АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
05 марта 2012 года
Дело № А33-21492/2011
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 27.02.2012.
В полном объеме решение изготовлено 05.03.2012.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ражкова Р.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Ермолаева Вячеслава Валентиновича
к Администрации Ленинского района г.Красноярска
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии Распоряжения о продлении срока размещения временного сооружения – торгового киоска, расположенного по адресу: г.Красноярск, Ленинский район, ул. Амурская, д. 26 «а»;
об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, путем продления срока размещения временного сооружения – торгового киоска, расположенного по адресу: г.Красноярск, Ленинский район, ул. Амурская, д. 26 «а»;
о взыскании 200 руб. государственной пошлины,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Трезубова Д.Г. по доверенности №1 от 10.11.2011,
от ответчика: Патриной Н.А. по доверенности от 16.12.2011,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуевой А.В.,
установил:
индивидуальный предприниматель Ермолаев Вячеслав Валентиновичобратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Ленинского района г.Красноярска о признании незаконным бездействия Администрации Ленинского района г.Красноярска, выразившегося в непринятии Распоряжения о продлении срока действия Распоряжения от 02.03.2010 г. №363, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, путем продления срока размещения временного сооружения – торгового киоска, расположенного по адресу: г.Красноярск, Ленинский район, ул. Амурская, д. 26 «а», о взыскании 200 руб. государственной пошлины.
Заявление принято к производству суда. Определением от 29.12.2011 возбуждено производство по делу.
Представитель заявителя в судебном заседании уточнил требования в части основания заявления: просит признать незаконным бездействие Администрации Ленинского района г.Красноярска, выразившееся в нарушении процедуры рассмотрения заявлений от 24.01.2011, от 19.09.2011.
В соответствии со статьей 49 АПК РФ судом принято уточнение основания заявления, поддержал заявленные требования по доводам, указанным в уточненном заявлении, от ходатайства об объявлении перерыва представитель заявителя отказался.
Представитель ответчика в судебном заседании возразил против удовлетворения заявления по доводам, указанным в отзыве на заявление.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Индивидуальный предприниматель Ермолаев Вячеслав Валентиновичзарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304246415600032.
На основании распоряжения администрации Ленинского района в городе Красноярске от 23.11.2005 г. № 1144 между департаментом муниципального имущества и земельных отношений (арендодателем) и индивидуальным предпринимателем Ермолаевым Вячеславом Валентиновичем (арендатором) 29 мая 2006 года заключен договор аренды земельного участка № 931, в соответствии с которым арендодатель обязался предоставить арендатору земельный участок общей площадью 21,85 кв.м., находящийся по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Амурская, 26 «А», кадастровый номер 24:50:05 00 434:0016 для размещения торгового киоска. Срок действия договора с 23.11.2005 по 20.11.2006.
Распоряжениями администрации Ленинского района в городе Красноярске от 30.11.2006 № 1365, от 26.12.2007 № 1615, от 04.03.2009 № 214, от 02.03.2010 № 363 «о продлении срока размещения киоска по ул. Амурская, 26 «А», индивидуальному предпринимателю продлялся срок размещения временного сооружения - торгового киоска по 19.11.2007, 25.12.2008, 23.12.2009, 03.03.2010, 01.03.2011 соответственно.
27.01.2011 предприниматель Ермолаев Вячеслав Валентинович обратился в администрацию Ленинского района г.Красноярска с заявлением от 24.01.2011 о продлении срока размещения временного сооружения - торгового киоска.
21.09.2011 индивидуальный предприниматель Ермолаев Вячеслав Валентинович повторно обратился в администрацию Ленинского района г.Красноярска с заявлением (входящий № Е - 1612) от 19.09.2011, о продлении срока размещения временного сооружения -торгового киоска по адресу: г. Красноярск, ул. Амурская, д. 26 «А»,
17.11. 2011 индивидуальный предприниматель Ермолаев Вячеслав Валентинович направил (входящий № 264.14.69 от 17.11.2011 г.) в администрацию Ленинского района г. Красноярска согласование с ООО «КрасКом» по размещению торгового киоска, расположенного по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Амурская, 26 «А».
Администрация Ленинского района г.Красноярска срок разрешения на размещение временного сооружения - торгового киоска не продлила.
Индивидуальный предприниматель Ермолаев Вячеслав Валентинович, полагая бездействие администрации Ленинского района г.Красноярска незаконным, обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Порядок размещения временных сооружений урегулирован Положением о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, утвержденным Постановлением администрации г. Красноярска от 09.02.2010 № 55 (далее – Положение №55).
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3.11 Положения №55 под временными сооружениями в настоящем Положении понимаются сборно-разборные сооружения, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению. К временному сооружению относится, в том числе, киоск - временное сооружение закрытого типа без зала обслуживания и подсобного помещения.
Пунктом 1.8 Положения №55 в охранных зонах инженерных сетей допускается размещение временных сооружений, указанных в подпункте 1.3.11 настоящего Положения, установка которых осуществляется без производства земляных работ и заглубления в грунт.
В силу пункта 1.7 Положения №55 площадь временных сооружений, указанных в подпунктах 1.3.11, 1.3.15, 1.3.17 настоящего Положения, не должна превышать 50 квадратных метров.
В соответствии с пунктом 1.9 Положения №55 решение о разрешении на размещение временных сооружений, указанных, в том числе в подпункте 1.3.11, настоящего Положения, принимается руководителем администрации района в городе, на территории которого предполагается размещение временного сооружения, в форме распоряжения. Органом, уполномоченным на принятие заявлений и подготовку проектов распоряжений о разрешении на размещение временных сооружений, принятие решений об отказе в разрешении на размещение временных сооружений, указанных в настоящем пункте, является администрация района в городе, на территории которого размещается временное сооружение.
Согласно пункту 2.11 Положения №55 продление срока размещения временного сооружения осуществляется на основании обращения заявителя в уполномоченный орган за 2 месяца до истечения указанного в правовом акте срока размещения временного сооружения с приложением следующих документов:
- копии распоряжения руководителя администрации района в городе о разрешении на размещение временного сооружения;
- фотоизображения временного сооружения на момент подачи заявления;
- исполнительной съемки земельного участка;
- договора аренды земельного участка и справки департамента муниципального имущества и земельных отношений об отсутствии задолженности по арендной плате либо договора безвозмездного срочного пользования земельным участком - в случае размещения временного объекта на земельном участке, переданном в аренду или безвозмездное срочное пользование;
- действующих согласований (заключений) контролирующих и надзорных служб и организаций в соответствии с пунктом 2.6 настоящего Положения - в случае, если на момент получения согласований (заключений) был определен срок их действия;
- сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним - в случае размещения временного объекта на принадлежащем заявителю земельном участке.
В силу пункта 2.12 Положения N 55 после поступления заявления о продлении срока размещения временного сооружения уполномоченный орган осуществляет действия в соответствии с порядком, установленным пунктами 2.2 - 2.4 Положения.
Согласно пункту 2.13 Положения №55 при положительном решении архитектурно-планировочной комиссии о продлении срока размещения временного сооружения руководитель администрации района в городе в течение четырнадцати дней с момента представления полного пакета документов, предусмотренных настоящим Положением, издает распоряжение о продлении срока размещения временного сооружения.
В силу пункта 2.14 Положения №55 основанием для отказа в продлении срока размещения временного сооружения является:
- наличие подготовленного администрацией города проекта правового акта о предоставлении земельного участка для строительства;
- размещение временного сооружения на земельном участке, предварительно согласованном для размещения объекта недвижимости, если срок предварительного согласования истекает в течение следующего календарного года;
- размещение объекта с нарушением норм действующего законодательства;
- наличие отрицательных заключений, отсутствие согласований (заключений) контролирующих и надзорных служб и организаций;
- невыполнение заявителем условий договора аренды земельного участка либо договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенного на основании распоряжения о разрешении на размещение временного объекта;
- невыполнение заявителем в установленный срок требований об устранении нарушений и приведении временного сооружения в соответствие с проектом временного сооружения;
- изменение внешнего облика временного сооружения в процессе его эксплуатации и несоответствие согласованному проекту (эскизу) временного сооружения, а также если сооружение не вписывается в сложившийся архитектурный облик города;
- проведение работ по формированию земельного участка, предоставляемого для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.
Как следует из материалов дела, 27.01.2011 предприниматель Ермолаев Вячеслав Валентинович обратился в администрацию Ленинского района г.Красноярска с заявлением о продлении срока размещения временного торгового павильона.
21.09.2011 индивидуальный предприниматель Ермолаев Вячеслав Валентинович повторно обратился в администрацию Ленинского района г.Красноярска с заявлением (входящий № Е - 1612) от 19.09.2011, о продлении срока размещения временного сооружения -торгового киоска по адресу: г. Красноярск, ул. Амурская, д. 26 «А»,
17.11. 2011 индивидуальный предприниматель Ермолаев Вячеслав Валентинович направил (входящий № 264.14.69 от 17.11.2011 г.) в администрацию Ленинского района г. Красноярска согласование с ООО «КрасКом» по размещению торгового киоска, расположенного по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Амурская, 26 «А».
Заявитель указывает, что ответы на указанные обращения в администрацию Ленинского района г. Красноярска заявителем не были получены и на момент обращения с рассматриваемым требованием в арбитражный суд.
Представитель ответчика пояснил, что 01.03.2011 г. закончился срок договора аренды земельного участка под размещение киоска заявителя по ул. Амурской, 26а в г. Красноярске. В ответ на заявление Ермолаева В.В. от 24.01.11 г. продлить срок размещения временного сооружения ему был дан ответ от 25.02.11 г., что размещение не возможно. В последующем заявитель еще несколько раз обращался в администрацию района с аналогичными заявлениями на что также получил отказ.
Довод ответчика о том, что заявитель пропустил срок для обращения в администрацию района с заявлением о продлении срока размещения временного сооружения, судом отклоняется поскольку материалами дела и пояснениями представителя ответчика подтверждается, что администрацией Ленинского района г. Красноярска было принято указанное заявление, вопрос рассматривался на заседании архитектурно-планировочной комиссии, решением архитектурно-планировочной комиссии в продлении срока размещения киоска по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Амурская, 26 «А», расположенного в охранной зоне инженерных сетей отказано. При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют основания переоценивать позицию администрации Ленинского района г. Красноярска, принявшей заявление к рассмотрению.
В подтверждение направления Ермолаеву В.В. ответов на обращения заявителя ответчиком представлены копии писем от 25.02.2011 № Е-148-АЛР, от 21.10.2011 № Е 1612 АЛР 09.08., согласно которым в продлении срока размещения киоска по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Амурская, 26 «А», расположенного в охранной зоне инженерных сетей отказано, а также Реестры использованных маркированных почтовых конвертов, марок за февраль, октябрь, ноябрь 2011 года. Однако суд считает недоказанным направление заявителю указанных писем, поскольку в представленных реестрах отсутствует информация о том какое именно почтовое отправление (номер, дата письма) направляется.
Как следует из пояснений ответчика и представленных в материалы дела писем от 25.02.2011 № Е-148-АЛР, от 21.10.2011 № Е 1612 АЛР 09.08., выписки из протокола заседания архитектурно-планировочной комиссии № 36 от 19-09-2011, выписки из протокола заседания архитектурно-планировочной комиссии № 39 от 10-10-2011 основанием для отказа в продлении срока размещения киоска по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Амурская, 26 «А», является его расположение в охранной зоне инженерных сетей, отсутствие действующего согласования организаций, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей, в охранной зоне которых находится временный киоск.
Вместе с тем, согласно пункта 1.8 Положения №55 допускается продление срока размещения временных сооружений, установленных на подземных коммуникациях и в их охранной зоне, при условии последующего переноса временного сооружения, в охранных зонах инженерных сетей допускается размещение временных сооружений, указанных в подпункте 1.3.11 настоящего Положения, установка которых осуществляется без производства земляных работ и заглубления в грунт.
При этом подпунктом 5 пункта 2.11 Положения №55 требуется наличие действующих согласований (заключений) контролирующих и надзорных служб и организаций в соответствии с пунктом 2.6 настоящего Положения - в случае, если на момент получения согласований (заключений) был определен срок их действия.
Ответчиком не представлено доказательств необходимости получения заявителем действующих согласований.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что отказ Администрации Ленинского района в городе Красноярске в продлении срока размещения временного сооружения, выраженный в письмах от 25.02.2011 № Е-148-АЛР, от 21.10.2011 № Е 1612 АЛР 09.08., является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 2.11 Положения №55 продление срока размещения временного сооружения осуществляется на основании обращения заявителя в уполномоченный орган при представлении
- копии распоряжения руководителя администрации района в городе о разрешении на размещение временного сооружения;
- фотоизображения временного сооружения на момент подачи заявления;
- исполнительной съемки земельного участка;
- договора аренды земельного участка и справки департамента муниципального имущества и земельных отношений об отсутствии задолженности по арендной плате либо договора безвозмездного срочного пользования земельным участком - в случае размещения временного объекта на земельном участке, переданном в аренду или безвозмездное срочное пользование;
- действующих согласований (заключений) контролирующих и надзорных служб и организаций в соответствии с пунктом 2.6 настоящего Положения - в случае, если на момент получения согласований (заключений) был определен срок их действия;
В материалы дела представлено дополнительное соглашение № 1958 от 30.03.2010 к договору аренды земельного участка № 931 от 29.05.2006, согласно которому срок действия договора аренды земельного участка продлен по 01.03.2011.
Вместе с тем, документов, подтверждающих отсутствии задолженности по арендной плате в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Администрацией Ленинского района г. Красноярска не оспаривается факт приложения к заявке справки департамента муниципального имущества и земельных отношений об отсутствии задолженности по арендной плате.
В соответствии с частью 3.1. статьи 70 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Оснований полгать, что копии распоряжения руководителя администрации района в городе о разрешении на размещение временного сооружения, фотоизображение временного сооружения на момент подачи заявления, исполнительной съемки земельного участка не представлены вместе с заявлением у суда не имеется.
Кроме того, заявителем представлен топографический план по спорному объекту.
Поскольку ответчиком требования заявителя не признаются в целом, отказ в продлении размещения временного сооружения мотивирован расположением временного сооружения в охранной зоне инженерных сетей, а заявителем не представлено в суд документов, подтверждающих отсутствие задолженности по арендной плате, у суда отсутствуют основания полгать обстоятельства приложения справки департамента муниципального имущества и земельных отношений об отсутствии задолженности по арендной плате к заявлению установленными.
Таким образом, при неисполнении заявителем обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие документов, необходимых для положительного разрешения заявления о продлении срока размещения временного сооружения не имеется оснований для удовлетворения заявления в части продления срока размещения временного сооружения – торгового киоска, расположенного по адресу: г.Красноярск, Ленинский район, ул. Амурская, д. 26 «а».
Вместе с тем, указанное обстоятельство не препятствует Администрации Ленинского района в городе Красноярске рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Ермолаева Вячеслава Валентиновича по имеющимся у Администрации Ленинского района в городе Красноярске документам, приложенным к заявлению с учётом частичного удовлетворения требований заявителя судом.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Судебные расходы.
Индивидуальный предприниматель Ермолаев В.В. обратился также с заявлением о возмещении судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно статье 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в том числе в определении.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу положений части 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по настоящему заявлению составляет 200 рублей, которая с учетом результата рассмотрения дела подлежат отнесению на администрацию Ленинского района г. Красноярска.
Учитывая вышеизложенное, требования индивидуального предпринимателя Ермолаева Вячеслава Валентиновича подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Требования индивидуального предпринимателя Ермолаева Вячеслава Валентиновича удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации Ленинского района в городе Красноярске в продлении срока размещения временного сооружения, выраженный в письмах от 25.02.2011 № Е-148-АЛР, от 21.10.2011 № Е 1612 АЛР 09.08., как не соответствующий Постановлению Администрации города Красноярска от 9 февраля 2010 г. № 55 «Об утверждении положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска».
Обязать Администрацию Ленинского района в городе Красноярскеустранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Ермолаева Вячеслава Валентиновича, повторно рассмотреть заявление о продлении срока размещения временного сооружения – торгового киоска, расположенного по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Амурская, д. 26 «а».
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Администрации Ленинского района в городе Красноярске в пользу индивидуального предпринимателя Ермолаева Вячеслава Валентиновича, 12.04.1963 г.р., уроженца г. Красноярска, проживающего по адресу: 660121, г. Красноярск, ул. Парашютная, 7, 63 (ИНН 246400055750, ОГРНИП 30424641560032) расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражного суда Красноярского края.
Судья
Р.А. Ражков