основано на неправильном применении ст.7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», так как по состоянию на 30 июня 2016 года истец имела страховой стаж более 20 лет, награждена ведомственной наградой за отличие в труде в установленном порядке, то есть на момент обращения с заявлением к ответчику, за нею сохранилось право на присвоение звания «Ветеран труда», исходя из вышеуказанного, истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда».
Правовой смысл пп.2 п.1 ст.7 Федерального закона «О ветеранах» подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными наградами за отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Истец награжден ведомственной наградой за отличие в труде в установленном порядке, то есть имеет право на присвоение звания «Ветеран труда».
В соответствии с п.4 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» полномочия по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» переданы субъектам Российской Федерации.
Согласно постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2006 года №142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» и выдачи удостоверений Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры определен уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим присвоение званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».
В соответствии с пунктами 1.3, 4.1. указанного Порядка оформление удостоверения «Ветеран труда» осуществляется управлениями социальной защиты населения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, выдача удостоверений осуществляется многофункциональным центром.
В этой связи, требования истца о возложении обязанности на Департамент социального развития автономного округа по выдаче удостоверения «Ветеран труда» удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
С ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в Тихомировой Е.А. подлежат взысканию расходы, понесенные истцом по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Тихомировой Елены Алексеевны удовлетворить частично.
Признать ведомственный знак «Х лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации» основанием для присвоения Тихомировой Елене Алексеевне звания «Ветеран труда».
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить Тихомировой Елене Алексеевне звание «Ветеран труда».
В остальной части исковые требования, оставить без удовлетворения.
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Тихомировой Елены Алексеевны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 16 мая 2018 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда А.В. Воронцов